Чертежи для судомоделистов.

ПАМЯТЬ

Во второй книге романа «Пётр Первый»[55] советский писатель А. Н. Толстой описывает спуск двухпалубного пятидесятипушечного корабля «Предестинация».

К празднованию в России 300-летия Военного-Морского флота на месте строительства «Гото Предестинации» и других кораблей Азовского флота (ныне современной Адмиралтейской площади Воронежа) была торжественно открыта ростральная колонна; в ведение Воронежско-Борисоглебской епархии была передана отреставрированная Адмиралтейская церковь, в которой был освящён флаг корабля «Гото Предестинация», один из первых утверждённых военно-морских флагов России. На одной из стен Адмиралтейской церкви была размещена памятная доска в честь строительства «Гото Предестинации».

В 2000 году в Воронеже в честь 300-летия строительства «Гото Предестинации» была проведена научная конференция «Воронеж — родина Первого линейного корабля России»[56].

В 2001 году был выпущен почтовые блок[57] с чертежом корабля «Гото Предестинация».

В 2000 году к празднованию 300-летия Российского военно-морского флота шоколадная фабрика «Красный Октябрь» создала серию «Флотский шоколад»[58], посвящённая известным кораблям России. На одной из этикеток была изображена и «Гото Предестинация».

1 ноября 2010 года Банк России выпускает в обращение памятные монеты из драгоценных металлов, в том числе и золотую монету номиналом 1000 рублей «Корабль „Гото Предестинация“» серии «История русского военно-морского флота[59]. Тираж выпуска — 500 штук. На лицевой стороне монеты изображено рельефное изображение эмблемы Банка России (двуглавого орла), год чеканки — 2010 и надпись «одна тысяча рублей», а на обратной стороне — рельефное изображение первого русского линейного корабля «Гото Предестинация» и обозначение розы ветров в сочетании с элементами морских карт.

8 июля 2010 года в присутствии заместителя председателя правительства С. Б. Иванова и главы Воронежской области А. В. Гордеева на Адмиралтейской площади был отлит колокол для копии корабля «Гото Предестинация»[60]. 15 июня 2011 года на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония закладки копии корабля с участием воронежского губернатора и митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия[61]. Почётные гости прикрепили специальными гвоздями закладную доску в специальную нишу на блоке корабля, который устанавливается на стапеле в первую очередь. По словам А. В. Гордеева корабль «Гото Предестинация» будет воссоздан по чертежам эпохи Петра I[62]. В нём после завершения всех работ разместится до сих пор не созданный воронежский музей военно-морского флота.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ^ В книге Елагина С. И. «История русского флота. Период Азовский» название корабля переводится как «Божье Предведение». В других источниках, например, в книге В. И. Расторгуева «Воронеж — родина первого Адмиралтейства» и др., «Гото Предестинация» переводится как «Божье Предвидение».

2. ^ О том, что Пётр I был изобретателем уникальной конструкции киля написано в книге С. И. Елагина «История русского флота. Период Азовский», которая до сих пор является одним из самых авторитетных источников по истории кораблестроения на верфях Воронежского адмиралтейства. Про изменение осадки корабля и о других особенностях конструкции «Гото Предестинации» написано в книгах Быховского И. А. «Петровские корабелы», Расторгуева В. И. «Родина русского Военно-Мосркого флота» и др. См. также раздел «Описание»

3. ^ Для получения разрешения на эти работы русские дипломаты специально обращались в венецианский сенат: см. Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 103.

4. ^ Джон Перри руководил строительством шлюзов на реке Воронеж. См. Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 104.

5. ^ В письме написано: «Морозы зело велики, так что работать нельзя…» См. Письмо Фёдору Алексеевичу Головину (из Воронежа, 2 марта 1700 года) — Письма и бумаги императора Петра Великого. — Санкт-Петербург: Государственная типография, 1887. — Т. I. — С. 339.

6. ^ Более подробный список приведён в статье Список кораблей Азовского флота Так же см. Ведомость и роспись кораблям Турецкого флота, с означением какие из Русских судов можно им противопоставить (1704 год) // Письма и бумаги императора Петра Великого. — Санкт-Петербург: Государственная типография, 1893. — Т. III. — С. 209—210.

7. ^ В большинстве источников используется название «акварель». Тем не менее, Басов А. Н., автор книги «История военно-морских флагов», называет акварель Бергмана раскрашенным чертежём. См. Басов А. Н. Флаги ВМФ России: история и мифы // История военно-морских флагов — 2004. — С. 51. — 310 с.

8. ^ См. примечание к письму Петра I № 433 // Письма и бумаги императора Петра Великого, т. II (1688—1701), СПб.: Государственная типография, 1887, с. 358.

9. ^ Инструкция Фёдору Матвеевичу Апраксину приведана под номером № 808 в книге Письма и бумаги императора Петра Великого, т. III (1688—1701), СПб.: Государственная типография, 1893, с. 318.

10. ^ Указанное письмо к Фёдору Матвеевичу Апраксину приведено под номером № 850 в книге Письма и бумаги императора Петра Великого, т. III (1688—1701), СПб.: Государственная типография, 1893, с. 373.

11. ^ Указанное письмо к Фёдосею Моисеевичу Скляеву приведено под номером № 859 в книге Письма и бумаги императора Петра Великого, т. III (1688—1701), СПб.: Государственная типография, 1893, с. 384.

12. ^ По сообщениям C. И. Елагина Кристиан Отто в 1699 году служил штурманом на корабле «Крепость», в 1704 году стал поручиком. Так что указанная милость государя была продолжением его успешной карьеры. Государевыми кораблями также назывались 50-пушечный корабль «Ластка» и 80(82)-пушечный корабль «Старый орёл» (см. Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский стр. 151—152, 314—317)

13. ^ В 1997 году напечатана новая книга по ксерокопии издания 1880 года (см. список литературы)

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.

1. ^ Статья о корабле «Гото Предестинация» в Российском гуманитарном энциклопедическом словаре

2. ^ Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства — Воронеж, 2007. — С. 8.

3. ^ Мэхэн, Альфред Тайер Война за испанское наследство (глава 5) // Роль морских сил в мировой истории = The Influence of Sea Power upon History — М.: ЗАО «Центрполиграф, 2008. — С. 234-266. — 606 с. — ISBN 978-5-9524-3590-2.

4. ^ Панова В. И. Участие кумпанских кораблей в Керченском походе 1699 г. // История Воронежского края — Воронеж: «Родная речь», 2008. — С. 56. — 287 с. — ISBN 978-5-8745-6562-6.

5. ^ Расторгуев В. И. Воронеж — родина Военно-морского флота — Воронеж, 2002. — С. 77.

6. ^ Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства — Воронеж, 2007. — С. 26.

7. ^ 1 2 3 Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 101.

8. ^ Митрофанов, Алексей Родина Галиасов

9. ^ Елагин С. И. Меры для удержания иноземных мастеров // История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 79.

10. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1997. — С. 102.

11. ^ 1 2 3 4 5 Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 103.

12. ^ 1 2 Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства — Воронеж, 2007. — С. 30.

13. ^ 1 2 Блонский Л. В.,Титкова Т. В. Парусный флот во 2-й половине XVIII в. // Флот России — М., 2009. — С. 32-33.

14. ^ Доценко В. Д. и др. Глава 7. Строительство Азовского флота. Великое посольство. Керченский поход // История отечественного судостроения IX - XIX вв. — Санкт-Петербург, 1994 Т. I. — С. 77.

15. ^ Загоровский В. П. 1698 // Воронеж: историческая хроника — Воронеж, 1989. — С. 47.

16. ^ 1 2 Дегтярёв, Александр История России. Символ нации. Информационный портал Центрального Черноземья. — Александр Дегтярёв — ответственный секретарь Воронежского областного совета краеведов, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.

17. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 103-104.

18. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 137.

19. ^ Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства — Воронеж, 2007. — С. 31.

20. ^ Письмо Фёдору Алексеевичу Головину (из Воронежа, 2 марта 1700 года) — Письма и бумаги императора Петра Великого. — Санкт-Петербург: Государственная типография, 1887. — Т. I. — С. 339.

21. ^ 1 2 3 Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997.

22. ^ 1 2 «Гото Предестинация» // Большая Российская Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2007. — С. 552. — 767 с. — ISBN 978-5-85270-337-8 (т. 7), 5-85270-3206.

23. ^ 1 2 Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства — Воронеж, 2007. — С. 33.

24. ^ 1 2 3 4 Иванов И., Константинов А. Первый линейный корабль России — Моделист-конструктор №9. — 1981.

25. ^ 1 2 3 Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 138.

26. ^ Матвеева Т. М. Убранство русских кораблей — Л.: Судостроение, 1979. — С. 17.

27. ^ Архитектура и убранство корабля FLOT.com.

28. ^ Мнение о некоторых судах Воронежского флота (после 25 апреля 1700 года) — Письма и бумаги императора Петра Великого. — Санкт-Петербург: Государственная типография, 1887. — Т. I. — С. 357.

29. ^ Заметки (начало 1700 года) — Письма и бумаги императора Петра Великого. — Санкт-Петербург: Государственная типография, 1887. — Т. I. — С. 433-434.

30. ^ Быховский И. А. Петровские корабелы — Судостроение. — Л., 1982. — С. 24. — 100 с.

31. ^ 1 2 Иванов И., Константинов А. Первый линейный корабль России — Моделист-конструктор №9. — 1981. — С. 21.

32. ^ Расторгуев В. И. Первому линейному кораблю России «Божье Предвидение» 300 лет (1700—2000 гг.) // Доклады и сообщения научной конференции «Воронеж — родина Первого линейного корабля России», посвящённой 300-летию Первого линейного корабля России — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000. — С. 20.

33. ^ Расторгуев В. И. Первому линейному кораблю России «Божье Предвидение» 300 лет (1700—2000 гг.) // Доклады и сообщения научной конференции «Воронеж — родина Первого линейного корабля России», посвящённой 300-летию Первого линейного корабля России — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000. — С. 18.

34. ^ 1 2 Расторгуев В. И. Первому линейному кораблю России «Божье Предвидение» 300 лет (1700–2000 гг) // Воронеж — родина Первого линейного корабля России // Доклады и сообщения научной конференции, посвящённой 300-летию Первого линейного корабля России — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000. — С. 23.

35. ^ Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства — Воронеж, 2007. — С. 35.

36. ^ 1 2 Расторгуев В. И. Первому линейному кораблю России «Божье Предвидение» 300 лет (1700—2000 гг.) // Доклады и сообщения научной конференции «Воронеж — родина Первого линейного корабля России», посвящённой 300-летию Первого линейного корабля России — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000. — С. 22.

37. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн., 1997. — С. 255.

38. ^ Басов А. Н. Флаги ВМФ России: история и мифы // История военно-морских флагов — 2004. — С. 49. — 310 с.

39. ^ Расторгуев В. И. Геральдика Воронежской земли XVIII века — Воронеж, 2007. — С. 12.

40. ^ Загоровский В.П. 1704 // Воронеж: историческая хроника — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1989. — С. 54. — 255 с. — ISBN 5-7458-0076-3.

41. ^ 1 2 Расторгуев В. И. Воронеж — родина первого Адмиралтейства России — Воронеж, 2007. — С. 24.

42. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1997. — С. 185.

43. ^ 1 2 Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 171.

44. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 314-315.

45. ^ Расторгуев В. И. Первому линейному кораблю России «Божье Предвидение» 300 лет (1700—2000 гг.) // Доклады и сообщения научной конференции «Воронеж — родина Первого линейного корабля России», посвящённой 300-летию Первого линейного корабля России — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000. — С. 25.

46. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 191.

47. ^ 1 2 Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 192.

48. ^ Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский — Воронеж, 1997. — С. 193.

49. ^ Расторгуев В. И. Воронеж – родина первого Адмиралтейства России — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2007. — С. 25.

50. ^ Манвелов Н.В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота = М.: — 2008.

51. ^ 1 2 Aydin, Yusuf Alperen Osmanl? Denizciligi (1700-1770) = докторская диссертация — Стамбул: Istanbul Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Tarih Anabilim Dal?), 2007. — С. 111—113. — 401 с.

52. ^ Таблицы результатов Кубка Университета.

53. ^ Воронежский областной краеведческий музей.

54. ^ Корабль «Божье предвидение» автор В. Н. Викулов, 1977.

55. ^ Толстой А.Н. Книга вторая, глава третья // Пётр Первый — Минск: Народная Асвета, 1977. — С. 382-383. — 606 с.

56. ^ Воронеж — родина Первого линейного корабля России//Доклады и сообщения научной конференции, посвящённой 300-летию Первого линейного корабля России. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000.

57. ^ Почтовый блок, выпущенный к 300-летию военно-морского образования в России..

58. ^ Шоколад "Флотский" ("Гото Предестинация", 1700 г.), 15г (2000 год).

59. ^ Корабль "Гото Предестинация" ¦ Памятные монеты России. Сайт Сбербанка России. — Запись о монете в базе данных Банка России.

60. ^ Сальникова Марина В Воронеже на Адмиралтейке отлили колокол для копии первого петровского корабля. Сайт газеты "Моё!" (8 июля 2010).

61. ^ В Воронежской области дан старт воссозданию точной копии корабля «Гото Предестинация». Информационный портал «Коммуна» (16-06-2011).

62. ^ В Воронеже воссоздадут первый линкор российского флота (рус.). Сайт газеты «Моё» (17-12-2009).

Наши рекомендации