Граф М. В. Толстой Рассказы из истории Русской Церкви 59 страница
[16] Отечественные Записки Свиньина, № 76 (Август 1826), с. 271 и 272.
[17] Таково, например, учреждение "всешутейшего и всепьянейшего собора", во главе которого был поставлен пьяный Никита Зотов, бывший учитель царя, с титулом Иоаникиты, Патриарха презбургского, яузского и всего Кокуя; членам компании розданы в этом соборе разные должности - экклезиархов, диаконов и проч.; сам царь принял на себя должность протодиакона. Кроме того был еще князь-папа, с своей коллегией кардиналов, и князь-игумен.
[18] В народе говорили: "какой он Патриарх? живет из куска, бережет мантии да клобука белого, затем и не обличает".
[19] Так по делу царевича и царицы пострадали и духовники их Яков Игнатьев и Федор Пустынный (оба казнены), многие монахи и монахини. Досифей, епископ Ростовский (по расстрижении Демид Глебов), за пророчество о скорой смерти царя и за ложные видения, которыми он действовал на царицу Евдокию, колесован. Лишены сана: Исаия митрополит Нижегородский, за то, что потворствовал раскольникам и видел в шведской войне наказание Божие за новые порядки, и Игнатий, епископ Тамбовский, который давал деньги книгописцу Талицкому и плакал при чтении его фанатических тетрадей, где доказывал, что Петр - антихрист.
[20] Из сочинений, составленных Лихудами в Новгороде, известны: 1) обличение ересям Лютера и Кальвина; 2) против гаждателей Библии; 3) слово о Софии-Премудрости Божией, сочинение 1708 года (Рукопись Румянцевского Музея, № 244); 4) похвальное слово святому Варлааму Хутынскому и житие преподобного (Рукопись Хутынского монастыря). Кроме того, переведены с греческого и исправлены канон и стихиры Софии Премудрости Божией.
[21] Голиков, изд. 2-е, V, с. 226. В 1715 году царь повелел указом во всех городах империи, у церквей при оградах, сделать госпитали, "по примеру учрежденных в Новгороде Иовом, митрополитом".
[22] Митрополит Иов ревностно и с успехом подвизался против раскола. После него остались сочинения: против раскольников, о рождении антихриста; письмо к Черкашеву о крещении (у Толстого, IV, № 59); три книги писем его в Новгородской Софийской библиотеке; духовное завещание его в III ч. Описания Соловецкого монастыря, с. 257-263. При нем составлена третья новгородская летопись, летопись преимущественно о храмах (Собрание летописей, III, 205-279).
[23] В одном из писем своих святитель упоминает о сыне своем Иване Михаиловиче, служившем в звании подьячего.
[24] Описание Макариева Унженского монастыря, с. 17 и 21.
[25] В синодике святителя поминаются воины из полка боярина Алексея Семеновича Шеина, скончавшиеся на пути к Азову и убитые под стенами сего города, также воины из полка боярина Бориса Петровича Шереметьева, убиенные в сражении и умершие в плену.
[26] Предчувствуя близкое исшествие из мира земного, приготовил он духовное завещание, весьма поучительное и назидательное. Оно напечатано при "Описании жития и чудес святителя".
[27] Нетление мощей святителя Митрофана известно было со времени перенесения их в другой храм, при многократных поправках в соборе, где они были погребены. Многочисленные чудеса исцеления притекающих с верою ко гробу угодника Божия побудили к освидетельствованию мощей. Наконец, 7 августа 1837 года, святые мощи новопрославленного святителя Христова были открыты и повелено праздновать повсеместно память святителя Митрофана в день его преставления.
[28] Иерусалимский Патриарх Досифей в 1702 г. прислал к царю послание, в котором просил его не ставить на иерархические должности ни греков, ни сербов, ни черкас (малороссов), а ставить одних природных москвитян, "аще и немудрии суть".
[29] По всей вероятности, обучаясь в иезуитских школах, он должен был на время отступить от Православия. На одной книге его (в библиотеке Харьковской семинарии) собственноручная надпись: ex-libris Stanislai Simonis Jaworsrcy (два имени и притом одно - папистское). Филарета Черниговского, Обзор, 1, 382.
[30] Artium liberalium et philosophiae magister, consummatus theologus. Так подписался он на панегирике Echo. Там же.
[31] Стефан владел необыкновенным даром слова. Даже сочинитель лютеранского пасквиля на "Камень Веры" говорит о Стефане, что он имел удивительный дар слова и "едва подобные ему в учительстве обрестись могли. Мне случалось, - продолжает тот же сочинитель, - видеть в церкви, что он мог, уча слушателей, заставить их по произволу плакать или смеяться". В проповедях его есть сила мысли, есть искусство в расположении частей речи, есть одушевление чувства искреннего, есть, наконец, и ясность в слове; но им довольно вредит встречающаяся по местам искусственность того времени, дозволявшая выставлять картины и обороты речей обиходной жизни, с большою примесью иностранных слов.
[32] Стефан писал царю: "Вины, для которых я ушел от посвящения: 1) Писал ко мне преосвященный митрополит Киевский, чтоб я возвращался в Киев и его во время старости не оставлял при его немощах и недугах. 2) Епархия Рязанская, на которую меня хотели посвятить, имеет еще в живых своего архиерея, а правила святых отцов не повелевают живу сущу архиерею иному касатися епархии - духовное прелюбодеяние (!!). 3) Изощренный завистью язык многие досады и поклепы на меня говорил: иные рекли, будто я купил себе архиерейство за 3000 червонных золотых; иные именовали меня еретиком, ляшенком, обливаником. 4) Не дано мне сроку, чтоб я мог приготовиться на такую высокую архиерейства степень очищением совести своея и чтением книг богодуховных".
[33] Тогда же некоторые из увлеченных в ересь разосланы были по монастырям. В архиве Кириллова Белозерского монастыря случилось мне видеть грамоту (митрополита Стефана), при которой был прислан "еретик Артюшка монах, соумышленник Фомки цирюльника" для заключения в "каменный мешок" - тесную тюрьму в одной из монастырских башен.
[34] Иоанникий Галятовский, учитель риторики в Киевской коллегии и настоятель Купятицкого монастыря на Волыни, был одним из знаменитейших состязательных богословов своего века; многочисленные его сочинения свидетельствуют о той ревности, с какою во всю жизнь свою преследовал он всякое учение, враждебное духу православного христианства. Иезуиты еще не встречали между православными такого сильного и непобедимого противника, как Галятовский, - и не одни иезуиты, - даже униаты, евреи и магометане были поражены несокрушаемым словом этого великого поборника Православия. И далеко пронесла молва славное имя Галятовского.
[35] В великой церкви Киево-Печерской Лавры показывают место, где святитель Димитрий всегда становился при Богослужении. Оно находится с левой стороны от входа, близ памятника князя Константина Острожского; там теперь поставлена икона святителя, богато украшенная серебряною вызолоченною ризою.
[36] Подлинная грамота Иоакима к Варлааму, с указанием ошибок в Минеях, хранится в Московской Синодальной библиотеке (непереплетенный Сборник № IV). Из числа этих важна была только одна: "Напечатаете в книзе своей опись, яко Пречистая Богородица зачата и рождена без первородного греха, от Адама происходящего; токмо видим таковое мудрование в книгах латиномудрствующих, но и тии о сем великия при и раздоры меж собою имут". Святитель Димитрий впоследствии, приготовляя свою Минею ко второму изданию, тщательно заботился, как показывают письма его к Феологу, об исправлении ошибок и недостатков первого издания. И мысли о рождении Богоматери без греха первородного уже нет в последующих изданиях Миней.
[37] В этом монастыре, при управлении святого Димитрия, вероятно в 1691 году, скончался Адам Зерников, достойный полного уважения, но в свое время едва замеченный. Рожденный в лютеранстве, Адам сам по себе почувствовал недовольство учением Лютера. Чтение книги Критопула: "Исповедание церкви греческой" обратило мысли его к православной Церкви. Главный предмет спора Православия с Римом - исхождение Святого Духа - обратил на себя все его внимание. Он посетил библиотеки Оксфорда, Кембриджа, Парижа и Рима, чтобы в древних и лучших списках отеческих сочинений видеть учение отцов о сем предмете. Следствием этого труда была полная уверенность в правоте Церкви православной. Он прибыл к Лазарю, архиепископу Черниговскому, и объявил ему свое желание соединиться с православною Церковью. Вместо устного отречения от лютеранства он представил на бумаге "опровержение лютеранской веры". Затем гетман принял его с честью в Батурине, как хорошего инженера: но он, приняв иночество, занялся собранием разысканий своих по библиотекам. Около 1682 г. окончил он свой обширный трактат "об исхождении Духа Святого от единого Отца". Это было сочинение образцовое, какого доселе не было и на Востоке. Оно писано на латинском языке и издано в двух частях архиепископом Самуилом Мстиславским в Кенигсберге, 1774 и 1776 года.
[38] Это малое здание, впоследствии обветшавшее и проданное Батуринскому помещику, покойнику П. И. Прокоповичу, существует и теперь при учрежденной им школе пчеловодства и служит для сбережения воска и меда.
[39] "Окаянное наше время! - говорил святитель Димитрий в одной из своих проповедей, - окаянное время, в которое так пренебрежно сеяние слова Божия, и не знаю, кого прежде надобно винить - сеятелей или землю, священников или сердца человеческие, или тех и других вместе? Сеятель не сеет, а земля не принимает, иереи небрегут, а люди заблуждаются; иереи не учат, а люди невежествуют; иереи слова Божия не проповедуют, а люди не слушают и слушать не хотят. С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны, иерейские жены и дети многие никогда не причащаются, иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места: мы их спрашиваем, давно ли причащались? и они отвечают, что и не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, нерадящие о своем доме! Как могут радеть о святой Церкви люди, домашних своих к святому причащению не приводящие!"
[40] К сожалению, средства епархии, ограничиваемые до крайности монастырским Приказом, лишили святителя возможности содержать училища. До нас дошло следующее письмо святителя Димитрия к Иову новгородскому: "уподобляешься Господу своему, когда, желая иметь людей учительных, разумных в пастве своей, собрал не малое число учеников и предложил им то учение, которое есть начало и источник всему любомудрию, т. е. еллино-греческий язык, которым все мудрые учения распространились по всем народам. Я, грешный, пришедши на престол Ростовской паствы, завел было училище греческое и латинское, ученики поучились года два и больше и уже начали было грамматику разуметь не дурно; но, попущением Божиим, скудость архиерейского дома положила препятствие: питающий нас вознегодовал, будто много издерживается на учителей и учеников, и отнято все, чем дому архиерейскому питаться, не только отчины, но и церковные дани и венечные памяти. Умалчиваю о прочих поведениях наших. Sat sapienti! (разумеющему довольно).
[41] В 1766 г. шайка раскольников решилась было украсть и сжечь мощи святителя, но не успела в покушении от того, что святитель сам известил во сне архимандрита о замысле злодеев. (Описание Ростовского Иаковлевского монастыря, Москва, 1850 г., с. 60-62).
[42] Сочинения святителя Димитрия весьма многочисленны. Довольно подробный список их помещен в словаре писателей митрополита Евгения и в Обзоре русской Духовной Литературы Филарета, архиепископа Черниговского.
[43] Святитель Димитрий и Стефан Яворский условились между собою, чтобы тот, кто первый из них умрет, был погребен другим. Рязанский митрополит сдержал свое слово: он явился в Ростов на погребение своего друга, оросил слезами священные останки его, произнес усопшему надгробное слово и сочинил надгробную надпись в стихах. Словарь достопамятных людей Русской Земли, ч. I. с. 532.
[44] В завещании своем святитель Димитрий говорит: "никтоже да трудится по смерти моей испытуя или взыскуя какового-либо келейного моего собрания: ибо ниже на погребение что оставляю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу. Верую бо, яко приятнее Ему будет, аще ни едина цата по мне не отстанет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. И аще мене тако нища никто же восхощет обычному предати погребению, молю убо тех, иже свою смерть памятствуют, да отвлекут мое грешное тело во убогий дом и тамо между трупиями да повергнут е. Аще же владычествующих изволение повелить мя умерша погребсти по обычаю, то молю христолюбивых погребателей, да погребут мя в монастыре святого Иакова, епископа Ростовского, во угле церковном, идеже место ми назнаменовах: о сем челом бью".
[45] По блаженной кончине святителя Димитрия протекло 42 года, и Господь Бог благоизволил прославить угодника Своего. Несмотря на то, что мощи святителя Димитрия лежали в сыром месте, не покрытом сводами, тление не прикоснулось к священным останкам праведника; даже одежда святителя, его митра, шелковые четки вишневого цвета сохранились в прежнем виде, тогда как дубовый гроб совершенно сгнил. Чудесные исцеления, источаемые верующим молитвою и ходатайством угодника Божия, предвозвестили прославление его у Господа. По освидетельствовании мощей и поверке чудес, Святейший Синод манифестом 22 апреля 1757 причислил Димитрия к лику святых и назначил повсеместное празднование памяти его 21 сентября - в день открытия мощей и 28 октября - в день преставления. Нетленные мощи поставлены открыто на том же месте, где прежде почивали они в могиле. Благочестием дщери Петра I, императрицы Елизаветы устроена из первого серебра, открытого в ее царствование, великолепная кованая серебряная рака святителю Димитрию, в которую нетленные мощи его переложены 23 мая 1763 года, в присутствии императрицы Екатерины II. Длина раки 3 арш. 7 вершк., вышина 2 арш. 6 вершк., ширина в тумбе 3 арш.; на крыше раки литые атрибуты архиерейского достоинства.
[46] В 1684 г., по воле китайского императора, разорены были русские селения на реке Амуре; несколько пленников, жители Албазина, с священником их отведены были в Китай и поселены в северо-восточном углу Пекина особою слободою под именем "русской роты". Император приказал дать им готовое буддийское капище для устроения церкви, которая и была устроена во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году Тобольский митрополит Игнатий отправил к ним с верхотурским священником Григорием и с Тобольским диаконом Лаврентием антиминс, миро, богослужебные книги и утварь.
[47] Спасский - Сибирский Вестник, 1822 год, с. 117-192.
[48] Словарь достопамятных людей Русской Земли Бантышь-Каменского, с. 111, 219.
[49] Спасская в Якутске с 1660 г.. Троицкая в Киренске с 1663 г. и Вознесенская в Иркутске с 1672 г.
[50] В царствование императора Павла I, сенаторы Ржевский и Левашев, ревизовавшие Иркутскую губернию, донесли государю о нетлении мощей святителя Иннокентия; а в 1800 году Амвросий, митрополит Новгородский, объявил Святейшему Синоду Высочайшее повеление о рассмотрении всех обстоятельств, изъясненных в рапорте сенаторов и приложенных при нем сведений от тогдашнего иркутского епископа Вениамина с краткой выпиской о чудесах, происходивших при гробе святителя. По следствию оказалось, что мощи и самая одежда в Бозе почившего пребыли совершенно нетленными, а чудеса, бываемые от них, не подвержены никакому сомнению. Через два года после сего снова произведено расследование, и как бы во свидетельство несомненного прославления угодника Божия, в том же году, когда сгорел весь монастырь, уцелела одна лишь деревянная церковь, под которою почивали мощи святителя Иннокентия. В 1804 г. указом Святейшего Синода от 1 декабря установлено праздновать память святителя Иннокентия 26 ноября. В 1805 г. 9 февраля, по облачении мощей в святительские ризы, они были перенесены в соборную Успенскую церковь, где и ныне открыто почивают в серебряной позолоченной раке, источая всем верующим исцеления.
[51] Петр заподозрил святителя Стефана в расположении к царевичу, бывшему тогда за границей, по следующему месту проповеди на 17 марта (день памяти святого человека Божия и именин царевича): "О, угодниче Божий! не забуди и тезоименинника твоего, и особенного заповедей Божиих хранителя и твоего преисправного последователя. Ты оставил еси дом свой: он такожде по чужим домам скитается; ты удалился от родителей: он такожде; ты лишен от рабов, слуг и подданных, другов, сродников, знакомых: он такожде; ты человек Божий: он такожде раб Христов. Молим убо, святче Божий! покрый своего тезоименинника, нашу едину надежду". В той же проповеди были слова, которые Петр мог применить к себе: "море свирепое, море - человече законнопреступный! почто ломаеши, сокрушаеши и разоряеши берега? Берег есть закон Божий, берег есть - во еже не прелюбы сотворити, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть, во еже хранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу; берег есть почитати иконы".
[52] Феофан положил в основание следующее правило: "испытывали б (проповедники) сами от Священного Писания, что есть воля Божия, и то б говорили". - ("Стефан Яворский и Феофан Прокопович, как исповедники". Рассуждение, писанное на степень магистра Ю. Ф. Самариным, М.; 1844, с. 132).
[53] Примечание 53 в книге отсутствует
[54] Стефан написал и послал обличение на богословскую систему Прокоповича к епископам Алексию сарскому и Варлааму Тверскому, вызванным в Петербург для посвящения Феофана в сан епископа Псковского, с тем, чтобы они донесли об этом Государю и формально потребовали бы от Феофана, пред посвящением, отречения от указанных пунктов и публичного оглашения, что лекции его были неправильны; в случае же отказа Феофана, Яворский требовал, чтобы обличение его было представлено Вселенским Патриархам. Но протест этот, по замечанию Евгения, в некоторых статьях действительно привязчивый, не был уважен и, к сожалению, послужил лишь поводом к распре между сими двумя иерархами (Словарь Исторический, ч. 11, с. 261).
[55] Примечание 55 в книге отсутствует
[56] Так из Сергиевой Лавры Петр взял в разное время "на ратное дело" и в разные Приказы 402 000 серебряных рублей, 200 золотых червонных и 1000 ефимков. Кроме того от Лавры было отписано на Олонецкие верфи и на Невский монастырь 4412 дворов.
[57] Святотроицкая Александровская Лавра основана в 1710 году при устье речки Черной, на месте, прославленном победами святого князя Александра Невского над шведами. Мощи святого князя, почивавшие открыто во владимирском Рождественском монастыре, перевезены в 1724 году до Новгорода и там поставлены на яхту. Царь с своею свитой встретил 30 августа св. мощи при устье реки Ижоры, снял их с яхты на свою галеру и сам управлял рулем до монастыря, где св. мощи положены в бывшей тогда деревянной церкви под спудом. Тогда же установлен праздник 30 августа. Серебряная рака пожертвована в 1752 году дочерью Петра, Елисаветою, из первого серебра, добытого в ее царствование.
[58] Священники, по словам публициста Петровского времени, крестьянина Посошкова, были "ничем от пахотных мужиков неотменны: мужик за соху - и поп за соху; мужик за косу - поп за косу. Понеже, аще пашни ему не пахать, то голодну быть; где было идти в церковь на славословие Божие, а поп пойдет с мужиками овины сушить, где было обедню служить, а поп пойдет с причетниками хлеб молотить, а паства духовная остается в стороне".
[59] Велено наблюдать за священниками, чтобы они не шумели пьяные по улицам, не ссорились по-мужичьи на обедах, не являли силы и храбрости к питию, не пили по кабакам, не ложились спать на улицах.
[60] Снова повторяем, что пределы наших "Рассказов" не дозволяют нам входить в подробности дел раскольничьих.
[61] Александр после опять отступил от Церкви и был казнен, как оскорбитель власти и обманщик (Собрание Законов 1721 года № 3522).
[62] Пращица Питирима спасла многих в его пастве и в других местах. Она показывает в Питириме не только удивительную начитанность, но ум ясный и проницательный, вернее знание Священного Писания и духа Христовой Церкви. С мученическим терпением старается он довести любящих споры до сознания в ошибках, до разумения верного пути, - подробно разбирает с ними каждое сомнение их, объясняет непонятое ими и с сердечною теплотою обращается к их совести. Здесь виден Питирим с его умом здравым, с его сердцем, полным любви, с решимостью воли твердою; виден тот учитель Церкви, какой нужен в борьбе с расколом.
[63] Эта грамота замечательна еще и в том отношении, что она составляла как бы училищную инструкцию. Главнейшие пункты ее суть следующие: преподавать науки "чрез своих православных префектов и профессоров и учителев, а не отинуда приходящих", вменив им в святую обязанность делать свое дело "с великою ревностью и тщанием, так как и предки их в тех же школах радетельно, спокойно и свободно детей учили безо всяких препинаний, во всяком почитании и безопастве". Преподавать же "не токмо пиитики и риторики, и философии и богословии учение, а также славено-российский, еллино-греческий и латинский язык. В преподавании наук свободных ни в чем не отлучатися исповедания святые восточные Церкви, наипаче остерегаться того накрепко, чтоб учение было благочестивое, христианское, восточного исповедания". В этой грамоте коллегия названа просто "школами", а все воспитанники без различия "учениками".
[64] По словам очевидца, "пуст город Киев остался, яко выгнано всех обитателей из Киева и странствоваху от града во град, един другого чуждаючися - отец детей, дети отца и мнозех трупие поядаху дверие, птицы, псы и свиньи. Церкви божественные опустеша, також и монастыри, и не бе ни жертвы, ни приношения, и таково бяше время, яко ни купити, ни продати, ибо города сталися позапираны, домы позабиваны, жители изгнаны, и все яже кто имеяше, оставляше и богаше по пустынях и полях".
[65] Вина Иоасафа осталась неизвестною. Может быть, замечали в нем расположение к несчастному царевичу; еще более правдоподобно, что митрополит навлек на себя подозрение тем, что был в близких отношениях к Мазепе и посещал его, при мнимой его болезни, в Борзне, незадолго перед открытием измены.
[66] Палладий учил только на латинском языке, учил недолго: изнуренный продолжительным и трудным учением в школах западных, он скончался 23 января 1703 года и погребен в Заиконоспасском монастыре.
[67] В 1699 г. Петр писал Патриарху Адриану, что русское духовенство малограмотно, есть в Москве школа, но мало от нее пользы, надобно послать хоть 10 человек в Киев для науки.
[68] Иерусалимский Патриарх Досифей прислал в 1703 году к местоблюстителю Стефану послание, в котором выразил сильное негодование на недоброжелательство последнего к грекам, на латинское направление его сочинений и на изгнание из Московской академии греческого языка; при этом он заранее предварял местоблюстителя, что на востоке не потерпят, если его выберут в Патриархи. "Находясь в Москве, - писал Патриарх, - ты стер в конце еллинское училище и только о латинских школах заботишься. Не может быть Патриарх из малороссиян или белорусов, потому что они, имея сношение с латинами, принимают многие нравы их и догмы. За примерами не нужно далеко ходить: довольно тебя, который отправившись в латинские земли для снискания мудрости, принес хульные писания в дар воспитавшей и почтившей тебя восточной Церкви. Зачем ты опасаешься обличать тех, которые приносят смущение в царствующий град (т. е. иностранцев)? Святейший Патриарх Иоаким, видя смущение в Церкви, с великим тщанием искоренял их, а ты молчишь!"
[69] В первой части Регламента сказано: "От соборного правления нельзя опасаться отечеству мятежей и смущения, какие происходят от единого правителя духовного, ибо простой народ не ведает, как различается власть духовная от самодержавной, но великого высочайшего пастыря честью и славою удивленный помышляет, что такой правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или еще и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство; так сам собою народ умствовать привык: что же, когда приложатся плевелные разговоры властолюбивых духовных лиц и к сухому хворосту огонь подложат? Простые сердца так мнением этим развращаются, что не только смотрят на самодержца своего, сколько на верховного пастыря, и когда услышат между ними распрю, то все более духовному, чем мирскому правителю сочувствуют, хотя слепо и пребезумно, за духовного ратовать и бунтовать дерзают, и льстят себя окаянные, что по самом Боге поборают и руки свои не оскверняют, но освящают, хотя бы и на кровопролитие устремились. Такому в народе мнению очень рады бывают коварные люди, враждующие на своего государя".
[70] Указ 25 января 1721 г.: "Должна есть колегия сия (Святейший Синод) и новыми вперед правилами дополнять регламент свой, яковых востребуют разные разных дел случаи". Первое прибавление к Регламенту составлено было Синодом в 1722 году. В указе 1732 года издано Синодом новое дополнение (Собрание Законов № 6177). Вообще указы Синода с правилами составляют дополнения к Регламенту.
[71] История Русской Церкви, преосвященного Филарета, ч. V, с. 3-5.
Приложения
Хронологический список
Митрополитов и патриархов
Митрополиты
В Киеве
Святой Михаил (988-992).
Леонтий (992-1008).
Иоанн I (1008-1035).
Феопемпт (1035-1049).
Святой Иларион (1051- ок. 1053).
Ефрем (1055).
Георгий (1062 г., † после 1072).
Святой Иоанн II (1077-1089).
Иоанн III (1089-1090).
Святой Ефрем (1091-1096).
Святой Николай (1097- ок. 1101-1103).
Никифор I (1104-1121).
Никита (1122-1126).
Вдовство Церкви (1126-1130).
Михаил II (1130-1145).
Климент (1147-1155).
Святой Константин I (1156-1159).
Феодор (1161-1163).
Иоанн IV (1164-1166).
Константин II (1167 г., † после 1172).
Никифор II (упоминается с 1182-1197).
Матфей (упоминается в 1201 г., † 1220).
Кирилл I (1224-1233).
Иосиф (1237-1240).
В Киеве и Владимире
Святой Кирилл II (1243-1280).
Святой Максим Грек (1283-1305).
Святой Петр (с 1308 г. по 1325 г. - во Владимире, в 1325-1326 гг. - в Москве).
В Москве
Святой Феогност (1328-1353).
Святой Алексий (1354-1378).
Святой Киприан (1380-1385).
Пимен (1385-1390).
Святой Киприан, вторично (1390-1406).
Святой Фотий (1410-1431 гг., рукоположен в 1408).
Исидор (1437-1441).
Святой Иона (1449-1461).
Святой Феодосий (1461-1465).
Святой Филипп I (1465-1473).
Святой Геронтий (1473-1489).
Зосима (1491-1494).
Святой Симон (1496-1511).
Варлаам (1511-1522).
Даниил (1522-1539).
Святой Иоасаф (1539-1543).
Святой Макарий (1543-1563).
Афанасий (1564-1566).
Святой Филипп II, священномученик (1566-1569).
Кирилл III (1568-1572).
Антоний (1572-1581).
Дионисий (1581-1586).
Патриархи
Святой Иов (с 1586 г. митрополит, с 26 января 1589 г. по 1605 г. - Патриарх)
Святой Ермоген, священномученик (1606-1612).
Междупатриаршество (1612-1619).
Филарет Никитич (1619-1633).
Иоасаф I (1634-1641).
Иосиф (1642-1652).
Никон (1652-1658).
Питирим, митрополит Крутицкий, правитель (1658-1667).
Иоасаф II (1667-1672).
Питирим (1672-1673).
Иоаким (1674-1690).
Адриан (1690-1700).
Стефан Яворский, Местоблюститель Патриаршего Престола (1700-1721).