Формирование сети приказных архивов

Создание в XVI в. системы приказов — учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными ре­гионами России, — привело к формированию сети центральных, приказных, архивов. В приказном делопроизводстве и соответ­ственно архивохранении выделяются следующие разновидности документов:

ü столп, список — подлинный документ, текст которого полно­стью умещается на одном листе и не требует продолжения на других листах;

ü столбец — склейка из ряда столпов, продолжающих по содержа­нию друг друга, возможная ширина 15—17 см, длина до конца документа (Соборное Уложение 1649 года) — 309 м, на лицевой стороне — текст документа, на оборотной — рукоприкладство всех помянутых в документе лиц, относящиеся к документу пометы и надписи, скрепы составов столбца;

ü тетрадь — несколько столпов, сшитых в единый корешок:

ü книга — несколько тетрадей, сшитых в единый корешок;

ü грамота — особо важный правительственный или частный доку­мент, преимущественно на одном листе.

Первоначально архивные дела хранились в приказах вместе с текущим делопроизводством, затем перешли к отдельному хра­нению архивов. После пожара 1626 г. приказные архивы распо­лагались в специально оборудованных помещениях в здании приказов в Кремле. Документы поступали из приказов в еди­ное хранилище и размещались в сундуках, ящиках, коробках, шкафах по отдельным приказам. Отдельно хранили документы руководящего и справочного характера общеприказного значения. На особо ценные заводились копийные книги. Оригина­лы документов хранились в архиве. Копии использовались в те­кущей работе. На архивные дела составлялись описи. В них ука­зывались место хранения документа, его род, содержание, в ряде случаев помещались его аннотация, дата, физическое состояние. Научно-справочный аппарат был представлен азбуками, азбуками по алфавиту, главами — внутренними описями дел.

Наиболее ценные документы хранились в архивах Поместного, Разрядного и Посольского приказов. Они отражали имуществен­но-хозяйственные, служебные дела российского феодального общества, а также внешние сношения России. В архиве По­сольского приказа откладывались также дела, связанные с жизнедеятельностью Государева двора, государевы родословцы и титулярники.

Развитие местных архивов связано с развитием местного управ­ления.

На местах архивы вели земские дьяки. В уездных губных избах откладывались судебные дела.

В земских избах сохранялись дела, связанные с местным управлением. Документы находились в ларях. На них заводи­лись описи. Наиболее ценными были разметные книги, отра­жавшие хозяйственное развитие мест, и уставные грамоты на­местников и волостелей.

В XVI—XVII в. особо выделяются архивы церквей и монасты­рей. В них хранились преимущественно хозяйственные доку­менты, определявшие, прежде всего, земельные владения церкви. Другой разновидностью были документы религиозного содержания. Светские феодалы использовали церковно-монастырские храни­лища дня хранения своих особо ценных, служилых и хозяйствен­ных документов. Документы описывались, систематизировались по рукописям, разновидностям, содержанию, времени происхожде­ния. На них составлялись копийные книги. Древнейшими опи­сью архива и копийными книгами являются опись и копийные книги Кирилле-Белозерского монастыря XV века. Большой массив документов XVI—XVII в.в. дошел в составе архива Троице-Сергиевой лавры.

Развитие архивов способствовало развитию архивной техники. Хранение осуществлялось в рамках делопроизводства дьяками и подьячими:

ü в специально защищенных помещениях;

ü под контролем органов власти в центре и на местах;

ü по принципу происхождения в соответствии со структурой фондообразователей;

ü в пронумерованном виде — в ящиках, сундуках, коробках, на ко­торых находились ярлыки с указанием находившихся в них документов.

При этом:

ü на особо ценные дела заводились копии, которые использовались в делопроизводстве, подлинники лежали в архиве;

ü запрещалось выносить подлинники дел из их хранилищ.

Описи — информация, в которой указывались все данные доку­ментов, в ряде случаев помещалась их развернутые аннотации, превращавшие описи в исторические источники.

Справочный аппарат был представлен в виде азбук, алфавит­ных азбук, глав, позволяющий выявлять нужные документы по их именным, географическим и другим признакам.

Данный справочный аппарат использовался:

ü в деятельности органов власти внутри и вне страны;

ü в быту при защите имущественно-хозяйственных интересов;

ü в летописании и составлении исторических сочинений.

Пожар Москвы 1626 г. явился рубежом в развитии архивного дела в России. В ходе пожара было утрачено множество доку­ментов, собранных до 1626 г. Соборное Уложение 1649 г. делит документы на допожарные и послепожарные (имеется в виду по­жар 1626 г.).

Наши рекомендации