Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В первом столбце таблицы указаны коды требований, для которых создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки требований, которые ниже разбиты на более мелкие элементы[2].

Код требования Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
Знать/понимать:
1.1 образную природу словесного искусства;
1.2 содержание изученных литературных произведений;
1.3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
1.4 историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
1.5 основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
1.6 основные теоретико-литературные понятия
Уметь:
2.1 воспроизводить содержание литературного произведения;
2.2 анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
2.3 соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
2.4 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
2.5 соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
2.6 определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
2.7 сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
2.8 выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
2.9 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
2.10 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
3 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
3.2 участия в диалоге или дискуссии

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, описаны также в разделе 5 спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2012 г.

Не все умения, соответствующие требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе, могут быть проверены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выразительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы). Кроме того, часть знаний и умений, сформулированных в требованиях, прямо не отражена в формулировках заданий, но эти знания и умения могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутым ответом (например, знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой истории изучаемых произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные, критические и научные интерпретации литературных произведений, умение подать материал в дискуссионной форме, писать рецензии на прочитанные произведения, оценивать их эстетическую значимость).

Приложение 1

Наши рекомендации