Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ
Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
В первом столбце таблицы указаны коды требований, для которых создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки требований, которые ниже разбиты на более мелкие элементы[2].
Код требования | Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ |
Знать/понимать: | |
1.1 | образную природу словесного искусства; |
1.2 | содержание изученных литературных произведений; |
1.3 | основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции; |
1.4 | историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; |
1.5 | основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; |
1.6 | основные теоретико-литературные понятия |
Уметь: | |
2.1 | воспроизводить содержание литературного произведения; |
2.2 | анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; |
2.3 | соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; |
2.4 | раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; |
2.5 | соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; |
2.6 | определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; |
2.7 | сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; |
2.8 | выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; |
2.9 | аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; |
2.10 | писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы. |
3 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
3.1 | создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка; |
3.2 | участия в диалоге или дискуссии |
Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, описаны также в разделе 5 спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2012 г.
Не все умения, соответствующие требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе, могут быть проверены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выразительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы). Кроме того, часть знаний и умений, сформулированных в требованиях, прямо не отражена в формулировках заданий, но эти знания и умения могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутым ответом (например, знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой истории изучаемых произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные, критические и научные интерпретации литературных произведений, умение подать материал в дискуссионной форме, писать рецензии на прочитанные произведения, оценивать их эстетическую значимость).
Приложение 1