№ п/п | Наименование раздела дисциплины (модуля) | Вид работы |
| | |
| 1 семестр | |
| Естественно-научная и гуманитарная культуры. Научный метод. | Подготовка к АЗ. Оформление и подготовка к защите лабораторной работы «Методы научного познания». |
| История естествознания; панорама современного естествознания. | Подготовка к АЗ. Подготовка к семинару «Этапы развития естествознания. Выдающиеся ученые – естествоиспытатели». Составление презентаций докладов. Самотестирование. Подготовка к тестированию |
| Структурные уровни организации материи | Подготовка к АЗ. Подготовка к семинару «Структурные уровни строения материи»: доклад и презентация. Самотестирование и подготовка к контрольной работе. |
| Научные революции и научные картины мира | Подготовка к АЗ. Оформление и подготовка к защите работ «Изучение электронной структуры атомов, Периодического закона и периодической системы», «Структурные уровни строения материи». Подготовка к тестированию. |
| 2 семестр | |
| Возникновение и эволюция Вселенной, звезд, Солнечной системы | Подготовка к АЗ. Подготовка к семинару «Облик и история Вселенной» |
| Эволюция и строение Земли. | Подготовка к АЗ. Оформление и подготовка к защите лабораторных работ. Самотестирование. Подготовка к тестированию |
| Происхождение и эволюция жизни. | Подготовка к АЗ. Подготовка к семинарам «Возраст Вселенной и Земли». «Экология в современном мире». Составление презентаций докладов. Самотестирование. |
| Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма | Подготовка к АЗ. Самотестирование. Подготовка к тестированию |
| Подготовка к экзамену |
2.2. Использование электронного учебно-методического комплекса «КСЕ» для самостоятельной работы студентов
Для успешного освоения студентами теоретического, практического и экспериментального материала по дисциплине «КСЕ» был разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), предназначенный для самостоятельной работы и проведения интерактивных занятий. ЭУМК по дисциплине «Концепции современного естествознания» удовлетворяет следующим требованиям:
· соответствует государственному образовательному стандарту;
· использует понятный и удобный интерфейс и соответствует правилам эргономики;
· учебный материал четко структурирован с выделением совокупности взаимосвязанных понятий и закономерностей, разделов и объектов изучения;
· использован общедоступный формат, не требующего установки специального программного обеспечения;
· принципиально отличается от печатного аналога удобством использования.
ЭУМК был протестирован на совместимость в следующих браузерах: Google Chrome, Internet Explorer, Opera, Mozila Firefox и др.
Логическая структура ЭУМК представлена на рис.1.
Рис. 1. Логическая структура ЭУМК.
На рис 2. представлена главная страница ЭУМК с разделами:
Электронные учебники:
a. Бондарев В.П. «Концепции современного естествознания»,
b. Горелов А.А. «Концепции современного естествознания»,
c. Лавриненко В.Н. «Концепции современного естествознания».
2) Презентации к лекциям и семинарам.
3) Обучающие видеоматериалы.
4) Методические указания и тестовые задания.
5) Именной указатель.
6) Словарь терминов.
Рис. 2. Главная страница ЭУМК.
1) Раздел «Учебники» ссылается на файлы страниц Book1.html, Book2.html и Book3.html учебников Бондарева В.П., Горелова А.А. и Лавриненко В.Н. из всплывающего меню (рис.3), а так же на страницу “Концепции современного естествознания” (рис.4).
Рис. 3. Всплывающее меню.
Рис. 4. Страница “Учебники”
Навигация позволяет свободно перемещать по главам и подразделам учебников. Кроме того, для удобства пользования созданы всплывающие окна:
- для ссылок на источники,
- для упоминаемых ученых, которые отсылают к разделу «Именные указатели».
2) Раздел «Презентации».
В данном разделе представлены презентации лекций и семинаров (рис.8). Пример оформления презентаций представлен в приложении 2.
Рис. 8. Страница «Презентации».
3) В разделе «Видео» представлены обучающие видеоматериалы.
Видео снабжено элементами управления, с помощью которых можно приостановить или возобновить просмотр, выбрать полноэкранный или оконный режим воспроизведения, установить требуемый уровень громкости или найти нужное место в видео ролике, щёлкая на полосу прокрутки.
4) В разделе «Практика» приведены методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям, а также тестовые задания для самопроверки (рис.9). Тестовое задание для различных тем выбираются по ссылке. Для каждой темы открываются вопросы и варианты ответов. В конце каждого теста подсчитывается результат.
Рис. 9. Страница «Практика».
Пример теста представлен на рис.10. Тесты проводятся самостоятельно для проверки усвоения знания по каждой из тем, изложенных в учебнике Горелова А.А. «Концепции современного естествознания».
Рис. 10 Пример теста.
Пример проведения интерактивного занятия.
Тема: «Возраст Вселенной и Земли. Эволюция жизни». Студентам готовят доклады с презентацией, описывающие основные событий в истории Земли и их датирование. Для этого им дается краткая диаграмма, иллюстрирующая историю Земли с точки зрения формирующих событий и эволюции жизни (рис.11). Студенты должны подготовить свое объяснение приведенных примеров и обсудить за круглым столом их содержание, способы датирования событий и надежность оценки. Освоение данной темы возможно с помощью информации, приведенной в презентации «Возраст Вселенной и Земли. Эволюция жизни».
Рис. 11. Краткая диаграмма, показывающая историю Земли с точки зрения формирующих событий и эволюции жизни.
Критериями оценок результатов самостоятельной работы студента являются:
ü уровень освоения студентов учебного материала;
ü умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
ü умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
ü обоснованность и четкость изложения ответа;
ü оформление материала в соответствии с требованиями;
ü умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
ü умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
ü умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
ü умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.