Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Изучение курса «История Крыма и Севастополя» студентом осуществляется в ходе работы на лекционных занятиях, семинарских занятиях и самостоятельной работы.
Задача лекционного курса - познакомить студентов с устоявшимися представлениями по курсу, учитывая не только многомерность исторического процесса и альтернативность научных подходов к его изучению, но и основные исторические концепции, которые лежат в основе познания прошлого.
Для эффективного усвоения курса, необходимо, чтобы перед лекцией студент ознакомился с материалами соответствующей темы, изложенными в рекомендованных учебниках. Для анализа дискуссионных проблем, требующих ознакомления студентов с различными, в основном противоположными, точками зрения к каждой лекции прилагается необходимый перечень литературы, требующей дополнительного изучения.
Для ознакомления с новыми трактовками необходимо регулярно знакомиться с различными точками зрения, опубликованными в специализированных журналах, таких как «Вопросы истории», «Отечественная история», «Культура народов Причерноморья» и других изданиях, публикующих новые, аргументированные взгляды на отдельные проблемы истории.
Студент обязан знать не только литературу, но и источники по конкретным проблемам. Авторская точка зрения имеет право на существование, если она аргументирована источниками, их анализом, если ее носитель не отбрасывает отдельные блоки источников, а пытается их научно интерпретировать.
Во время лекции необходимо вести конспект, содержащий основные теоретические положения и примеры по излагаемому лектором материалу.
Конспект лекций должен содержать:
· название темы и излагаемых в ее рамках вопросов;
· основные теоретические выкладки и практические примеры по каждому рассматриваемому вопросу;
· выводы лектора;
· дополнительные материалы, внесенные самим студентом на основе изучения дополнительной литературы и источников.
Для более продуктивного усвоения учебного материала целесообразно перед новой лекцией повторять по конспектам предыдущий материал. Данная методика позволит сформировать целостное представление об историческом процессе.
Семинарские занятия являются важнейшей формой учебного процесса, способствующей усвоению курса отечественной истории.
Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, изжить имеющиеся штампы и способствовать расширению общей исторической культуры. В ходе занятий студент должен научиться применять выработанную методику в практике конкретно-исторических исследований. Научная работа студента также начинается с практических занятий.
При подготовке к семинарским занятиям помните:
Во-первых, необходимо четко усвоить поставленную проблему, определенную темой и вопросами занятия. При чтении литературы и источников не отвлекайтесь от этих вопросов, усвойте выводы исследователя, то, как он к ним пришел, какие аргументы использовал.
Во-вторых, конспект не должен занимать много места, необходимо, чтобы он был кратким, удобным для использования и содержал в себе следующие моменты:
вывод исследователя;
· его аргументы в подтверждение данного вывода;
· какими источниками он пользовался (определите их полноту и достоверность);
· ваше отношение к проблеме, аргументы, подтверждающие его.
Требования к конспекту для семинарских занятий:
1. Должен быть в отдельной тетради, подписанный.
2. Обязательно писать план занятия с указанием темы, вопросов, списка литературы и источников.
3. Отражать проблематику всех поставленных вопросов (анализ источника, литературы).
4. Иметь по ним аргументированные выводы. Слово «аргументированные» является ключевым. Главное - доказуемость выводов.
В-третьих, студент может считать себя подготовленными к занятию, когда у него сформируется собственная точка зрения на поставленный вопрос, подтвержденная знанием источников и различных точек зрения исследователей.
Важной формой контроля за уровнем самоподготовки является проведение промежуточных форм аттестации – по данному курсу – экзамена.
При подготовке к экзамену студенту рекомендуется не только повторить лекционный материал, но и ознакомиться с предлагаемой дополнительной литературой по каждой теме, усвоить основные концепции.
Успех сдачи экзамена зависит от:
· полноты овладения фактическим материалом;
· знания основных концепций и особенностей исторического процесса в рамках отдельных хронологических периодов;
· умения выстраивать причинно-следственные связи;
· использования материалов исторических источников.
Целями промежуточного контроля является выявление у студента:
· полноты теоретических знаний по изучаемому материалу (основных концептуальных подходов к проблеме);
· знания материала первоисточника;
· умения анализировать, сопоставлять материал и проводить причинно-следственные связи;
· способность делать самостоятельные аргументированные выводы.