Область применения программы. Кафедра теории и истории права и государства
КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра теории и истории права и государства
История отечественного государства и права
Учебно-методический комплекс
Для студентов факультета непрерывного образования по
Подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
(углубленная подготовка)
Казань
Автор:
Барышникова Юлия Равильевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП».
Здунова Диана Ильдаровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Гумеров Ленар Асхатович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП».
Валеев Рафаиль Газизуллович, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГАОУ ВПО К(П)ФУ.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Одобрен на заседании кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 4.09. 2013 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.).
© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.
© Барышникова Ю.Р., Здунова Д.И., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………….……………..............................4
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..…………..8
Тематический план и содержание учебной дисциплины…….............................9
Программа курса……………………………………………………………...….14
План семинарских (практических) занятий……………………………………30
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации
самостоятельной работы студентов…………………………………………….47
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации …50
Информационное обеспечение обучения (литература) …………….………....51
Вопросы для подготовки к зачету…………….………………………………...54
введение
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целью изучения является выявление исторических основ существующей правовой системы, ее обусловленности ходом исторического процесса, а также изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, государственных органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.
Задачи преподавания дисциплины: установление исторических закономерностей возникновения и развития отраслей и институтов права, всей правовой системы,ее зависимости от конкретной исторической обстановки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире (ОК-3, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13);
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем (ОК-2, ОК-4, ПК-4, ПК-5, ПК-6).
– анализировать влияние исторических событий на развитие отечественной юридической теории и практики (ОК-5, ПК-8, ПК-11);
– анализировать взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов (ОК-6, ПК- 12, ПК-13);
– использовать исторический материал для анализа современных проблем в государстве и праве (ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-8);
– анализировать содержание и юридическую технику наиболее значимых нормативно-правовых актов, издаваемых в различные исторические периоды (ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-7).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– общие закономерности развития государства и права на территории России в разные исторические эпохи (ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-7);
– основные исторические факты, события, термины (ОК-3, ОК-4, ПК-4, Пк-5, ПК-6);
– отдельные правовые системы и исторические нормативно-правовые акты (ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ПК-9, ПК-10);
– основные причины и следствия таких явлений как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов (ОК-5, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13);
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (20-21 вв.) (Ок-11, ПК-11);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 - начале 21 в. (ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ПК-9, ПК-10);
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира (ОК-11, ПК-11);
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности (ОК-5, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13);
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций(ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-7);
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения (ОК-3, ОК-4, ПК-4, Пк-5, ПК-6).
Выпускник должен обладать следующей общекультурной компетенцией (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Способен объяснить возникновение, развитие и смену типов и форм государства и права (ПК-1);
Способен проанализировать работу и функции государственных органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны (ПК-2);
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-3);
способен проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции (ПК-4);
способен выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы (ПК-5);
способен выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших (ПК-6);
способен объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества (ПК-7);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-8);
способен юридически правильно и квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-9);
способен толковать различные правовые акты (ПК-10);
способен преподавать исторические дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-11);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-12);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-13).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной нагрузки обучающегося 116 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 76 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 40 часов.