Область применения программы. Кафедра теории и истории права и государства

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра теории и истории права и государства

История отечественного государства и права

Учебно-методический комплекс

Для студентов факультета непрерывного образования по

Подготовке специалистов для судебной системы

(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

(углубленная подготовка)

Казань

Автор:

Барышникова Юлия Равильевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП».

Здунова Диана Ильдаровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП».

Рецензенты:

Гумеров Ленар Асхатович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП».

Валеев Рафаиль Газизуллович, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГАОУ ВПО К(П)ФУ.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

Одобрен на заседании кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 4.09. 2013 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.).

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.

© Барышникова Ю.Р., Здунова Д.И., 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………….……………..............................4

Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..…………..8

Тематический план и содержание учебной дисциплины…….............................9

Программа курса……………………………………………………………...….14

План семинарских (практических) занятий……………………………………30

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации

самостоятельной работы студентов…………………………………………….47

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации …50

Информационное обеспечение обучения (литература) …………….………....51

Вопросы для подготовки к зачету…………….………………………………...54
введение

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Целью изучения является выявление исторических основ существующей правовой системы, ее обусловленности ходом исторического процесса, а также изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, государственных органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.

Задачи преподавания дисциплины: установление исторических закономерностей возникновения и развития отраслей и институтов права, всей правовой системы,ее зависимости от конкретной исторической обстановки.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире (ОК-3, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13);

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем (ОК-2, ОК-4, ПК-4, ПК-5, ПК-6).

– анализировать влияние исторических событий на развитие отечественной юридической теории и практики (ОК-5, ПК-8, ПК-11);

– анализировать взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов (ОК-6, ПК- 12, ПК-13);

– использовать исторический материал для анализа современных проблем в государстве и праве (ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-8);

– анализировать содержание и юридическую технику наиболее значимых нормативно-правовых актов, издаваемых в различные исторические периоды (ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-7).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– общие закономерности развития государства и права на территории России в разные исторические эпохи (ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-7);

– основные исторические факты, события, термины (ОК-3, ОК-4, ПК-4, Пк-5, ПК-6);

– отдельные правовые системы и исторические нормативно-правовые акты (ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ПК-9, ПК-10);

– основные причины и следствия таких явлений как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов (ОК-5, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13);

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (20-21 вв.) (Ок-11, ПК-11);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 - начале 21 в. (ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ПК-9, ПК-10);

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира (ОК-11, ПК-11);

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности (ОК-5, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13);

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций(ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-7);

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения (ОК-3, ОК-4, ПК-4, Пк-5, ПК-6).

Выпускник должен обладать следующей общекультурной компетенцией (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Способен объяснить возникновение, развитие и смену типов и форм государства и права (ПК-1);

Способен проанализировать работу и функции государственных органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны (ПК-2);

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-3);

способен проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции (ПК-4);

способен выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы (ПК-5);

способен выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших (ПК-6);

способен объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества (ПК-7);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-8);

способен юридически правильно и квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-9);

способен толковать различные правовые акты (ПК-10);

способен преподавать исторические дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-11);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-12);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-13).

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной нагрузки обучающегося 116 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 76 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

Наши рекомендации