Русская культура в 16-17 веках.
16 век | 17 век | |
Исторические условия | - завершение формирования великорусской народности; - расширение территории; - формирование государства как многонационального; - укрепление централизованной власти; - превращение сословно-представительной монархии в самодержавную; - династический кризис в конце века; - усиление крепостничества. | -расширение связей с западноевропейскими странами; - складывание всероссийского рынка усиливало экономические и культурные связи между регионами; - потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных областей науки; - укрепление экономического и политического положения России давали возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. |
Особенности | - ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре; -весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости; | - усиление «обмирщения» культуры, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности. |
Просвещение, научные знания, книгопечатание | Центры грамотности и просвещения - монастыри, церкви. Ученики осваивали сначала азбуку, часослов ( молитвы), письмо, Псалтырь ( псалмы – песнопения), счет до тысячи, сложение, вычитание. Учебники: «Начало грамоты греческой и русской» (Максим Грек), «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник», «Книга - Арифметика, цифирная мудрость». 1553 - возникает Московский печатный двор 1564г. - начало книгопечатания на Руси: дъяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную книгу «Апостол». На Украине ( Львов) они издали первый русский печатный букварь с грамматикой. До конца 16 века было издано 20 названийбогословских книг. Научные знания носили прикладной характер: - сочинения «Шестокрыл», «Космография» помогали вычислять лунные фазы, затмения луны и солнца; - «Вертоград» - рукописная книга, переведенная с немецкого, содержала медицинские сведения, правила ухода за больными; - 1586г. - Андрей Чохов отлил Царь-пушку(40т, длина 5м); - словари: « Се татарский язык», «Толк язык половецкого»,«Славянские слова» | - массовым тиражом печатаются пособия по грамматике и арифметике: «Грамматика» М. Смирницкого, иллюстрированный букварь Истомина, «Азбука» В. Бурцева; - появляются светские школы ( в Немецкой слободе, при Печатном дворе), где изучаются иностранные языки, риторика, философия; - в 17 веке умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади; - 1687 - в Москве открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее ( гуманитарное) учебное заведение - языки, философия, этика - в свое время ее закончили М. В.Ломоносов и А. Кантемир - дипломат 18 века, основатель сатирической русской литературы. - О. Михайлов «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науке» - практические сведения по геометрии, механике, физике, химии; - в Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей; - переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела»; - составление карт и атласов (Семен Ремезов - «Чертежная книга Сибири»); - первая печатная книга по истории «Синопсис» Иннокентия Гизеля - с 1621 года издается первая рукописная газета «Куранты»; |
Литература | Фольклор: «Сказка о Барме-Ярыжке», «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева». Летописание: Воскресенская летопись первой половины 16 века, Никоновская летопись (50-е гг.), «Книга степенная царского родословия» Жития: митрополит Макарий составил сборник житий святых по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого – «Четьи – Минеи» Публицистика: Федор Карпов, Иван Пересветов, князь А. Курбский ( переписка с Иваном Грозным) Митрополит Афанасий ( ученик Макария, духовник Ивана Грозного) – «Степенная книга» ( систематическое изложение русской истории от Владимира Святославовича до Ив..Грозного. Разделена на 7 граней – родословных степеней). Исторические повести: «Сказание о царстве Казанском», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» Светская литература: «Домострой» ( Сильвестр) | Фольклор- три основные темы: - борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польско-шведскими интервентами; -рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление народных героев (Ермак, Степан Разин); - обличение произвола царского суда и служилых людей. Преодолевается разрыв между фольклором и письменностью - первые записи произведений устного народного творчества. Исторические повести, публицистика: «Политика» Ю. Крижанича, сочинения СимеонаПолоцкого- белорусский просветитель, наставник царских детей), «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». Новые жанры: А) бытовая повесть ( «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульяне Осорьиной») Б) бытовая сатира («Сказание о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом небогатом человеке») В) стихотворчество ( Симеон Полоцкий - два сборника стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион») |
Зодчество | - Архангельский собор в Кремле (1509г. , Алевиз Новый) - усыпальница русских князей и царей; - возвращение к пятикупольному храму: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря; - Стоятся каменные кремли: Смоленский кремль и Белый город ( Федор Конь), Китай-город, кремли в Туле, Коломне, Серпухове; - возводятся монастыри-крепости: Донской, Данилов, Новодевичий; - шатровый стиль: первый памятник - церковь Вознесения в селе Коломенском ( построена в 1532 в честь родившегося Ивана IY) - венец архитектуры 16 века - Покровский собор - храм Василия Блаженного ( 1561г., Барма и Постник Яковлев) - в честь взятия Казани - 9 куполов, ни один не повторяет другой. | -памятник деревянного зодчества - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском; - в стиле строго монументализма и церковных традиций - Новоиерусалимский монастырь под Москвой ( воспроизведен храм над «гробом Господнем» в Иерусалиме) - монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам ( Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках) - шатровый стиль; - конец 17 века - новый архитектурный стиль - нарышкинское или «московское барокко»- влияние западноевропейской архитектуры ( церковь Покрова в Филях, архитектор Л. К.Нарышкин - дядя Петра Первого) - перестройка московского Кремля: оборонно-крепостной облик уступал место торжественному ансамблю. |
Живопись | - крупнейший живописец - Дионисий: часть фресок Успенского монастыря в Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, житийная икона «Митрополит Алексий»; - в конце 16 века складывается «строгановская школа» ( Чирин, Савин) - иконы в миниатюре, тонкие, изящные, праздничные, предпочитали светские сюжеты; - «годуновская школа» - стремящаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца 15 века | - Симон Ушаков - икона «Спас Нерукотворный», «Троица» - в росписи храмов библейские сюжеты на фресках изображаются в образах реальной жизни ( росписи церкви Троицы в Никитниках); - светская портретная живопись - парсуна; к концу века начинают писать портреты красками на холсте. |
Театр | В 1648 году были запрещены выступления бродячих актеров - скоморохов. 1672г. - возникает русский театр: Алексей Михайлович в Преображенском велел построить потешную палату, где был дан спектакль в честь рождения Петра Первого. |
Русская культура 18 века