Особенности мировоззрения М. Кучерской
Майя Кучерская – литературовед и писатель, литературный критик, автор книги «Современный патерик», вызвавшей множество споров и разногласий.
Писатель сказала в одном из интервью, что политике и искусству лучше бы было существовать отдельно друг от друга. Задачу писателей и поэтов она видит в том, что они должны «думать и чувствовать» [17], а потом передавать свои мысли и чувства словами. Она считает, что для того, чтобы создать действительно хороший текст, необходимо время. Она также возвышает поэзию и прозу, считая, что «это не газетные заметки, не публицистика, это всегда, хоть немножко, но беседа с Небом» [17]. М. Кучерская считает, что хорошая литература улучшает и мир. Хорошие книги влияют на людей, подталкивают к размышлениям о важном.
Одна из самых нашумевших книг М. Кучерской – «Современный патерик», она вызвала разнородную реакцию со стороны церкви. Многие считают, что писатель «напала на святое», однако, были и те, кто воспринял данную книгу иначе. Сама автор не огорчилась тем, что некоторыми ее книга была не понята, а обрадовалась тому, что многие поняли ее книгу. Это были те читатели, «которые сумели взглянуть на себя с улыбкой» [16]. Они посмотрели на книгу под другим углом. Это произведение написано не с целью «клеймить кого-то» [16], ведь, по словам М. Кучерской, это всё относится и к ней тоже: ее не обошло стороной неофитство.
Сочинение историй для «Современного патерика» помогло М. Кучерской понять структуру православного мира. По словам писательницы, для рассказа о людях «с атеистическим прошлым» [15] была необходима другая литературная форма, совершенно иной язык, потому патерик М. Кучерской – «современный» [15].
О взаимодействии с критикой:
М. Кучерская как писатель, понимает, что написание произведения – это тяжелая, долгая, кропотливая работа и, безусловно, ужасно, когда это произведение, созданное с таким старанием и трудом, критикуют. Однако, если смотреть с другой стороны, то писатель не может быть без критики, и каждый должен это осознавать. Каждый мастер слова должен обладать определенной долей мужества, чтобы стойко выдерживать критику. Саму М. Кучерскую это не пугает, она радуется любому отзыву о своей книге, даже негативному, ей важно именно то, что человек прочитал. Коммуникация автора и читателя может быть удачной или же неудачной, но главное для автора – то, что человек читал и пытался понять. Настоящее же счастье для М. Кучерской, когда ее книги понимают, ведь тогда она понимает, что она не одна, у нее есть единомышленники.
О церкви и священниках: когда М. Кучерская только «пришла в церковь» [22] (в конце 1980-х гг.), она стала читать разную православную литературу, которую можно было найти в то время, и совершала поездки в разные монастыри, которые открывались. В этих поездках она встречала необычных батюшек и людей. Их образы и оказались в «Современном патерике».
Современная церковь, по мнению М. Кучерской стала лучше: она начала служить обществу, но проблемы всё же остались, одна из которых – невозможность «открытого разговора с людьми» [22] о каких-либо больных вопросах. Церковь строго запрещает, а не пытается мягко направлять, понимать, деликатно относиться к точке зрения других.
М. Кучерская интересовалась церковью начала XX века: ей нравилось читать мемуары, узнавать о жизни сельского и городского духовенства этого периода, о его быте, разговорах, отношениях.
В одном из интервью у писательницы спросили о том, может ли быть священник неидеальным, ведь от него чаще всего ждут «особой святости» [16]. Она ответила, что нужно отличать идеал от простого человека: «Если ты хочешь идеала, читай Евангелие и превращайся сам в этот идеал» [16]. Людям стоит обращать внимание, в первую очередь, на себя и свои ошибки, а не на других.
В одном из интервью М. Кучерская писатель затрудняется ответить, кто она по профессии: она занимается преподаванием и литературной критикой, но всё же считает для себя важнейшей писательскую деятельность (http://www.pravmir.ru/tetya-motya-ne-propoved-a-issledovanie-majya-kucherskaya-o-novoj-knige-i-ne-tolko/ ). Основная ориентация в творчестве писателя не на массовую аудиторию. Она не пытается писать шаблонные популярные книги, её задача – «разобраться, поставить вопросы». В «Современном патерике» показывается приближенная к реальной жизнь церкви, и не только церкви, но и верующих: сомнения, соблазны, колебания, а в книге «Тётя Мотя» на первый план выходит семья. Автор пытается понять, почему людям сложно жить в семье, почему исчезает любовь, и что с этим делать. В своей книге М. Кучерская хочет показать влияние определенной ситуации на героев, она не считает своей задачей заниматься нравоучениями или проповедничеством: «Писатель не должен учить, его дело — показывать» + дописать.
М. Кучерская – писатель, интересующийся проблемами своей эпохи, который не просто пытается их показать, но и ответить на волнующие вопросы.