Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело»[1]. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными.

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии, Леней и Большие Панафинеи.

8) Скоморохи возникли не позже середины XI века. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“»[7]. В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ[8]. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор[9].

Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщиков[10]. Без скоморохов не обходились деревенские праздники и ярмарки. Они проникли и в церковную обрядность. Собственно, скоморохи давали представления двух видов искусств – драматического и циркового. Имеется информация, что в 1571 г. велся набор «веселых людей» для потехи государства. А в 17 веке царь Михаил Федорович создал Потешную палату, при которой состояла труппа скоморохов. В тот же период труппы скоморохов были и у князей Дмитрия Пожарского и Ивана Шуйского. «Придворные» скоморохи на Руси остались на ограниченном уровне, в итоге их функции свелись к роли домашних шутов.

9) На протяжении длительного времени для жителей городов, так же как и для крестьян, праздники и гулянья были главным видом развлечений. Но в городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально-обрядовую сторону праздников. Религиозные представления о ее связи с божественными силами уже не имели столь важного значения для ремесленников и торговцев в силу специфики их труда: он не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и капризами природы, как труд земледельца. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.

В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городская площадь, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыкантов, плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. Вследствие этого горожане чаще могли смотреть различные уличные представления.

14) История культурно-просветительной работы Российской Федерации как этап социально-культурной деятельности в научной литературе целостно пока не представлена. Имеются только отдельные исследования, которые не дают полного представления об этом периоде. Также не изучен всесторонне и послевоенный период культпросветработы России, хотя он занимает важное место в истории социально-культурной деятельности. Именно в этот период культурно-просветительная работа выделяется из системы образования в самостоятельную сферу, внедряются новые формы и методы культурно-просветительной и воспитательной работы, перестраивается система органов управления, подготовки кадров и методической службы, появляются новые типы учреждений. Все эти преобразования оказали существенное влияние на развитие сферы в последующие годы. Поэтому данный исторический период является важным как для формирования объективных научно-обоснованных представлений о культурно просветительной работе советского периода, так и для изучения генезиса истории социально-культурной деятельности.

Обращение к историко-педагогическому анализу культурно-просветительной работы послевоенного периода актуализируется рядом обстоятельств теоретического и прикладного характера. Так, в научно-теоретическом плане практически не разработана методология истории социально-культурной деятельности, её понятийный аппарат. В прикладном аспекте история культурно-просветительной работы послевоенного периода напрямую связана с необходимостью реализации регионального подхода.

27))) Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского характера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные.

Первые воскресные школы) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке.

История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте. В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат. Восьмое чудо света - Александрийская библиотека - включала в себя более 700 тысяч свитков рукописных книг.. .



29))) Преобразования в сфере культуры
Пётр I отменил действующий в России календарь и ввёл юлианский календарь, по которому Новый год праздновался не осенью (1 сентября), а 1 января.

Образование

С 1708г изменил шрифт с церковнославянского на более простой гражданский шрифт.

Отправлял молодых дворян учиться за границу. Чтобы проводить реформы, ему нужны были образованные люди.

Открыл школы: морская академия, артиллерийская школа, медицинское училище, инженерная школа. Созданы «цифирные школы» для дворян . Дворяне не хотели учиться, запретил жениться, пока не закончат учебу. Открылись школы для детей, рабочих и солдат. Предметы по «богословению» перешли на 2 план. Главными стали – математика, астрономия, инженерное дело. Появились учебники: Арифметика.

1703 г нач Культура

Открылся первый музей – Кунсткамеры – с публичной библиотекой и первый общественный театр. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом культура носила переходный характер, так как во многом ещё сохранились черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшие в дни государственных и военных праздников). Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство

Наши рекомендации