Древнейшие сведения о славянах.
Лекция № 2.
Тема: Древняя Русь. Восточные славяне в древности.
Древнейшие сведения о славянах.
Восточные славяне и их соседи в Приазовье и Придонцовье. Скифы, хазары, печенеги.
Языческие верования.
Древнейшие сведения о славянах.
Проблема этногенеза славян относится к одной из самых сложных в исторической науке. При этом надо помнить, что греческое слово этнос означает народ, а слово генезисв широком смысле – зарождение и развитие. Для решения этой проблемы необходим синтез различных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских языков принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с прабалтским. Существует гипотеза, согласно которой прабалты и праславяне пережили период общности, и прабалтославянский язык позднее распался на праславянский и прабалтийский. Что касается влияния иранского языкового мира, то оно затронуло только часть славян.
Касательно этимологии самоназвания славян – ед. ч. slověninъ, мн. ч. slověne, в науке ведутся дискуссии. Существует несколько основных гипотез:
- от существительногоslovo «слово» или глагола sluti –1-е лицо ед. ч. slovǫ «говорить понятно»;
- от гипотетического гидронима Slovo, Slova или Slovje, который возводят к пра-и.е. ḱleṷ- / ḱloṷ- «быть чистым, прозрачным» (К. Мошинский считал, что это Днепр, славянский фольклорный эпитет которого в период Киевской Руси и известный из «Слова о полку Игореве» – др.-рус. Слову́тичь в значении «славный, известный, знаменитый, первонач. возможно полноводный»); в последнее время: от гидронимов Славута, Славка и других на Слав.
- от пра-и.е. (s)-lau̯-os «народ» (с индоевропейским «подвижным s»).
Первая версия критиковалась за то, что формант -ěninъвстречается обычно у слов, образованных от названий мест. Её сторонники указывают на наличие образований соотносимых с глаголами: др.-рус. бҍглянинъ, бҍжанинъ «беглец», кличанинъ«охотник, поднимающий дичь криком», ловьчанинъ «охотник», люжанинъ «мирянин», пирѧнинъ «участник пира», пълчанинъ «воин», сҍмианинъ«домочадец, слуга», тържанинъ «торговец»
Славяне жили в Центральной Европе и находились в контакте, прежде всего, с протогерманцами и проиталиками. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначающей географические объекты, животных, растения. В целом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Висла. Правда, есть среди лингвистов и сторонники другой концепции. Центром будущей славянской миграции они считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. Такой подход существует давно, но в последние годы особенно активно его отстаивал советский и российский лингвист, один из ведущих российских учёных в области этимологии славянских языков О.Н. Трубачев.
К сожалению, очень мало может дать такая наука, как антропология, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, не сформировался. Зато археология может оказать неоценимую помощь. Для неё наиболее важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. Вот почему ведущая роль в этногенетических построениях отводится ретроспективному методу.
В соответствии с методом ретроспекции от культур достоверно славянских надлежит продвигаться в глубь столетий к тем древностям, которые с ними связаны, а от них ещё глубже и т. д. Одно из наиболее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемой археологами, – черняховская культура, которую некоторые исследователи относят к славянской. Но существует точка зрения и о полиэтничном характере этой культуры. Черняховская культура была разрушена в ходе Великого переселения народов, которое приходится на IV – V века. С северо-запада в Приднепровье пришли готы, и некоторые исследователи считают черняховскую культуру готской. Волна за волной из просторов Центральной Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продвижения вовлекали в этот живой поток народы, населявшие Восточную Европу. И вся эта человеческая лавина двигалась, снося всё на своём пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам – хазары и булгары.
В наше время особенное значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники. Древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые жили севернее Карпат, по Висле и соседствовали с феннами (финно-уграми) на севере, и певкинами (бастарнами) на юге. Так называли народ, обитавший с конца III в. до н. э. по III век н. э. к северу от нижнего Дуная в восточном Прикарпатье на территории Румынии, Молдавии и Украины. Этническая принадлежность бастарнов окончательно не установлена, наиболее часто их ассоциируют с германцами на севере и сарматами – на юге.