РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII ВЕКОВ
1. Борьба за власть. Царь Борис Годунов и его политика.
2. Смутное время. Начало польско-шведской интервенции. Появление самозванцев.
3. Создание народного ополчения и изгнание поляков из Москвы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Период истории России к. XVI - н. XVII вв. необходимо начать с раскрытия политической ситуации в стране в данный период, рассмотрите причины политического кризиса, дайте определение «Смутного времени». Опишите историю самозванцев в России. Особое внимание обратите на роль нижегородцев в освобождении Москвы от польских интервентов. Самостоятельно сделайте выводы по теме.
Литература
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. В 18-ти. кн. Т. Э.Гл. I. V. М.. 1990.
Карамзин Н. М. Записи старого московского жителя. История государства Российского. Т. X. Гл. I—IV. Т. XI. Гл. I—III.M.: Московский рабочий, 1986. С. 334—506.
Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследования. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1989. С. 52—68.
История: Справочник абитуриента. М., 1997. С. 93—99.
Баракова Л. И. и др. История Отечества. Часть 1. М.: ВСХИЗО, 1996. С. 87—99.
История Отечества: Курс лекций под ред. Борисова В. М. и др. М, 1998. С. 63—76.
Орлов А. С. и др. История России с древнейших времен... М., 2001. С. 85—92.
ВАРИАНТ № 9
РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I
1. Развитие России в конце XVII века и необходимость преобразований.
2. Начало Северной войны и создание регулярной армии.
3. Важнейшие сражения армии и флота в Северной войне и их значение.
4. Итоги Северной войны.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Раскрытие данной темы необходимо начать с рассмотрения социально-экономического положения России в конце XVII в., сравнить его с европейскими странами данного периода и исходя из этого сравнения, указать на необходимость преобразований. Отметьте, что преобразования в экономике во многом были связаны с началом Северной войны. Во втором и третьем вопросах выделите этапы Северной войны и в их рамках рассмотрите основные сражения. Сделайте выводы, какое значение имела для России победа в Северной войне.
Литература
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 73—120.
Ключевский В. О. Петр Великий среди своих современников. Соч. в 9-ти т. Т. 8. М., 1987. С. 375—408.
Павленко Н. И. Петр Первый и его время: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. С. 19—102.
Махов А. Я. и др. История Отечества. Часть 2. М.: ВСХИЗО, 1993. С. 4—13.
Ключевский В. О. Реформы Петра Великого (в кн. «Краткое пособие по русской истории»). М.: Прогресс, 1992. С. 131—165.
История: Справочник абитуриента. М., 1997. С. 127—136.
История Отечества: Курс лекций под ред. Борисова В. М. и др. М, 1998. С. 88—95.
Орлов А.. С. и др. История России с древнейших времен... М., 2001. С. 128—136.
Чернобаев А. А. и др. История России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 150—154.
ВАРИАНТ № 10
РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА.
РЕФОРМЫ ПЕТРА I
1. Реформы в области государственного управления.
2. Меры в области экономики и торговли.
3. Податная и церковная реформы. Реформы в культуре.
4. Историческое значение петровских реформ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Начать изучение материала следует с раскрытия причин реформирования государства, затем рассмотреть реформы, которые традиционно принято группировать по проблемно-отраслевому признаку. Раскрывая мероприятия в области торговли, разъясните политику «меркантилизм». В заключении отметьте взгляды историков в оценке петровских преобразований.
Литература
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989. С. 121—153, 300—351.
Ключевский В. О. Реформы Петра Великого (в кн. «Краткое пособие по русской истории»). М.: Прогресс, 1992. С. 131—165.
Павленко Н. И. Петр Великий и его время. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. Х- 135—144.
Махов А. Я. и др. История Отечества. Часть 2. М: ВСХИЗО, 1993. С. 13—34.
История: Справочник абитуриента. М., 1997. С. 139—143.
История Отечества: Курс лекций под ред. Борисова В. М. и др. М., 1998. С. 95—105.
Орлов А. С. и др. История России с древнейших времен... М., 2001. С. 136—144.
Чернобаев А. А. и др. История России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 127—130.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ