Подходы к периодизации истории
Формационный (марксистский) подход
Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.
Первобытная община (первобытный коммунизм) – бесклассовое общество, основанное на присвоении или примитивном производстве, при котором все его члены находятся в одинаковом отношении к средствам производства, отсутствует частная собственность, общественная и политическая иерархия, и соответственно единым для всех является способ получения доли общественного продукта.
Древневосточный (азиатский) строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном ирригационном производстве азиатского типа, при котором землепользователи (свободные общинники) зависимы от государства, и характеризующееся централизованной натуральной экономикой, слабым разделением труда, самообеспечиваемостью общин, неразвитой торговлей, ранговым землевладением, обусловленным несением службы, и восточной деспотией.
Рабовладельческий строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем рабский труд, при котором непосредственные производители (рабы) являются частной или общественной собственностью владельцев производства (рабовладельцев), и характеризующееся рыночной экономикой и западной деспотией.
Феодализм – закрытое классовое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем крепостной труд, при котором землепользователи (крепостные) прикреплены к земле и зависимы от землевладельцев (феодалов), и характеризующееся натуральной экономикой, служебным вассально-ленным землевладением и существованием жёсткой иерархии политической власти, основанной на договорных правах и обязанностях.
Капитализм – открытое классовое общество, основанное на промышленном производстве, капитале, использующем наёмный труд, при котором наёмные работники (пролетариат) работают на средствах производства, принадлежащих частным владельцам (буржуазии (капиталистам)), и характеризующееся рыночной экономикой, стремлением к максимизации прибыли.
Социализм – открытое полуклассовое общество, основанное на промышленном производстве, использующем наёмный труд, общественной собственности на орудия и средства производства, власти трудящихся, при котором отсутствует социальное угнетение и эксплуатация человека человеком, и характеризующееся диктатурой одного класса.
Посткапитализм – открытое стратификационное общество, основанное на высокотехнологичном и информационном производстве, капитале, использующем наёмный обслуживающий и интеллектуальный труд, и характеризующееся развитой системой охраны окружающей среды, высокой степенью урбанизации.
Развитой коммунизм – бесклассовое общество, основанное на высокотехнологичном и информационном производстве, использующем сознательный обслуживающий и интеллектуальный труд, общественной собственности на орудия и средства производства, и характеризующееся развитой системой охраны окружающей среды, высокой степенью урбанизации.
Цивилизационный подход
Цивилизация – это высшая ступень организации и развития человеческого общества, высшая и в логическом, и в историческом плане.
Цивилизация (от латинского «гражданский, государственный») – 1) синоним культуры; 2) высший уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) определённая система ценностей, выработанная и подкрепленная длительным историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития; 4) определённая стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством.
Пространственно-временные уровни цивилизаций:
глобальная (всемирная) – всё человечество (или его наиболее развитая часть), достигшее уровня цивилизационного развития и проходящее определённые ступени, фазы жизненного цикла; глобализированная цивилизация;
локальные – составные части человечества, различающиеся по системе ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту, которые проходят через смену поколений и фаз жизненного цикла;
мировые – крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы.
Доисторическая эпоха (праистория) – этап развития человечества до появления письменности. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд. лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека.
Протоистория – переходный этап между доисторической эпохой и эпохой письменной истории, когда рассматриваемое общество ещё не создала своей письменности, однако уже попало в поле внимания других, имеющих письменность обществ, и, таким образом, оказывается засвидетельствованной в письменных источниках.
Однолинейный эволюционизм определяет наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем:
дикость (состоит из низшей, средней и высшей стадий) – праистория – господство охоты, рыболовства и собирательства, отсутствие частной собственности, существование всеобщего равенства;
варварство – протоистория – появление скотоводства и земледелия, возникновение частной собственности и общественной иерархии;
цивилизации – история – возникновение письменности, городов, государственности, классового общества.
Универсальный эволюционизм заключается в обнаружении общемировых изменений в социокультурном развитии.
Многолинейный эволюционизм (неоэволюционизм) допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития.
Ойкумена – освоенная человечеством часть мира.
Спираль цивилизационного прогресса – единство пространственно-временной динамики цивилизаций, витки которой расширяются в пространстве и изменяются во времени.
Закономерность сжатия исторического времени – каждый очередной шаг в истории цивилизаций характеризуется более коротким жизненным циклом, ускорением темпа исторического прогресса, учащением пульса цикличной динамики общества.
Локальные цивилизации | Виток развития мировых цивилизаций | Поколение развития локальных цивилизаций | Сверхцикл развития общемировой цивилизации |
Древнеегипетская, шумерская, эламская, ассирийская, мидийская, урартская, хеттская, парфянская, древнееврейская, вавилонская, мероитская, крито-минойская, микенская, скифская, протоиндийская, протокитайская, протокорейская, протояпонская | Первый (X-IV тыс. до н. э.) | Неолитическая и ранне-классовая (X тыс. – VII вв. до н. э.) | Первый (X тыс. до н. э. – V вв. н. э.) |
Второй (XXX-VII вв. до н. э.) | |||
Греко-римская, древнеперсидская, финикийская, древнеиндийская, древнекитайская, древнекорейская, древнеяпонская, древнеамериканская | Третий (VI в. до н. э. – V вв. н. э.) | Античная (VI в. до н. э. – V вв. н. э.) | |
Древнерусская, западноевропейская, византийская, тюркская, древнеарабская, индийская, китайская, корейская, японская, индокитайская, американская | Четвёртый (VI-XIV вв.) | Средневековая (VI-XIV вв.) | Второй (VI- XX вв.) |
Российская, западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, исламская, индийская, буддийская, японская | Пятый (XV-XVII вв.) | Ранне-промышленная и развитая промышленная (XV- XX вв.) | |
Шестой (XVIII-XX вв.) | |||
Евразийская, западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, исламская, индийская, буддийская, японская, африканская, океаническая | Седьмой (с XXI в.) | Постпромышленная (информационная) (с XXI в.) | Третий (с XXI в.) |
Витки развития мировых цивилизаций:
первый – X-IV тыс. до н. э. – неолитическая мировая цивилизация – формирование генотипа цивилизации, постепенное вырисовывание контуров «пирамиды» цивилизаций;
второй – XXX-VII вв. до н. э. – ранне-классовая мировая цивилизация – возникновение классов, государства, права, частной собственности и рынка, создание системы мировых, локальных, глобальной цивилизаций; цивилизации охватывают ок. 15-20% ойкумены;
третий – VI в. до н. э. – V вв. н. э. – античная мировая цивилизация – возникновение первых мировых империй; цивилизации охватывают ок. 35% ойкумены;
четвёртый – VI-XIV вв. – средневековая мировая цивилизация – процесс внешних захватов между цивилизациями, возобладание идеационального социокультурного строя, укрепление господства мировых религий в духовной и политической сферах; переход цивилизационного центра на Восток;
пятый – XV-XVII вв. – ранне-промышленная мировая цивилизация – формирование и развитие мануфактурного способа производства, начало развития промышленного капитала, зарождение мировой колониальной системы, проведение первых буржуазных революций и формирование буржуазной демократии, проведение I научно-технической революции; переход цивилизационного центра на Запад, уничтожение доколумбовой цивилизаций Америки;
шестой – XVIII-XX вв. – развитая промышленная мировая цивилизация – формирование и развитие фабричного способа производства, установление мировой колониальной системы, проведение вторых буржуазных, буржуазно-демократических и социалистических революций, утверждение либеральной или социал-демократии, проведение II научно-технической революции, проведение первых мировых войн; господство цивилизационного центра на Западе;
седьмой – с XXI в. – информационная мировая цивилизация – установление интегрализма – соединение либерального и марксистского подходов к истории на основе цивилизационного, начало III научно-технической революции, угроза мировых кризисов (демографического, экологического и глобалистического), радикальное преобразование глобальной цивилизации, формирование гуманистически-ноосферной цивилизации, зарождение гармоничного интегрального социокультурного строя.