Ульяновский государственный технический университет

Далее должны быть указаны: название темы реферата, дисциплина реферата, ФИО студента, группа, ФИО проверяющего преподавателя ( доцент, к.и.н. Осипов С.В.), год написания реферата, г. Ульяновск.

- Оглавление (1 стр.)

Здесь перечисляются все части реферата с указанием на какой странице какая из них начинается.

- Введение (1 стр.)

Здесь дается краткое объяснение темы реферата с указанием важности, актуальности, значимости данной темы, а также с указанием вопросов, тезисов и т.д., на которых автор предполагает остановиться в основной части реферата. ВО ВВЕДЕНИИ НИЧЕГО НЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ! ЭТО ВВЕДЕНИЕ В РАБОТУ, НО ЕЩЕ НЕ САМА РАБОТА!

- Основная часть: Глава 1

Глава 2

Глава 3 и т.д.

( глав может быть 2-5, но никак не меньше 2; главы должны иметь названия)

Основная часть в целом составляет в объеме 8-9 стр. текста

- Заключение (1 стр.)

Здесь вкратце делаются выводы из основной части реферата. Заголовок реферата и поставленные во введении задачи должны соответствовать выводам в заключении.

- Список использованной литературы (1 стр.).

Здесь перечисляются научные письменные источники, использованные автором при написании реферата. ТОЛЬКО ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ САМИМ АВТОРОМ, ТО ЕСТЬ ЛИЧНО ИМ ПРОЧИТАННЫЕ.

Пример оформления списка использованной литературы:

1. Аксютин, Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-64 гг. / Ю. В. Аксютин. М.: РОССПЭН, 2004. – 486 с.

2. Анашкина, Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования, 2001. – № 12. – С. 97-102.

3. Вайль, П. 60-е: Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. – Изд. 2-е, испр. – М.: Новое литературное обозрение, 1998.

4. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. В 4 книгах. М.: Институт философии, 2001. Книга 1. – 624 с.

5. Димони, Т. М. История колхозной деревни в романном творчестве Федора Абрамова // Отечественная история. 2002. № 1.

2 и 5 в этом примере – ссылки на статьи в журналах с указанием номера журнала и года издания после знака //, остальное - отдельные книги. Учебники, пособия, энциклопедии, статьи из Википедии за полноценные источники НЕ СЧИТАЮТСЯ! В списке литературы они не указываются!

Таким образом, в готовом виде реферат составляет 13-14 страниц (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы). Превышение данного объема как и недовыполнение объема недопустимы.

Алгоритм работы над рефератом:

1. Прочтение и понимание темы. Прочтение соответствующих глав учебника для понимания о каком периоде и о каком конкретном событии (событиях) идет речь.

2. Подбор литературы по теме реферата, начиная с того текста (или текстов), которые даются в файловом виде вместе с темой. Минимальное количество текстов для написания реферата – 3-4 (не считая учебников, энциклопедий и прочих пособий).

3. Прочтение и анализ литературы, сбор информации по теме реферата.

4. Составление плана реферата (то есть определение количества глав и их названий).

5. Непосредственно написание реферата, то есть осознанный пересказ найденной в литературе информации применительно к конкретной теме вашего реферата.

6. Оформление реферата, то есть проверка наличия в вашей работе всех необходимых компонентов.

!!!!! Реферат по определению – авторский текст на основе прочитанной литературы. Прямое цитирование литературы равно как использование количественных данных из литературы должно оформляться!

Пример оформления цитат и ссылок на научную литературу:

Поволжья, но и Южного Урала, Северного Казахстана, Западной Сибири, Юга Украины, всего более 40 млн. человек. По просьбе советского правительства США оказали помощь голодающим и больным в пораженных голодом районах России. Эта помощь спасла от гибели около 18 млн. человек. Однако всех спасти не удалось; от голода, тифа и гриппа «испанки» умерли более 5 млн. человек[1].

В 1921 г. Симбирский губисполком в «Меморандуме по снабжению» признал невозможность улучшить «продовольственное положение Симбирской губернии», опираясь только на внутренние ресурсы и помощь со стороны производящих губерний. Поэтому, «опираясь на соглашение Р.С.Ф.С.Р. и Американской Администрации [помощи] в гор. Риге 20 августа 1921 года», губисполком заявлял о том, что «согласен принять предложение А.Р.А. по обеспечению детей в возрасте от 0-14 лет»[2].

Итоги деятельности АРА в губернии к моменту ее завершения в июле 1923 г. были значительны. За январь-август 1922 г. эта организация обеспечила продовольствием 36,8% населения губернии. Коммунистическое же правительство смогло это сделать лишь для 13%[3]. Только летом 1922 г. питанием, организованным АРА, было охвачено около 845 тысяч человек взрослого населения (при почти полуторамиллионном населении губернии)[4].

Использование чужого текста без кавычек и без ссылок расценивается как плагиат. Тексты, взятые из Интернета, также оформляются соответствующим образом:

Культурология выступает, по меткому выражению И.В. Кондакова, как «самосознание (или саморефлексия) культуры»[5]. В связи с этим культурологические исследования играют важное значение в процессе формирования культурной самоидентичности, в изучении механизмов культурной коммуникации.

В данном случае ссылка сделана на статью в журнале, выложенным затем в Сеть. Указаны как автор и название, номер и год издания журнала, так и точная ссылка на ресурс, где выложен этот текст. Ссылки типа rambler.ru, google.com wikipedia.com – НЕДОПУСТИМЫ!

Литература, на которую сделаны ссылки в тексте реферата, и литература в списке использованной литературы ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ!!! Поскольку ссылаться автор может только на то что читал сам.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

(после темы указаны тексты, находящиеся в папке вместе с данным файлом)

1. Немецкие войска на оккупированной советской территории: задачи и методы их выполнения

На основе: М.В. Коваль ТРАГЕДИЯ БАБЬЕГО ЯРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ;

В. Ветте ВОЙНА НА УНИЧТОЖЕНИЕ: ВЕРМАХТ И ХОЛОКОСТ ЦЕЛИ ГЕРМАНИИ В ВОЙНЕ ПРОТИВ СССР;

Д. Айххольц ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЕРМАНСКИХ ЭЛИТ
ЗА АГРЕССИВНУЮ ПОЛИТИКУ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИЗМА

2. Внешняя политика Екатерины II

На основе: B.H. Виноградов ДИПЛОМАТИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ (часть 1 и 2);

В.Н. Виноградов ЕКАТЕРИНА II И ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В.Н. Виноградов ДИПЛОМАТИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ:
"МЫ НИ ЗА КЕМ ХВОСТОМ НЕ ТАЩИМСЯ"

3. Сталин и начало Великой Отечественной войны

На основе: Р.А. Медведев И.В. СТАЛИН В ПЕРВЫЕ ДНИ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

4. Князь Кропоткин – основоположник русского анархизма

На основе: А.А. Мкртичян П.А. КРОПОТКИН
И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

5. Генерал Брусилов – судьба полководца

На основе: А.Г. Голиков ГЕНЕРАЛ А.А. БРУСИЛОВ:
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. Основные проявления «холодной войны» в первой половине 50-ых гг.

на основе: А.С. Орлов Воздушная разведка США над территорией СССР в 1950-1955 гг.

7. Цена победы: людские потери СССР в Великой Отечественной войне

на основе: В.В. Гуркин О ЛЮДСКИХ ПОТЕРЯХ
НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ
В 1941-1945 гг.

8. Русско-японская война 1904-05 гг.: причины и последствия

на основе: В.И. Балакин ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905 годов

9. А.М. Горчаков – выдающийся русский дипломат

на основе: В.Н. Виноградов КНЯЗЬ А.М. ГОРЧАКОВ -
МИНИСТР И ВИЦЕ-КАНЦЛЕР

10. Секретный доклад Н. С. Хрущева на 20-ом съезде КПСС

на основе: В.П. Наумов К ИСТОРИИ СЕКРЕТНОГО ДОКЛАДА Н.С. ХРУЩЕВА НА XX СЪЕЗДЕ КПСС

11. Рост международного влияния СССР в 1939-45 гг.

на основе Дж. Робертс СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ И СОВЕТСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1939-1945 гг.: ИДЕОЛОГИЯ, РАСЧЕТ И ИМПРОВИЗАЦИЯ

12. Император Николай II как личность

на основе Е.С. Радциг НИКОЛАЙ II В ВОСПОМИНАНИЯХ ПРИБЛИЖЁННЫХ

13. А.П. Бестужев-Рюмин – выдающийся русский дипломат

на основе: М.Ю. Анисимов РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ А.П. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН (1693-1766)

14. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I

на основе Н.С. Киняпина ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I (часть 1и 2)

15. Гетман Мазепа как исторический деятель

на основе: Т.Г. Яковлева МАЗЕПА - ГЕТМАН: В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ ; Родина 2007 № 11. Родина 2009 № 7

16. Маршал Рокоссовский – выдающийся советский полководец

на основе Ю.В. Рубцов "СОВЕТСКИЙ БАГРАТИОН" Маршал К.К. Рокоссовский (1896-1968)

17. Екатерина II и реформа образования

на основе: Родина, 2010, №2

18. Русские полководцы эпохи Екатерины II

на основе: Родина, 2010, №2

19. Женщины у власти в эпоху дворцовых переворотов

на основе: Родина, 2009, №2

20. Роль гвардии в эпоху дворцовых переворотов

на основе: Родина, 2009, №2; Родина 2000, №11

21. Истоки и цели белого движения

на основе: Родина, 2008, № 3; Родина 2000. № 11

22. Влияние реформ Петра I на развитие России

на основе: Родина, 2007 № 11.

23. Петр I как основатель российского флота

на основе: Родина, 2007 № 11

24. Петр I как создатель гвардии

на основе: Родина, 2000, № 11

25. Казачество как социальный феномен

на основе: Родина, 2004 №5

26. Самозванцы в русской истории

на основе: Родина, 2004 № 5; 2007 № 11; 2010 № 2; 2009 № 2

27. Казачество в годы гражданской войны

на основе: Родина, 2004 №5

28. Полтавская битва и её значение

на основе: Родина 2009 № 7

[1] Зима В.Ф. Голод, медицина, власть: 1946-1947 годы // Отечественная история. 2008. №1. С.118, 126.

[2] Государственный архив Ульяновской области. Ф. Р-200. Оп.2. Д.627. Л.1.

[3] Отчет симбирского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов XII губернскому съезду советов. Симбирск, 1922. С.33.

[4] В целом же, летом 1922 г АРА ежедневно кормила почти 11 млн голодающих Поволжья, превзойдя по эффективности помощь со стороны большевистских властей (См.: Отечественная история. 2005. №6. С.151).

[5] Кондаков И.В. Российская культурология как феномен отечественной культуры // Культурологический журнал. – 2011– № 4. – С. 1-12. // http://www.cr-journal.ru/rus/journals/104. html&j_id=8.

Наши рекомендации