Что нам известно о св. Иоанне Готском.
Св. Иоанн Готский – наставник.
Предисловие.
Мы окунаемся в историю Византии. Историю государства, которого уже давно нет.
29 мая 1453 года войска Мехмеда II Завоевателя (Фатиха) захватили Константинополь. Многие европейские историки считают, что с этого момента закончилась история средних веков. А тогда, в середине XV век, христиан охватила паника. Многие посчитали, что падение Константинополя это - начало конца света. Ведь Византия была наследницей Рима.
Когда знакомишься с историей деятельности св. Иоанн Готского, как фрагмента истории Византии, возникает странное чувство. С одной стороны это - не наша история. Не наша, то есть - белорусов, русских, украинцев. Причем во времена иконоборческих смут наша история, а точнее - наших предков, еще, по сути, не началась. В это время они только начали осваивать лесные просторы Восточно-Европейской, или Русской равнины.
Может показаться, что наша история начинается здесь с 1783 года. Причем, если мы выглянем в окно из зала, где проходит сейчас наша конференция, то увидим то место, где в 1787 году первый хозяин Партенита, князь Шарль Жозеф де Линь – австрийский фельдмаршал, прикомандированный в Россию, а затем, с началом русско-турецкой войны, в российскую армию, писал свои знаменитые когда-то письма Екатерине II.
Но, - мы ходим по тем же дорогам, по которым ходили действующие лица той истории, о которой пойдет речь в предлагаемом докладе, они видели те же пейзажи, которые видим и мы. И главное, мы также почитаем, как почитали и они, святого Иоанна Готского. Мы также, как и они, обращаемся к нему с молитвой. Поэтому, без сомнения, благодаря св. Иоанну Готскому, эта история – также и наша. Или, сказать иначе, через святого Иоанна Готского осуществляется наша связь с древней историей этой земли.
Что нам известно о св. Иоанне Готском.
Нам не известны какие-либо дидактические труды св. Иоанна Готского. Скорее всего, их и не было. Нет в нашем распоряжении и каких-либо высказываний преподобного епископа Готского на счет воспитания подрастающего поколения. Но у св. Иоанна были ученики. Причем эти ученики были с ним до конца. Даже в изгнании. А это уже говорит о многом.
И, забегая вперед, перед преподобным епископом Готским, как и перед нами, стояли во многом похожие задачи. Что мы и увидим далее.
К сожалению, автор Жития Иоанна Готского, (а это наш основной источник о жизнедеятельности святого) основное свое внимание сосредоточил на деятельности преподобного как фигуры вселенского масштаба. Но в этом нет ничего удивительного, ведь написано Житие было, очевидно, в Амастриде (ныне Амасра), что в провинции Пафлагония и, как видится, для жителей этого «христолюбивого города». Поэтому из текста Жития мы даже не можем напрямую узнать – каким пастырем был св. Иоанн, как он окормлял свою паству и, наконец, какими были его взаимоотношения с учениками.
Поэтому придется читать между строк.
А для этого, мы должны найти ответы на следующие вопросы - Как группировались ученики вокруг наставника в раннее византийское средневековье? На каких основаниях, если можно так сказать, определялся, а затем формировался психологический тип заданного отбора учеников? Что поделать, если Житие Иоанна Готского молчит о том, - как и почему вокруг преподобного епископа Готского группировались ученики. Но зато в нашем распоряжении имеется Житие его современника и, возможно, собеседника, а то и сподвижника – св. Стефана Нового.
Св. прмч. Стефан Новый подвизался на горе св. Авксентия в виду Константинополя, на другом берегу, в десяти милях от Халкидона. Напрасно пытались иконоборцы сломить его стойкость. Он был скалой для всего Константинопольского монашества. Советовал монахам не поддаваться на провокацию, скрываться и пассивно сопротивляться. В том числе рекомендовал и эмиграцию: Это "во-первых, северные склоны Евксинского Понта, побережные его области, лежащие по направлению к Зикхийской епархии, и пространства от Боспора, Херсона, Никопсиса по направлению к Готии низменной, во-вторых, области, лежащи по Парфенийскому морю, именно митрополии Никопольская, насупротив Старого Рима, Неаполь до реки Тибра,... остров Кипр".
Был убит по приказу императора Константина Копронима в 767 году. Память совершается 28 ноября (11 декабря).
. Вот как о его учениках говорится в Житии преподобномученика Стефана Нового: «По прошествии некоторого времени, духовный отец и учитель блаженного Стефана, преподобный Иоанн, с миром отошел к Господу; … Блаженный же Стефан после того стал один подвизаться в пещере, имея от роду немногим более 30-ти лет. Наследовав пещеру преставившегося ко Господу святого учителя своего и других, живших в ней раньше, преподобных отцов, блаженный Стефан был наследником и их совершенного, преисполненного добродетелей, жития. Посему к нему стали приходить из окрестных мест пустынники, желая жить вместе с ним и иметь в нем наставника и учителя себе. …Таким образом образовался монастырь, братия которого неусыпно предавалась иноческим подвигам, имея у себя игуменом святого Стефана. Пищу добывали все в поте лица своего, трудами своих рук; преподобный же Стефан владел искусством хорошо списывать книги; переписывая и продавая их, он, таким способом, питал себя и прочих».
В сорокадвухлетнем возрасте игумен Стефан покинул созданную им обитель и ушел на другую гору, на вершине которой, в уединенной келье, пребывал в глубоком затворе. Однако и здесь вскоре создалась община иноков, ищущих духовного наставничества святого Стефана.
Но как группировались ученики вокруг деятельности св. Иоанна Готского? Ведь преподобный епископ был личностью совершенно другого типа: «Сей преподобный муж, украшенный дарами веры и действия, прозревал отдаленное и предсказывал будущее» - вот как характеризует св. Иоанна автор его Жития.
Действительно, при чтении Жития сразу возникает образ активного и деятельного пастыря. Преподобный епископ Готский – весь в движении. Его трудно представить за переписыванием книг. О том, что быть учеником св. Иоанна – бремя, и не все это выдерживали, говорит чудо с одним из его учеников – Василием.
Так каким же должен быть ученик св. Иоанна Готского? Об этом расскажет предистория занятия св. Иоанном епископской кафедры. И, конечно, на это укажут особенности паствы преподобного епископа Готского.