V. Подведение итогов урока

— Ребята, а чем вам понравились стихи? (Они красивы, инте­ресны.)

— Как вы понимаете слово «счастье» и в чем оно, по-вашему, заключается? (Ответы детей.)

— В свое стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил пре­красные строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно... Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому про­житому дню.

— Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок. (Выявляются победители. Результаты оказываются примерно одинаковыми.)

А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошел урок, на котором вы показали свои знания, проявили творческие способности, сообразительность, помогали друг другу.

Домашнее задание

Подготовить чтение стихотворений наизусть, кто еще не читал. Читать стихи поэтов, чье творчество изучали на уроках.

Урок 61. Знакомство с названием раздела

Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить прогно­зировать содержание раздела; развивать память, внимание; обо­гащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; планировать работу на уроке.

Оборудование: выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

Ворона

- Кра! -

Кричит ворона.

— Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку! —

Стой, ворона.

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана:

У тебя ведь

Нет кармана! –

Как!-

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно. .

— Что ж вы раньше

Не сказали?

Кар-р-р-раул!

Кар-р-ман

Укр-р-али!

В. Орлов

Грош — старинная медная монета достоинством 2 копейки. Позднее — полкопейки. «Гроша ломаного не стоит» — ничего не стоит, никуда не годится.

— Какие части этого стихотворения вы, подражая вороне, будете читать громко, да еще при этом выделяя звук [р]? Прочитайте это стихотворение так, чтобы мы услышали ворону.

(Выразительное чтение учащимися.)

III. Введение в тему

Беседа

— В каких произведениях мы встречались с вороной? {Мы чи­тали про нее рассказы, басни, стихи.)

— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочи­тайте его название. {Раздел называется «Литературные сказки».)

— Что значит «литературные сказки»? (Это авторские сказки. Их написали писатели.)

Беседа о сказках

— На какие две группы разделены сказки? (Народные и лите­ратурные, или авторские.)

— Как их различить? (Примерный ответ. Народные сказки по­явились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказы­вали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка - это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 179. Что вам представля­ется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

— Вы узнали название раздела учебника, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы по­знакомимся в нем?

— Чему мы научимся?

— Прочитайте в учебнике на с. 179, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?

— Проверим, как вы запомнили. С чем мы познакомимся? (Со сказками, которые специально для детей написали В. Гар-шин, В. Одоевский, Д. Мамин-Сибиряк.)

— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 179 учебника.)

— Прочитайте беседу профессора Самоварова с детьми на с. 180. Составьте вопросы по тексту, задайте их одно­классникам.

V. Физкультминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Быстро, бесшумно на воду садятся.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

Наши рекомендации