Название, основные идеи, место в каноне.
Первоначально эти две книги составляли одну книгу Ездры. В знаменитых древних кодексах перевода Семидесяти – Александрийском и Ватиканском она называлась Второй книгой Ездры, так как в этих кодексах впереди стоит неканоническая книга Ездры (2 Ездры нашей Библии) и называется Первой Ездры. После разделения на две в восточной традиции за этими книгами утвердились названия: Первая Ездры и Неемии, в латинской Вульгате – Первая и Вторая Ездры (отсюда в Вульгате четыре книги Ездры), в изданиях еврейской Библии (в которой нет неканонических книг) просто Ездра (по-евр. Езра) и Неемия.
Эти книги составляют заключительный раздел ветхозаветной истории, описывая время послепленной реставрации, и являются важнейшими источниками для этого мало известного периода. В них повествуется о возвращении иудеев из вавилонского плена, восстановлении Храма, Иерусалима и религиозной жизни послепленной общины. Повествование книг обнимает приблизительно сто лет, от указа Кира о возвращении из плена до завершения реформ Ездры и Неемии (538 – 432 гг). В этот же послепленный период проходили служение пророки Аггей, Захария и Малахия.
Книги Ездры и Неемии являются продолжением книг Паралипоменон, вместе с которыми они образуют единый исторический труд, цель которого – дать ключ к пониманию смысла ветхозаветной истории народа Завета. Через весь труд проходит объединяющая его идея о призвании ветхозаветного Израиля, как теократического народа, надежда которого не в военной силе, а в верности своему Богу и богоустановленным учреждениям. Священные авторы старались внушить послепленному народу веру в то, что небольшой остаток народа, возвратившийся из плена, является наследником исполнения божественных обетований.
В переводе Семидесяти и в нашей Библии книги 1 Ездры и Неемии располагаются после 1-2 Паралипоменон, а в еврейской Библии – перед ними, так как были раньше приняты в канон.
Авторство и время происхождения.
По иудейскому преданию, автором 1 Ездры и Неемии был сам Ездра. С этим соглашаются некоторые из современных исследователей, но большинство считают, что эти книги были составлены на основании мемуаров Ездры и Неемии священным редактором в конце V века или в IVвеке до Р. Х.
Историческая эпоха.
События, описанные в книгах Ездры и Неемии, происходили в эпоху господства Персидской империи, которое продолжалось свыше 200 лет (539 – 331 до P.X.). В то время как политика ассирийских и вавилонских царей состояла в депортации побежденных народов из родных земель в другие страны, политика персидских правителей была диаметрально противоположной и заключалась в депортации этих народов на их родину. Одним из первых деяний персидского царя Кира II после завоевания Вавилона (539 г.) было издание указа о возвращении плененных иудеев и других переселенных народов на их родину. Религиозная политика Кира и других персидских царей также отличалась гуманностью по отношению к подчиненным народам, терпимостью к их религиозным верованиям и обычаям.
Хронология персидского периода.
539 г. – завоевание Вавилона Киром II Великим.
538 г. – указ Кира о возвращении из плена.
530 – 522 – Камбиз.
522 – 486 – Дарий I Гистасп.
486 – 464 – Ксеркс I (Ахашверош, 1 Езд. 4, 6).
464 – 423 – Артаксеркс I Лонгиман (Неем. 2, 1).
423 – 404 – Дарий II Нот.
404 – 360 – Артаксеркс II Мнемон.
359 – 338 – Артаксеркс III Ox.
338 – 335 – Арсес.
335 – 331 – Дарий III Кодоман.
ПЕРВАЯ КНИГА ЕЗДРЫ.
Разделение и содержание.
В Первой книге Ездры описываются два возвращения иудеев из плена вавилонского и первый период послепленной истории. Соответственно книга разделяется на две части, обнимающие 1 – 6 и 7 – 10 глл. В первой части (1 – 6 глл.) описывается первое возвращение иудеев на родину, по указу Кира, царя персидского, от 538 г под предводительством князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса и построение второго храма в трудных условиях противодействия врагов.
Во 2 части (7 – 10 глл.) излагается второе возвращение пленников под предводительством Ездры в 7-й год Артаксеркса I (458 г. до Р.Х.) и деятельность Ездры в Иерусалиме.