Природа реформ, проведённых Екатериной II, и причины государственных преобразований

Екатерина стремилась к поведению реформ, направленных на развитие просвещённого абсолютизма в стране. Одним из наиболее значимых преобразований в духе просвещения был созыв Уложенной комиссии в 1767 году с целью составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения (1649). В работе данной комиссии участвовали представители разных сословий: дворянства, крестьянства, казачества. Работа комиссии продолжалась чуть больше года и основная цель так и не была достигнута. Под предлогом начала войны с Турцией она была распущена в 1768 году. Однако комиссия успела выполнить свои второстепенные задачи, а именно: выявила «нужды и чувствительные недостатки нашего народа», поспособствовала развитию идей просвещения за счёт распространения "Наказа" Екатерины II в правительственных учреждениях.

Также стоит отметить две не менее важные реформы: издание "Жалованной грамоты городам" и "Жалованной грамоты дворянству". Первая грамота определила права и привилегии городского населения. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы. Екатерине II была необходима поддержка дворянства в проведении реформ. Период ее правления так же часто называют "золотым веком русского дворянства". Именно поэтому во второй грамоте были прописаны права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. Дворянство было освобождено от телесных наказаний, получило исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и т.д.

В 1775 году было принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи", согласно которому страна делилась на 50 губерний, каждая из которых состояла из 10-12 уездов. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе него стоял городничий. Данная реформа позволила упорядочить территориальное устройство страны. Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные и судебные функции, таким образом, были четко разделены.

В области образования наметились изменения в лучшую сторону. В Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородств девиц, Коммерческое училище в Москве. Было начато создание системы общеобразовательной школы. В 1782-1786 была проведена школьная реформа. В школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, единые учебные планы, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература.

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Екатерина негативно относилась к крепостному праву. Она ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.

И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика. Императрица лично издавала журнал "Всякая всячина", главной идеей которого была критика человеческих слабостей, пороков и суеверий. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, были заложены основы гражданского общества в России.

Таким образом, реформы Екатерины носили в себе характер противоречия. С одной стороны Императрица способствовала развитию культуры в стране, поощряла любовь к литературе и искусству, а с другой - не смогла долго терпеть вольнодумие и критику государственных пороков, примером тому может служить ее полемика с журналом Новикова "Трутень". Этот журнал высмеивал преклонение перед иноземным, злоупотребление помещичьей властью, взяточничество и многие другие несовершенства в обществе. Однако Екатерина не стерпела такой жёсткой сатиры, и журнал вскоре был вынужден прекратить свою работу. В заключительном листе Новиков писал: "Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь; обстоятельства мои и ваша обыкновенная жадность к новостям, а после того отвращение тому причина".
Глава 3

Наши рекомендации