Распределение баллов при сдаче художественных текстов

Название произведения Количество баллов (35)
Беовульф
Английские и шотландские народные баллады 0,5
Мэлори Т. Смерть Артура
Чосер Дж. Кентерберийские рассказы
Мор Т. Утопия
Марло К. Трагическая история доктора Фауста
Шекспир У. Сонеты. Гамлет. Король Лир. Макбет. Буря. 12-я ночь
Джонсон Б. Вольпоне, или Лиса
Донн Дж. Элегии 0,5
Гаррик Р. Стихи 0,5
Мильтон Дж. Потерянный рай
Дефо Д. Робинзон Крузо
Свифт Дж. Путешествия Гулливера. Сказка о бочке
Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша
Шеридан Р. Школа злословия
Стерн Л. Сентиментальное путешествие
Бернс Р. Лирика 0,5
Макферсон Дж. Песни Оссиана 0,5
Поуп А. Виндзорский лес 0,5
Грей Т. Элегия, написанная на сельском кладбище 0,5
Голдсмит О. Покинутая деревня 0,5
Вордсворт У. Нас семеро. Последний из стада. Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства. Не хмурься, критик, не отринь сонета 0,5
Саути Р. Ингкапский риф. Суд Божий над епископом. Бленхаймский бой 0,5
Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Дон Жуан. Корсар
Шелли П.Б. Прометей освобожденный. Ченчи. Ода западному ветру. Облако
Китс Д. Ода греческой вазе. Гомеру. Ода соловью 0,5
Скотт В. Замок Смальгольм, или Иванов вечер. Песнь последнего менестреля. Айвенго
Кольридж С.Т. Сказание о старом мореходе. Кубла-хан
Блейк У. Песни невинности и песни опыта. Бракосочетание неба и ада 0,5
Ирвинг В. Рип ван Винкль. Легенда о сонной лощине. Жених-призрак
Купер Ф. Шпион. Последний из могикан
Готорн Н. Алая буква. Железнодорожный путь в небеса и др. рассказы
По Э. Падение дома Ашеров. Ворон. Лигейя. Колокола. Убийство на улице Морг. Похищенное письмо
Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате
Мелвилл Г. Моби Дик

Предполагается наличие системы штрафов за непосещение занятий и невыполнение данных преподавателем заданий.

Студенты, набравшие 90–100 баллов, получают «отлично»; 75–89 баллов – «хорошо»; 60–74 балла – «удовлетворительно»; 0–59 баллов – «неудовлетворительно».

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Характерные черты героического эпоса раннего Средневековья

на примере поэмы «Беовульф»

1. Время в героическом эпосе. Спрессованность разных исторических эпох как показатель незыблемости героического мира.

2. Сочетание языческих и христианских представлений о мире. Их проявление в эпосе.

3. Пространство в эпосе. Противопоставленные миры: мир цивилизации (Хеорот) и дикий мир (болото, пещера Гренделя).

4. Ритуал и иерархичность как проявление организованности и защиты от хаоса. Описание ритуальных действий в «Беовульфе» и их значение.

5. Способность героя к существованию в обоих мирах – мире людей и мире чудовищ. Связь судьбы героя с судьбой народа.

Литература.

1. Беовульф. М., 1975.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.

4. Лорд Б. Сказитель. М., 1994.

Занятие 2. Творчество У. Шекспира. Трагедия «Гамлет»

1. Особенности композиции трагедии «Гамлет».

2. Основной конфликт пьесы.

3. Драматическая функция метафор в трагедии. Сложные метафоры («мир-театр», «мир-тюрьма»).

4. Взаимодействие жанровых черт трагедии и хроники в пьесе.

5. Отказ от прямой оценки и мотивации поступков персонажей.

Литература:

1. Шекспир У. Гамлет (любое издание).

2. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963

3. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

4. Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979.

5. Козинцев Г.М. Наш современник Вильям Шекспир. Л.; М., 1966.

6. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

7. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 1964.

8. Смирнов А.А. Шекспир. Л.; М., 1963.

9. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968.

10. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. М., 1964.

11. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

Занятие 3. Художественные особенности поэмы Мильтона «Потерянный рай»

1. Предмет и идея поэмы Мильтона «Потерянный рай».

2. Специфика основного конфликта поэмы «Потерянный рай».

3. Система сравнений и противопоставлений в поэме.

4. Слово, Число и Время в поэме.

5. Концепция греховности в поэме. Образ зла.

Литература:

1. Мильтон. Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец / Вст. ст. А.А. Аникста. М., 1976.

2. Павлова Т.А. Мильтон. М., 1997.

3. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964.

4. Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Занятие 4. Особенности развития английского романа в эпоху Просвещения

1. Задачи просветительского романа с точки зрения Г. Филдинга.

2. Особенности композиционного построения романов «История Тома Джонса, найденыша» и «Робинзон Крузо».

3. Принципы организации повествования в просветительском романе.

4. Сатирическое изображение современного общества в романах «История Тома Джонса, найденыша» и «Приключения Гулливера». Различие сатирических приемов у Г. Филдинга и Дж. Свифта.

Литература:

1. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша (любое издание).

2. Свифт Дж. Приключения Гулливера (любое издание, кроме детских).

3. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

4. Левидов М.Ю. Джонатан Свифт. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М.: Вагриус, 2008.

5. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М.: Книга, 1972.

6. Роджерс П. Генри Филдинг: Биография М.: Радуга, 1984.

Занятие 5. Особенности творчества Дж. Байрона

1. Мировоззрение, эстетические и политические взгляды Дж. Байрона.

2. «Паломничество Чайльд-Гарольда» как новый тип романтической поэмы. Характер новизны.

3. Концепция индивидуализма и особенности поэтики «восточных поэм».

4. Жанровое своеобразие и особенности построения сюжета в произведении «Дон Жуан».

5. Сатирическое изображение современного общества в произведении «Дон Жуан».

Литература:

1. Байрон Дж. Паломничество Чайльд-Гарольда. Корсар. Дон Жуан.

2. Аникст А.А. Байрон-драматург // Байрон. Пьесы. М.: Искусство, 1959.

3. Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.

4. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.

5. Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.

6. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин Л., 1978.

Итоговые контрольные вопросы:

  1. Характерные особенности героического эпоса в поэме «Беовульф».
  2. Основные циклы рыцарских романов (романы «артуровского» и «каролингского» циклов, романы о Граале и проч.). Роман Т. Мэлори «Смерть Артура».
  3. Народные баллады.
  4. Литература английского Возрождения. Общая характеристика.
  5. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера в контексте литературы предвозрождения.
  6. Творчество У. Шекспира.
  7. Творчество К. Марло.
  8. Основные литературные направления XVII в.
  9. Барокко как литературный стиль.
  10. Классицизм как литературный стиль.
  11. Драматургия Бена Джонсона.
  12. Черты барокко в творчестве Джона Донна.
  13. Творчество Дж. Мильтона. Особенности художественного метода в поэме «Потерянный рай».
  14. Основные направления литературы XVIII в. Просвещение как культурно-историческая эпоха.
  15. Рококо как литературный стиль.
  16. Стилевые особенности сентиментализма.
  17. Творчество Д. Дефо. Идейно-художественное своеобразие романа «Робинзон Крузо».
  18. Сатирическое изображение действительности в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера».
  19. Творчество Г. Филдинга. Изображение английской действительности в романе «История Тома Джонса, найденыша».
  20. Эволюция романа в XVIII в. Творчество С. Ричардсона и Т. Смоллетта.
  21. «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна как пример литературы сентиментализма.
  22. Комедийное мастерство Р. Шеридана в комедии «Школа злословия».
  23. Своеобразие лирики Р. Бернса.
  24. Исторические, политические и философские истоки романтизма начала XIX в.
  25. Единство мира и его двойственность в творчестве У. Блейка.
  26. Представление о сущности творческой личности в поэзии Д. Китса.
  27. Новеллистичность поэзии Р. Саути.
  28. Лирика природы в творчестве поэтов «Озерной школы».
  29. Жанровые черты «восточных поэм» Дж. Байрона.
  30. Жанровые черты поэмы Дж. Байрона «ПаломничествоЧайльд-Гарольда».
  31. Задачи переосмысления вечного образа в поэме Дж. Байрона «Дон Жуан».
  32. Концепция истории в творчестве В. Скотта.
  33. Восточный колорит в поэме С.Т. Кольриджа «Кубла-хан».
  34. Фантастические элементы в новеллах В. Ирвинга.
  35. Отражение ранней американской истории в романе Н. Готорна «Алая буква».
  36. Романтический герой в романах Ф. Купера.
  37. Психологические новеллы и особенности поэзии Э.А. По.
  38. Фольклорные мотивы в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
  39. Творчество Г. Мелвилла. Символика романа «Моби Дик».

Формы проведения занятий

Лекционные занятия по дисциплине «История литературы стран изучаемых языков» основываются на формах дискуссионной и проблемной лекций.

На практических занятиях предполагается применение таких интерактивных форм обучения, как проектирование, метод группового решения творческих задач и метод мозгового штурма.

Наши рекомендации