Требования к контрольным работам
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЯТСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КОГПОАУ «Вятский колледж культуры», ______________________________/ Ищенко Т.А. / «____»_______2016г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
для студентов заочной формы получения образования
по учебной дисциплине
отечественная литература
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
51.02.03 «Библиотековедение»
(базовая подготовка)
Киров, 2016
Методические указания и контрольная работа для студентов заочной формы получения образования основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 51.02.03.«Библиотековедение» (базовая подготовка) ипрограммы учебной дисциплины «Отечественная литература»
Разработчик(и):
КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» | преподаватель | Пысина В.М. |
МЕСТО РАБОТЫ | ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ | ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ |
Одобрено на заседании кафедры общих общеобразовательных и профессиональных дисциплин Протокол №_______ от «_____» _________ 2016г. Зав. кафедрой: Платунова А.Г. /______________/ |
Одобрено Методическим советом колледжа Протокол №_______ от «_____» _________ 2016г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методические указания. 4
2. Рекомендуемая литература. 4
3. Варианты контрольных заданий. 6
4. Критерии оценки. 7
5. Приложения. 8
Методические указания
Пояснительная записка
Основной целью данного методического пособия является информирование студентов заочной формы обучения об особенностях выполнения контрольной работы по дисциплине «Отечественная литература» и требованиях, предъявляемых к такого рода работам
Данные методические указания содержат тематический план, перечень вопросов контрольных работ, требования к их выполнению, списки литературы. Контроль над освоением учебного материала осуществляется в форме домашней контрольной работы, текущего контроля во время сессии. Студент обязан выполнить одну контрольную работу. Изучение дисциплины завершается дифференцированным зачётом.
Контрольная работа по курсу «Отечественная литература состоит из двух заданий. Первое задание предполагает написание сочинения, второе задание предполагает написание отзыва на одно из произведений современной зарубежной литературы или выполнение аналитической работы по стихотворению одного из поэтов зарубежной литературы. Объём работы от 5 до 9 листов и не должен превышать ученической тетради. Точные сроки выполнения контрольных работ устанавливаются учебным заведением
Методические указания составлены на основе рабочей программы по Отечественная литература».
Прежде чем написать ответ по вопросу темы контрольной необходимо:
1)прочитать художественное произведение;
2)изучить материал учебника и критическую литературу;
3) правильно понять и продумать содержание вопросов контрольной работы, отметить в них главное, обозначить для себя границы темы;
4)составить подробный план ответа;
5)подобрать по плану материал;
6) при раскрытии вопросов темы следует аргументировать рассматриваемые проблемы примерами из текста художественного произведения.
В работе обучающиеся должны показать знание художественного текста, глубокое понимание художественного произведения в контексте историко-литературного процесса; умение видеть роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями при анализе художественного произведения, а также умение делать самостоятельные выводы и обобщения по произведению с учётом контекста историко-культурной эпохи.
Следует развивать навыки искусства чтения и вести краткие записи о прочитанных художественных произведениях в «Читательском дневнике» по плану:
1)автор;
2)название произведения;
3)основной сюжет (раскрывает идею текста);
4)эпоха, изображённая в произведении;
5) основные действующие лица;
6)ваши чувства, мысли.
Требования к контрольным работам
Контрольная работа по дисциплине «Отечественная литература» по специальности «Библиотековедение» выполняется в ученической тетради чётким и аккуратным почерком или на листах формата А - 4 в печатном варианте. Максимальный объём работы от 8- 9 листов (ученическая тетрадь).
На обложке тетради необходимо написать название предмета, номер контрольной работы, фамилию и инициалы, название учебного заведения и адрес. На первой странице следует указать вопросы контрольной. При использовании критических статей цитаты следует заключать в кавычки и указывать источник цитирования. В конце работы обязательно надо указать учебную и критическую литературу по теме в соответствии с правилами библиографии. При проверке работы учитывается не только её содержание, но и грамотность. Безграмотные работы не засчитываются. Если работа не зачтена, обучающийся переписывает её и представляет вторично или, по указанию преподавателя, выполняет другой вариант. Работа должна быть представлена в срок, установленный графиком. Работы, выполненные во время экзаменационной сессии, проверяться не будут.
Рекомендуемая литература
Основные источники.
1.Литература: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ ( Обернихина Г.А., Вольнова И.Л, Емельянова Т.В.);под ред. Обернихиной. 13-изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 656 с.
2. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература.10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1/ Ю.В. Лебедев.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.-367 с.
3.Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература.10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2/ Ю.В. Лебедев.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.-368 с.
3.Русский язык и литература. Литература.11 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч.Ч.1/(О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.;сост. Е.П. Пронина);под ред. В.П. Журавлёва.2-е изд.-М.:Просвещение,2015.-415с.
4.Русский язык и литература. Литература.11 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч.Ч.2/(О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.;сост. Е.П. Пронина);под ред. В.П. Журавлёва.3-е изд.-М.:Просвещение,2016.-431с.
5.Роговер Е.С. Русская литература первой половины XX века: Учебное пособие. СПб; М.: САГА: ФОРУМ, 2008.
Дополнительные источники.
1.Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века.- М.: изд. центр учебной литературы, 2010.
2. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - XX веков – М.: 2008
3.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература.- М.: 2009.
4.Мартьянова И.А., Сергеева Е.В. Сочинение: пишем на «отлично» - СПб.: Сова, 2011.
Интернет – источники
1. «Журнальный зал» (толстые журналы «Новый мир», «Знамя», «Иностранная литература» и другие) - www.Infoart/ru
2. Библиотека современной русской литературы - http:// www.library. spb/ ru/modern_librari.htm
3. Русская литература в Интернет - http://www.simplex.ru/lit.html
4. Проект Гуттенберг - http://www.w3.org/pub/DataSources
5. Сервер Центра Славистики университета Хоккайдо - http://src-home.slav.ho
Варианты контрольных заданий
Контрольная работа №1 по дисциплине «Отечественная литература»
Курс, 1 семестр.
Первый вопрос
контрольной работы №1 по дисциплине «Отечественная литература».
1. Народ и власть (по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»).
2. В чём трагедия Бориса Годунова (по одноименному произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов»)
3. А.С. Пушкин «Повести Ивана Петровича Белкина». Какая биографическая черта сближает всех главных героев-дворян? Зачем, на Ваш взгляд, это понадобилось автору цикла повестей?
4. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии». Темы, образы, проблемы. Проанализируйте одну из пьес цикла.
5. За что наказан Барон Филипп? (по драме А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»).
6. Прав ли был Евгений Арбенин (по драме Лермонтова «Маскарад»)?
7. Нравственно-психологическая направленность драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
8. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в контексте карнавальной смеховой культуры. Проанализируйте повесть «Невский проспект».
9. Тема искусства и художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
10. Кто прав в споре трёх собеседников в повести А.И. Герцена «Сорока-воровка»?
11. Дмитрий Инсаров – новый герой в романе И.С Тургенева «Накануне».
12. Особенности стиля и метода И.С. Тургенева ( по роману «Дворянское гнездо»).
13. Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)?
14. Новое купечество в изображении А.Н. Островского (по пьесе «Бесприданница»).
15. Ольга Ильинская и Штольц (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
16. Кто прав: Обломов или Штольц? (по роману И.А. Гончаров «Обломов»).
17. Почему погибла любовь (Обломов и Ольга в романе И.А. Гончарова «Обломов»)?
18. «Пленителен образ отважной жены, явившей душевную силу…» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»).
19. Народ в изображении Н.А. Некрасова ( по стихотворениям и поэме «Тишина»).
20. Своеобразие любовной лирики Ф.И. Тютчева.
21. Тема природы в творчестве Ф.И. Тютчева.
22. Особенности любовной лирики А.А. Фета.
23. Тема природы в поэзии А.А. Фета.
24. Рогожин и Мышкин – сравнительная характеристика ( по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).
25. Невыполненная миссия князя Мышкина (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).
26. Сравнительная характеристика Аглаи и Настасьи Филипповны (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).
27. Идейный смысл «Легенды о великом инквизиторе» (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).
28. Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере цикла «Сказки для детей изрядного возраста»)
29. Любовь Катерины Измайловой (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»),
30. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
31. Нравственный поиск князя Нехлюдова (по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»).
32. Путь к спасению души (по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»).
33. Проблема конфликта природы и цивилизации в творчестве Л.Н. Толстого на примере повести «Холстомер».
34. Тема судьбы русской интеллигенции в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».
35. Особенности драматургии Чехова ( на примере анализа пьесы «Три сестры»).
Второй вопрос
контрольной работы №1 по дисциплине «Отечественная литература»
1. «Вечные вопросы» и их художественное воплощение в творчестве И.А. Бунина.
2. Поэтические течения рубежа веков. Символизм. Акмеизм. Футуризм.
3. М. Горький. Творчество рубежа XIX-XX веков. Ницшеанские образы и мотивы в ранних произведениях писателя (по рассказам «Макар Чудра», «Челкаш» и другим).
4. Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока.
5. Блок и театр. Особенности образной системы в драме «Балаганчик» и в поэме «Двенадцать».
6. Творчество Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, М.И. Цветаевой – по выбору.
7. Творчество О.Э. Мандельштама.
8. Дооктябрьское творчество С.А. Есенина. Ведущие мотивы ранней лирики поэта.
9. «Русь советская» в послеоктябрьском творчестве С.А. Есенина.
10. Изображение октябрьского переворота и гражданской войны в литературе 20-30-х годов (на примере 2-3 произведений по выбору обучающегося).
11. Общество без будущего (по антиутопии Е. Замятина «Мы»).
12. Даёт ли равенство свободу?(по антиутопии Е. Замятина «Мы»
13. Неудачный эксперимент профессора Преображенского (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»).
14. Трагический выбор Алексея Турбина ( по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»).
15.Проблема добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
16.Трагедия Мастера (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
17. «Так кто же всем этим управляет?» - по роману М.А. Булгакова «Мастер
и Маргарита».
18. Особенности стиля и мировидения А.П. Платонова (по рассказам и повестям «Третий сын», «Река Потудань», «Сокровенный человек»).
19. Проблематика и художественные особенности антиутопии А. Платонова «Котлован».
20. М.М. Зощенко. Сатирические рассказы 20-х годов («Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Пушкин» и другие). Характеры и проблематика.
21. И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок».
Проблематика произведений и особенности художественного метода
авторов.
22. «Тихий Дон» М.А. Шолохова как эпопея о жизни и исторической судьбе народа.
23. Трагическая судьба Г. Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
24. Особенности поэзии периода Великой Отечественной войны.
25. А.А. Ахматова «Поэма без героя». Проблематика, особенности композиции и жанра.
26.Тема Великой Отечественной войны в творчестве Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Некрасова, К. Воробьёва, В. Астафьева.
27.Художественный мир романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
28.Идея бессмертия человеческого духа в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
29.Русское зарубежье. Темы и проблемы творчества В.В. Набокова (на примере одного -двух произведений писателя – по выбору обучающегося).
30.Судьба крестьянской культуры в прозе1960-1970-х годов 20 века (по произведениям Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Астафьева, В. Распутина - по выбору обучающегося).
31.Образ современника в русской литературе 2 половины 20 века.
32.Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (на примере произведений В. Тендрякова, А. Жигулина, В. Шаламова, А. Солженицына по выбору обучающегося).
33.Своеобразие конфликта и его разрешение в драматических произведениях 1960-1980-х годов 20 века (по произведениям А. Вампилова, Л. Петрушевской).
34.Творчество В. Пелевина. Буддийская концепция мира в произведениях писателя (проанализируйте одно из них-по выбору обучающегося).
35.Своеобразие лирического героя в поэтических произведениях 2 половины 20 века(на примере творчества Н. Рубцова, А. Тарковского, И. Бродского, В. Высоцкого, Ю. Кузнецова, Э. Асадова, А. Вознесенского – по выбору обучающегося).