Православие и протестантизм
"Так ты хочешь сказать, что в среде евангельских христиан всё благополучно и нет повода для насмешек над странными обычаями?" – спросит меня читатель. Конечно, есть. И я высмеиваю наши заскоки не менее едко, чем православные, за что на меня иногда обижаются наши верующие. Глупость не имеет конфессиональной принадлежности, она просто выражается в разных формах.
Но между нашими и православными заблуждениями я нахожу одно (возможно и не одно, но это очень важное) существенное отличие. Протестантское учение очень хорошо конкретизирует вопрос спасения души. Даже в самой странной и забитой поместной евангельской церкви тебе расскажут, как надо прийти к Богу, получить прощение грехов и призовут к святому образу жизни через систематическое изучение Писания, молитвы и общение друг с другом. Иногда понятие святости бывает извращённым и отталкивающим, но никак не в большей степени, чем православные аскетические упражнения.
Православный священник тоже призывает к покаянию, но без толкового объяснения и правильного акцентирования внимания на важнейших истинах, эти усилия зачастую остаются тщетными. Я говорю о большинстве священников, а не о тех, кто сегодня старается проповедью и учением наставить своих пасомых.
Как-то довелось побывать на православных похоронах у нас в Армянске. Священник машет кадилом, что-то читает из книжки, что-то подпевает его помощница. И дело даже не в том, что священник больше косился по сторонам, небрежно отмахивая крестные знамения – это могло быть и следствием усталости: мало ли, сколько ему в тот день пришлось отпевать! Дело в другом, даже я, который вроде бы неплохо знает библейские тексты, едва угадывал, о чём именно он читает из Писания. Люди в это время тихо переминались с ноги на ногу, тупо взирая на происходящее.
А ведь каким огромным потенциалом доверия с их стороны этот священник обладает! Ведь люди быстрее поверили бы ему, чем мне, даже если я в 100 раз лучше всё объясню. Потому что сегодня все еще живет вложенное в советские времёна недоверие к евангельским христианам, как сектантам и вообще, непонятно кому. Зачастую, священники – это собака на сене: другим не дам, и сам не ем. Сегодня большинство людей в стране уже «оправославлены», но никак не приблизились к спасению. Они усвоили православные порядки и чем больше в них утверждаются, тем более глухими становятся к Евангелию, которое нормально проповедуют евангельские христиане.
Помнить нужно одну очень важную истину: Писание нигде не говорит, чтобы спасение человека приходило от его механической принадлежности к какой-либо церкви. Ни одна церковь не обладает сегодня всей полнотой истины Божьей, но Церковь обязана показывать людям, куда надо идти, чтобы они могли найти Бога, а нашедши, изменить жизнь к лучшему. Если же Церковь начнёт показывать наряду со Христом и рядом с Ним множество других вещей, то она не даст возможности человеку правильно нацелить свой дух и ум. Впору вспомнить народную мудрость: "за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь", только у ПЦ этих зайцев в десяток раз больше.
Иногда слышны упрёки в наш адрес: дескать, протестантизм шибко обеднён, ни тебе древних обычаев, ни всякой символики на богослужениях, ни Богородицы со святыми, ни икон с реликвиями. Упоминаемый нами, А. Кураев так говорит об этом словами М. Булгакова: "Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!" Далее он продолжает: "Нормальная церковная жизнь строится по иной парадигме: "Сие надлежало делать, и того не оставлять" (3). Тут, кстати, он палку-то и перегибает. Христос никак не предписывал соблюдать все фарисейские постановления, но лишь отличать внешние ритуальные установления закона Моисея (десятина, омовения и т.д.) от вечных и главных заповедей того же закона (милость, вера, справедливость….). То, что отсутствует в нашей практике, нигде не предписано Библией и никак не тянет на "того не оставлять", поскольку уклоняет от главного, и сочинены самими православными в более поздние времена.
Для познания Христа всё это "богатство" просто не нужно. Это как, если бы для того, чтобы просверлить в доске дырку, вам, кроме дрели и сверла, "в нагрузку" предложили бы шанцевый инструмент, канцелярский набор и в придачу чайный сервис. Безусловно, все эти вещи нужные и хорошие, но к созданию дырки не имеют никакого отношения. Я понимаю, что православные богословы с таким мнением не согласятся – это означало бы, что они напрасно едят свой хлеб! Но я хочу предложить вам посмотреть на один из таких наборов "в нагрузку", ради которого и написана эта книга.