Тембровые средства интонации
Тембровые средства интонации — это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Кроме нейтрального голоса выделяют также голос
расслабленный: Он такой добрый, милый, нежный;
напряженный: Он такой быстрый, ловкий,
скрипучий: Он такой паршивенький, тощенький, плюгавенький;
придыхательный:Он такой прекрасный, восхитительный, божественный.
В конце движения тона может происходить резкое смыкание голосовых связок — гортанная смычка. Она может завершать движение тона вверх: Хорошо было? — Хорошо/!\ Какие у тебя отметки? — Да ну/, | что/ это за отметки! Когда/ это ещё будет! Она может быть и при нисходящем движении тона: Не хорошо\! Дура\цкая история!
Количественно-динамические средства интонации
Количественно-динамические средства интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фонетической синтагмы и фразы. Например, предложения Какой у нее голос? и Какой у нее голос! можно произнести с ИК-5. Различие между ними будет состоять в том, что звуки центров ИК в восклицательном предложении произносятся с большей длительностью и громкостью.
Степень длительности и громкости центра ИК зависит от нейтрального и эмоционального произнесения фразы. Например (увеличение громкости и длительности центра ИК показано жирной чертой):
Он за\втра приедет. (ИК-1, нейтр.) — Он за\втра приедет (ИК-1, эмоц.);
Когда он\ приедет? (ИК-2, нейтр.) — Когда он\ приедет? (ИК-2, эмоц.);
Он сего/дня\ приедет? (ИК-3, нейтр.) — Он сего/дня\ приедет? (ИК-3, эмоц.);
Ну как экза\ме/ны? (ИК-4, нейтр.) — Ну как экза\ме/ ны! (ИК-4, эмоц.);
Кака/я пого\да? (ИК-5, нейтр.) — Кака/я пого\да\ (ИК- 5, эмоц.);
Как здесь прохла/дно\ (ИК-6, нейтр.) — Как здесь прохла/дно\ (ИК-6, эмоц.).
Функции интонации
Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки — синтагмы и фразы. При отсутствии пауз между синтагмами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в синтагмы. Например, во фразе За заводами кончался город (ИК-3) | и начиналось поле (ИК-1) (А. Чехов) две синтагмы. Паузы между ними здесь может не быть, и тогда граница между синтагмами обозначается только переломом тона.
Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций. Например:
ИК 1 ИК 2
Студентам идти. — Кому? — Студентам идти. —
ИК 3 ИК 4
Студентам идти? — Студентам идти. Их очередь. —
ИК 5 ИК 6
Студентам идти. Ура! – Студентам идти? Не слышу
Вывод. В процессе коммуникации значительная часть информации передается не при помощи лексических смыслов слов, а при помощи интонационных средств. Интонационное задание для конкретного предложения может быть очень сложным, причем разные его компоненты могут вступать в свободные сочетания. Из этого следует, что интонационная характеристика в процессе порождения предложения «собирается» текущим образом из некоторых мельчайших элементов совершенно так же, как само предложение «складывается» из слов и морфем. Следовательно, в памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц — интонем (например, восходящий, нисходящий и ровный тон). Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания, наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК).
Интонационная система русского языка представлят собой сложнейшую комбинацию различных просодических средств. Для исчерпывающего описания просодического оформления речи необходима как можно более точная и полная фиксация всех этих характеристик высказывания и их организация в виде системы с неограниченными возможностями сочетаемости. В русистике используется система описания интонации, предложенная в начале 1960-х годов Е. А. Брызгуновой.
Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом, например: Студенты вернулись. // Студенты вернулись?// Студенты вернулись!
Интонационной конструкцией (ИК) называется тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний.
В просодической транскрипции понижение тона обычно обозначается знаком [\], повышение — [/].
Фонетически различные типы ИК, в основном, отличаются друг от друга
• характером тонального движения на одном из слогов синтагмы (такой слог называется центром ИК),
• уровнем тона на отрезке синтагмы, следующем за центром (этот отрезок называется постцентровой частью).
Предцентровая часть произносится на среднем (нейтральном, базовом) уровне.
Различные предложения с одинаковым сегментным составом могут отличаться друг от друга
• типом ИК (Он говорит по-шведски. — нисходящий тон, утверждение // Он говорит по-шведски? — восходящий тон, общий вопрос) ,
• местом центра ИК: Ты говоришь по-шведски? (—Да, я.) // Ты говоришь по-шведски? (—Да, по-шведски ),
• характером синтагматического членения высказывания:
1 2 3 1 2
Директор сказал / завхоз не поедет в город; Директор / сказал завхоз / не по- поедет в город.
Каждая ИК имеет специфический набор передаваемых с ее помощью значений (допускается, впрочем, и частичное пересечение этих наборов, то есть одно и то же значение может передаваться разными ИК).
Е.А.Брызгунова в учебно-методических целях предложила 7 типов ИК.
ИК-1 используется для выражения завершенности при отсутствии смыслового выделения и противопоставления: Пошел дождь.
ИК- 2 употребляется:
• в вопросе с вопросительным словом: Куда идете?,
• во второй части альтернативного вопроса (1 -я часть — обычно ИК-3): Сказать/ или промолчать?,
• в утверждениях с противопоставлением: Тебе отвечать (а не ему),
• при обращении, волеизъявлении, предостережении: Сынок, остановись!
ИК-3 используется:
• в общих вопросах: Вы собираетесь расходиться?,
• при выражении незавершенности в неконечных синтагмах утвердительных предложений: Через два дня / им пришлось уехать;
• при повторении вопроса в ответе: Как я выкручусь? Молча…,
• при выражении вежливой просьбы: Подойдите ближе.
ИК-4 употребляется:
• в сопоставительных вопросах с союзом а,
• в частных вопросах с оттенком назидания, отчитывания, раздражения:
• в «анкетных» вопросах,
• в ответах при выражении вызова, настороженности, удивления, про-
тивопоставления, возражения, при приглашении к дальнейшему разговору,
• при выражении незавершенности (в официальной речи).
ИК-5. Наиболее типичные сферы употребления этой конструкции:
• оценочные предложения, выражающие большую степень проявления признака, состояния, действия ,
• выражение отрицания или невозможности признака / действия / состо-
яния в повествовательных предложениях.
ИК-6 употребляется:
. при выражении незавершенности в неконечных синтагмах (наряду с ИК—3 и ИК-4), придавая при этом эмоциональный или официально-торжественный оттенок высказыванию;
. при выражении большой степени признака, состояния, действия,
• при выражении недоумения и сожаления в вопросительных предложениях с вопросительным словом.
ИК-7 употребляется при выражении отрицания или невозможности признака / действия (Где ему в институт!Он же троечник!), а так же при усилении утверждения или отрицания:Не говори!
Концепция Е. А. Брызгуновой была первоначально разработана для обучения русскому языку иностранных учащихся, поэтому автору было важно описать интонационную систему русского языка экономно и наглядно, что заставляло искать только строго ограниченный набор четко противопоставленных по форме (мелодическому контуру) и определенных по значению единиц. По той же причине это описание имеет преимущественно порождающую направленность, то есть оно ориентировано, в первую очередь, не на анализ звучащего текста, а на построение правильных (правильно просодически оформленных) предложений с заданным лексическим составом и коммуникативной перспектвой.
Вопросы и задания по теме
1. Назовите основные признаки фонетического слова.
2. Какой тип ударения изучается в фонетике? Его составные части.
3. В чем проявляется функциональная неоднозначность и особенность русского словесного ударения?
4. Определите понятия просодики и просодического ядра слова. Объясните в связи сэтим суть «формулы Потебни».
5. Дайте объяснение появлению в слове побочного ударения.
6. Сформулируйте понятие акцентной парадигмы. Какие разновидности акцентной парадигмы присущи русскому языку?
7. Определите акцентную парадигму (a,b,c) для форм слов: молодежь, удобный, пригород, лисенок, больной, колос, озеро, зеркало, звезда, трава, корень, лошадь, земля, спорный, гибкий, модный.
8. Сопоставьте систему интонационных конструкций (ИК) Е.А.Брызгуновой (см. в учебнике [1]) с той, что описана в лекции (ее автор Л.Л.Касаткин, см. учебник [3]).Сделайте вывод.
9. Произведите анализ интонационной структуры текста А.С. Пушкина:
Пустое ВЫ сердечным ТЫ Пред ней задумчиво стою.
Она, обмолвясь, заменила Свести очей с нее нет силы;
И все счастливые мечты И говорю ей: как вы милы!
В душе влюбленной возбудила. И мыслю: как тебя люблю!
Используйте схему: 1) разделить текст на фразы и синтагмы; 2) в каждой синтагме найти центр ИК, подчеркнув этот слог; 3) сверху надписать номер ИК; 4) после ударного слога поставить косую черту подъема или спада интонации; 5) жирной косой линией отметить увеличение громкости и длительности; 6) указать регистр каждой ИК и особенности выделения участков текста тембровыми и количественно-динамическими средствами интонации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академ. Проект, 2005. – С.120-141.
2. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. – С. 241-278.
3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. – Ч.1: / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – С. 69-75.
4. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – С.197-198, 447, 530-531.