Тембровые средства интонации

Тембровые средства интонации — это разные ка­чества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Кроме нейтрального голоса вы­деляют также голос

расслабленный: Он такой доб­рый, милый, нежный;

напряженный: Он такой быс­трый, ловкий,

скрипучий: Он такой паршивенький, тощенький, плюгавенький;

придыха­тельный:Он такой прекрасный, восхитительный, бо­жественный.

В конце движения тона может происходить резкое смы­кание голосовых связок — гортанная смычка. Она может завершать движение тона вверх: Хорошо было? — Хорошо/!\ Какие у тебя отметки? — Да ну/, | что/ это за отметки! Когда/ это ещё будет! Она может быть и при нисходящем движении тона: Не хорошо\! Дура\цкая история!

Количественно-динамические средства интонации

Количественно-динамические средства ин­тонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фо­нетической синтагмы и фразы. Например, предложения Ка­кой у нее голос? и Какой у нее голос! можно произнести с ИК-5. Различие между ними будет состоять в том, что зву­ки центров ИК в восклицательном предложении произно­сятся с большей длительностью и громкостью.

Степень длительности и громкости центра ИК зависит от нейтрального и эмоционального произнесения фразы. Например (увеличение громкости и длительности центра ИК показано жирной чертой):

Он за\втра приедет. (ИК-1, нейтр.) — Он за\втра при­едет (ИК-1, эмоц.);

Когда он\ приедет? (ИК-2, нейтр.) — Когда он\ приедет? (ИК-2, эмоц.);

Он сего/дня\ приедет? (ИК-3, нейтр.) — Он сего/дня\ приедет? (ИК-3, эмоц.);

Ну как экза\ме/ны? (ИК-4, нейтр.) — Ну как экза\ме/ ны! (ИК-4, эмоц.);

Кака/я пого\да? (ИК-5, нейтр.) — Кака/я пого\да\ (ИК- 5, эмоц.);

Как здесь прохла/дно\ (ИК-6, нейтр.) — Как здесь прохла/дно\ (ИК-6, эмоц.).

Функции интонации

Интонация членит речевой поток на отдельные отрез­ки — синтагмы и фразы. При отсутствии пауз между синтагмами интонация является основным средством, объ­единяющим фонетические слова в синтагмы. Например, во фразе За заводами кончался город (ИК-3) | и начина­лось поле (ИК-1) (А. Чехов) две синтагмы. Паузы между ними здесь может не быть, и тогда граница между синтаг­мами обозначается только переломом тона.

Интонация различает предложения разных типов, отра­жает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттен­ки эмоций. Например:

ИК 1 ИК 2

Студентам идти. — Кому? — Студентам идти. —

ИК 3 ИК 4

Студентам идти? — Студентам идти. Их очередь. —

ИК 5 ИК 6

Студентам идти. Ура! – Студентам идти? Не слышу

Вывод. В процессе коммуникации значительная часть информации передается не при помощи лексических смыслов слов, а при помощи интонационных средств. Интонационное задание для конкретного предложения может быть очень сложным, причем разные его компо­ненты могут вступать в свободные сочетания. Из этого следует, что интонационная характеристика в процессе порождения предложения «собирается» текущим образом из некоторых мельчайших элементов совершенно так же, как само предложение «складывается» из слов и морфем. Следовательно, в памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц — интонем (например, восходящий, нисходящий и ровный тон). Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания, наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкци­ями (ИК).

Интонационная система русского языка представлят собой слож­нейшую комбинацию различных просодических средств. Для исчерпывающего описания просодического оформления речи необходима как можно более точная и полная фиксация всех этих характеристик высказывания и их организация в виде системы с не­ограниченными возможностями сочетаемости. В русистике используется система описания интонации, предложенная в начале 1960-х годов Е. А. Брызгуновой.

Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксиче­ским строением и лексическим составом, например: Студенты верну­лись. // Студенты вернулись?// Студенты вернулись!

Интонационной конструкцией (ИК) называется тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности, способный противопо­ставить несовместимые в одном контексте смысловые различия вы­сказываний.

В просодической транскрипции понижение тона обычно обозна­чается знаком [\], повышение — [/].

Фонетически различные типы ИК, в основном, отличаются друг от друга

• характером тонального движения на одном из слогов синтагмы (такой слог называется центром ИК),

• уровнем тона на отрезке синтагмы, следующем за центром (этот от­резок называется постцентровой частью).

Предцентровая часть произносится на среднем (нейтральном, базо­вом) уровне.

Различные предложения с одинаковым сегментным составом могут отличаться друг от друга

• типом ИК (Он говорит по-шведски. — нисходящий тон, утвержде­ние // Он говорит по-шведски? — восходящий тон, общий вопрос) ,

• местом центра ИК: Ты говоришь по-шведски? (—Да, я.) // Ты гово­ришь по-шведски? (—Да, по-шведски ),

• характером синтагматического членения высказывания:

1 2 3 1 2

Директор сказал / завхоз не поедет в город; Директор / сказал завхоз / не по- поедет в город.

Каждая ИК имеет специфический набор передаваемых с ее по­мощью значений (допускается, впрочем, и частичное пересечение этих наборов, то есть одно и то же значение может передаваться раз­ными ИК).

Е.А.Брызгунова в учебно-методических целях предложила 7 типов ИК.

ИК-1 используется для выражения завершенности при отсутствии смыслового выделения и противопоставления: Пошел дождь.

ИК- 2 употребляется:

• в вопросе с вопросительным словом: Куда идете?,

• во второй части альтернативного вопроса (1 -я часть — обычно ИК-3): Сказать/ или промолчать?,

• в утверждениях с противопоставлением: Тебе отвечать (а не ему),

• при обращении, волеизъявлении, предостережении: Сынок, остановись!

ИК-3 используется:

• в общих вопросах: Вы собираетесь расходиться?,

• при выражении незавершенности в неконечных синтагмах утвердитель­ных предложений: Через два дня / им пришлось уехать;

• при повторении вопроса в ответе: Как я выкручусь? Молча…,

• при выражении вежливой просьбы: Подойдите ближе.

ИК-4 употребляется:

• в сопоставительных вопросах с союзом а,

• в частных вопросах с оттенком назидания, отчитывания, раздражения:

• в «анкетных» вопросах,

• в ответах при выражении вызова, настороженности, удивления, про-

тивопоставления, возражения, при приглашении к дальнейшему разговору,

• при выражении незавершенности (в официальной речи).

ИК-5. Наиболее типичные сферы употребления этой конструкции:

• оценочные предложения, выражающие большую степень проявле­ния признака, состояния, действия ,

• выражение отрицания или невозможности признака / действия / состо-

яния в повествовательных предложениях.

ИК-6 употребляется:

. при выражении незавершенности в неконечных синтагмах (наряду с ИК—3 и ИК-4), придавая при этом эмоциональный или официально-торжественный оттенок высказыванию;

. при выражении большой степени признака, состояния, действия,

• при выражении недоумения и сожаления в вопросительных предложе­ниях с вопросительным словом.

ИК-7 употребляется при выражении отрицания или невозможности признака / действия (Где ему в институт!Он же троечник!), а так же при усилении утверждения или отрицания:Не говори!

Концепция Е. А. Брызгуновой была первоначально разработана для обучения русскому языку иностранных учащихся, поэтому автору было важно описать интонационную систему русского языка эконом­но и наглядно, что заставляло искать только строго ограниченный на­бор четко противопоставленных по форме (мелодическому контуру) и определенных по значению единиц. По той же причине это описание имеет преимущественно порождающую направленность, то есть оно ориентировано, в первую очередь, не на анализ звучащего текста, а на построение правильных (правильно просодически оформленных) предложений с заданным лексическим составом и коммуникативной перспектвой.

Вопросы и задания по теме

1. Назовите основные признаки фонетического слова.

2. Какой тип ударения изучается в фонетике? Его составные части.

3. В чем проявляется функциональная неоднозначность и особенность русского словесного ударения?

4. Определите понятия просодики и просодического ядра слова. Объясните в связи сэтим суть «формулы Потебни».

5. Дайте объяснение появлению в слове побочного ударения.

6. Сформулируйте понятие акцентной парадигмы. Какие разновидности акцентной парадигмы присущи русскому языку?

7. Определите акцентную парадигму (a,b,c) для форм слов: молодежь, удобный, пригород, лисенок, больной, колос, озеро, зеркало, звезда, трава, корень, лошадь, земля, спорный, гибкий, модный.

8. Сопоставьте систему интонационных конструкций (ИК) Е.А.Брызгуновой (см. в учебнике [1]) с той, что описана в лекции (ее автор Л.Л.Касаткин, см. учебник [3]).Сделайте вывод.

9. Произведите анализ интонационной структуры текста А.С. Пушкина:

Пустое ВЫ сердечным ТЫ Пред ней задумчиво стою.

Она, обмолвясь, заменила Свести очей с нее нет силы;

И все счастливые мечты И говорю ей: как вы милы!

В душе влюбленной возбудила. И мыслю: как тебя люблю!

Используйте схему: 1) разделить текст на фразы и синтагмы; 2) в каждой синтагме найти центр ИК, подчеркнув этот слог; 3) сверху надписать номер ИК; 4) после ударного слога поставить косую черту подъема или спада интонации; 5) жирной косой линией отметить увеличение громкости и длительности; 6) указать регистр каждой ИК и особенности выделения участков текста тембровыми и количественно-динамическими средствами интонации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академ. Проект, 2005. – С.120-141.

2. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. – С. 241-278.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. – Ч.1: / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – С. 69-75.

4. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – С.197-198, 447, 530-531.

Наши рекомендации