Сольный концерт Аскара Абдразакова
9 февраля 20.00, Большой зал филармонии (Михайловская ул., 2)
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга (Художественный руководитель н.а. России Сергей Стадлер)
Дирижер - Пьер Валле
Для своего первого сольного концерта прославленный бас, солист Мариинского театра, художественный руководитель Дачного Шаляпинского фестиваля в Плёсе, лауреат многих престижных конкурсов Аскар Абразаков подготовил уникальную программу.
Первое отделение певец решил посвятить излюбленному образу своего земляка Фёдора Шаляпина — образу Дон Кихота в интерпретации трех композиторов прошлого столетия, которые писали свои произведения специально для великого шаляпинского баса.
«Мне очень хочется показать петербургской публике многогранность репертуара для баса, существует столько жемчужин, которые практически не исполняются, — говорит певец, — публика привыкла к стандартному набору, но в моем концерте не будет ни Верди, ни Пуччини. Зато будут звучать произведения трех великих французов — Жюля Массне, Мориса Равеля и Жака Ибера. Второе отделение – это арии из мюзиклов, такая универсальная классика, как произведения Коула Портера, например: So In Love или Night and Day. Я уверен, что зрителей порадует этот необычный выбор прекрасной музыки…».
Впервые после смерти Шаляпина будут исполнены песни «Дон Кихота» Жака Ибера. История гласит, что Федор Иванович попросил Массне и Ибера написать музыку к «Дон Кихоту», Массне написал оперу, а Ибер песни, которые, по сути, стали саунд-треком первого звукового фильма о Дон Кихоте, режиссер Георг Пабст, с Федором Шаляпиным в главной роли. Для нынешнего концерта специально делается оркестровка этих песен.
Морис Равель, один из самых известных реформаторов музыки ХХ века французский композитор-импрессионист. Равель написал цикл из трех песен, прежде чем серьезное неврологическое заболевание, которым он страдал, взяло верх над возможностью работать. Но «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» на слова Поля Морана, его последнее произведение, по-прежнему остается одной из самых любимых зрителями вещей.
Опера «Дон Кихот» Массне (1909) стала последним триумфом композитора. Заглавная роль была написана специально для Шаляпина, с которым композитор был в дружеских отношениях. По воспоминаниям современников, Шаляпин буквально «заболел» этим образом, читал и перечитывал роман, без конца думал о своем персонаже, изучал многочисленные иллюстрации, искал правду и фантазировал. Он советовался с друзьями, собирал их впечатления о Дон Кихоте. Например, художника Александра Бенуа, как великого знатока эпохи, Шаляпин попросил обрисовать внешний облик и костюм рыцаря, на что тот с удовольствием согласился. Таким и вошел Дон Кихот Шаляпина в историю музыкального театра, снискав славу одного из совершенных творений великого артиста.
Биография:
Аскар Абдразаков (бас)
Cолист Мариинского театра, Народный артист Республики Башкортостан.
Артист выступает на лучших зарубежных и российских сценах, имеет контракты с ведущими мировыми оперными сценами, также работает ведущим на радио «Орфей».
• Лауреат Всесоюзного конкурса им. М.И. Глинки (1991);
• Лауреат Международного конкурса вокалистов Unisa Transnet в Претории (1994, Гран-при);
• Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф.И. Шаляпина в Казани (1994, I премия);
• Лауреат Международного конкурса им. М. Каллас в Афинах (1995, Гран-при);
• Лауреат Международного конкурса им. С.В. Рахманинова (1998, I премия).
Аскар Абдразаков родился в Уфе – городе с богатыми культурными традициями, где начинали свою карьеру Федор Шаляпин и Рудольф Нуреев, где родился Владимир Спиваков. Его родословная происходит от княжеского рода Еникеевых.
Родители Аскара имели прямое отношение к искусству мама - художница, папа - актер, режиссер, основатель киностудии республики Башкортостан, Лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева.
С детства Аскар начал выходить на сцену и сниматься в фильмах отца. Это и послужило стимулом в его артистической карьере.
После окончания Уфимской государственной консерватории (класс профессора М.Г. Муртазиной) учился в аспирантуре Московской государственной консерватории в классе легендарной Ирины Архиповой.
Еще в студенческие годы началась череда побед на международных конкурсах, где певец получал только первые премии и Гран-при. Стал первым мужским голосом получившим Гран-при на конкурсе им. М. Каллас в Афинах в 1995 году.
В 1994 году был приглашен исполнить Мессу «Глория» Дж.Пуччини в Большом зале Московской консерватории под управлением Владимира Федосеева, а также принял участие в исполнении оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова на фестивале в Брегенце (Австрия). В этом же году дебютировал в Большом театре России в партии Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж.Россини) и в партии Кончака («Князь Игорь» А.Бородина).
Далее последовали контракты на лучших сценах мира, в числе которых: Большой театр, Мариинский театр, Метрополитен-опера, Вашингтонская опера, Ла Скала, Барселонский Театро Лисеу, Эн-Эйч-Кей-холл в Токио, Театро Колон в Буэнос-Айресе, Мадридский Театро Реал, Парижский Театр Шатле, Баварская государственная опера, Берлинская Дойче-опер, Берлинская государственная опера, Гамбургская государственная опера, афинский Мегарон-холл, пармский Театро Реджио, флорентийский Театро Комунале, туринские Театро Реджио и Театро Массимо и другие.
Среди выдающихся дирижеров, с которыми он сотрудничал, - Валерий Гергиев, Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Пьер Булез, Мишель Плассон, Пласидо Доминго, Марчелло Виотти, Бруно Бартолетти, Лорин Маазель, Бертран де Билли, Олег Каэтани, Маурицио Арена, Даниэль Гатти, Александр Анисимов, Владимир Федосеев, Жан-Клод Казадезюс, Даниэль Орен, Марк Эрмлер, Хесус Лопес-Кобос, Нелло Санти, Марк Элдер, Ральф Вайкерт и другие.
Среди его партнеров по сцене Анна Нетребко, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Мирелла Френи, Феруччо Фурланетто, Дмитрий Хворостовский и другие.
Певец имеет обширный репертуар, который включает партии Бориса («Борис Годунов»), Аттилы («Аттила»), Филиппа II («Дон Карлос»), Захарии («Набукко»), Банко («Макбет»), Фиеско («Симон Бокканегра»), Дон Кихота («Дон Кихот»), Мефистофеля («Фауст») («Мефистофель»), Кочубея («Мазепа»), Дон Жуана и Лепорелло («Дон Жуан»), а также многие другие.