Вселенная MARVEL vs вселенная DC

Краткая хронология комиксов:
1). Золотой век комиксов (1938-1956)

Начинают издаваться аналоги самых известных на сегодняшний день комиксов, появляются самые известные супергерои. (Супермен, Бэтмен, Капитан Америка, Чудо-Женщина).

2). Серебряный век комиксов (1956-1970)

Период художественного развития и коммерческого успеха комиксов США. После Второй Мировой войны комиксы о супергероях перестали быть популярными, их заменили комиксы в жанре хоррор и детектив. Но из-за «Кодекса комиксов» (1954), комиксы подвергались жёсткой цензуре, поэтому ужасы и триллеры вскоре тоже потеряли свою популярность. Комиксы о супергероях вновь стали продаваться в больших количествах.

3). Бронзовый век комиксов (1970-1985)

Этот период обычно характеризуют как переход от одного типа комиксов к другому. Сюжеты комиксов стали более «взрослыми», теперь они затрагивали такие темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.

4). Современный век комиксов (1985-наши дни)

Главным вопросом, определяющим сюжеты всех комиксов до начала 21 века, был : «А что, если злодеи уже победили?». Атмосфера до 2000 года была крайне мрачной, жестокой и кровавой, проглядывался мотив беспомощности маленького человека (без разницы, супергерой он или нет), в большом мире. (некоторые даже выделяют отдельный «Тёмный век комиксов). Очень большим потрясением для этого периода в истории комиксов стали события 11 сентября. Люди были подавлены, и им было совсем не до супергероев. Они совсем потеряли в них веру, но продолжали нуждаться в них, хоть и по-другому. После этого периода, супергерои стали более человечными. Читатели начали узнавать больше об их жизнях вне костюмов и масок, об обычной жизни, дружбе, семье, внутренних переживаний по поводу того, что они делают, чаще видеть их в повседневной одежде. Супергерои сняли костюмы и начали ходить с нами плечом к плечу, но по-прежнему надевали их, когда мир в них нуждается.

Обе вселенные играли значительные роли в жизни людей, хотя сильно отличались друг от друга. Вселенная DC была похожа на множество островов, которые взаимодействовали бы друг с другом разве что по случайности, то есть, события одного комикса не влияли на происходящее в другом.

MARVEL же была похожа на слаженно работающий и расширяющий свои горизонты сообща оркестр.

Два живых виртуальных мира росли в наших пространстве и времени. Они не были похожи на миры обычных книг, где чётко обозначены начало, середина и конец. Вымышленные вселенные развивались по своим повторяющимся правилам, порой даже вне зависимости от их создателей. Это была система, создающая сама себя по мере изучения окружающего мира с помощью новых и новых поколений писателей и художников, которых привлекали сами вселенные и возможности для создания ещё большего прогресса в будущем так, как рабочих пчёл привлекает мёд.

Комиксы являются частью мировой литературы уже 77 лет. Но, как часто бывает с литературными произведениями, наибольшую популярность они приобрели тогда, когда за экранизации в начале 21 века взялся Голливуд. Прошлые попытки перенести действие со страниц на экран не имели большого успеха, поскольку воображение авторов графических новелл опережало технологии, но в нашем веке теперь нет ничего невозможного, связанного с этим. Поэтому крупнейшие компании, выпускающие комиксы, то есть, уже известные нам MARVEL и DC, приняли решение создать иные, отличные от своих комиксов вселенные: не напечатанные на бумаге, а в кинематографическом виде.
Но что же такое «кинематографическая вселенная комиксов»? Это всё-таки комиксы, или всё-таки кино? Ответом послужит фраза : «это и то, и другое». За огромными, будто бы сами по себе развивающимися и дышащими организмами-вселенными комиксов невозможно уследить, а, следовательно, очень и очень затруднительно снять фильм, который соответствовал бы всем канонам той или иной вселенной.

Выбрать одну историю, которой нужно будет строго следовать, тоже не представляется возможным, отчасти поскольку в истории этих крупных корпораций имели место несколько «перезапусков»-переписи старых историй на новый лад для следующих поколений.
К тому же, перенести что-либо с бумаги на экран всегда тяжело. Многие люди, которые пытаются создать экранизации литературных произведений, сталкиваются с этим. Не потерять особую атмосферу очень трудно, не говоря уже о том, что утрата большей части текста неизбежна не только потому, что слишком длинный фильм (больше 3-3,5 часов) просто-напросто не пустят в кинотеатры, но и потому что в потере непосредственно оригинального текста частично и заключается смысл экранизации. А когда экранизируешь комиксы, теряется атмосфера, которая там передаётся своеобразным стилем повествования и иллюстрациями, имеющими огромное значение.

Рисунки в комиксах неотделимы от текста и даже в каком-то роде являются его непосредственной частью. Поэтому здесь, как и писателям комиксов, так и создателям фильмов пришлось усвоить простую истину: если будешь пытаться делать комиксы похожими на кино, получится плохо; если будешь пытаться делать кино похожим на комиксы, получится плохо.

Следовательно, негласно считается, что самыми близкими по атмосфере к комиксам являются многочисленные мультсериалы по ним. Для полноты повествования иллюстрации должны были ожить по-особенному. Поэтому создатели кинематографической вселенной MARVEL поступили так: они сохранили персонажей, большую часть историй и идей, но переместили всё действие на некую планету под названием «Земля-199999» - точную копию нашей планеты Земля вплоть до происходившей на ней исторических событий, чтобы ни у кого не возникало вопросов о «правильности» или «неправильности» действий героев согласно законам комиксов.

Кинематографическая вселенная MARVEL на данный момент состоит из 17 фильмов (несмотря на то, что права на все фильмы о Людях Икс (6 кинокартин) принадлежат не только MARVEL и не связаны с фильмами об остальных супергероях) и точно известны даты выхода в прокат ещё 10. Также к этой вселенной относят 2 сериала, 9 видеоигр и даже 36 комиксов, события в которых тоже происходят на Земле-199999, которую персонажи везде называют просто «Земля».

Первый фильм этой франшизы-«Люди Икс», вышел в 2000 году, и он точно заставил многих с восторгом приподняться со своих стульев. С той поры компания MARVEL выпускала новый фильм практически каждый год, тем самым создавая для любителей ходить в кино впечатление, что до релиза нового фильма не так уж и далеко, и что на него обязательно нужно сходить.

Особенно сильно это начало чувствоваться после того как в 2008 вышел первый фильм о Железном Человеке с Робертом-Дауни младшим в главной роли. Тогда большая часть нового поколения зрителей заинтересовалась вселенной MARVEL так, как никогда не интересовалась прежде, а супергерои в целом стали неотъемлемой частью массовой культуры.

Оценки этих фильмов были хорошими, но чувствовалось, что не хватало чего-то ещё.

Это прошло, после того как самый оглушительный успех в кинематографе MARVEL принесла картина «Мстители», вышедшая в 2012 году. Рейтинг кинокритиков этого фильма составил 92%. Эта картина была номинирована на Оскар в 2013, а другие награды (MTV, Сатурн) получила за такие номинации, как «Лучший фильм 2012», «Лучший злодей», «Лучший Режиссёр», «Лучшие спецэффекты», «Лучший научно-фантастический фильм 2012».

Подобные высокие оценки могут быть объяснены тем, что сами Мстители - это команда, созданная из самых знаменитых и узнаваемых супергероев MARVEL (в комиксах состав постоянно меняется, но по фильму туда входят Железный Человек, Капитан Америка, Чёрная Вдова, Соколиный Глаз и Халк), которых сыграли знаменитые и узнаваемые актёры. Они уже играли этих героев в фильмах, предшествующих «Мстителям» - продолжению этих фильмов. «Мстители» взорвали прокат своим появлением, обеспечив кинематографической вселенной MARVEL счастливое и безбедное существование на долгие годы, позволяя многое планировать наперёд.

Чего совсем нельзя сказать о вселенной DC. На данный момент к кинематографической вселенной DC относится только один фильм - «Человек из стали» о Супермене.

К сожалению, фильм не был удачным, и, несмотря на визуальную красоту происходящего и впечатляющих спецэффектов, оставил большинство фанатов безнадёжно разочарованными. Образ Супермена, который фактически воспринимался в комиксах как божество, потому что он был защитником с другой планеты, сделали более драматически-тёмным, а его самого – куда более человечным в плане именно человеческой слабости, тем не менее, постоянно проводя параллели между ним и самим Иисусом.

К тому же, в фильме слишком много насилия и разрушений даже для фильма такого рода, а за весь фильм сам Супермен не спас не одного человека, просто сражаясь со своими противниками, порой самолично разрушая небоскрёбы, полные людей. Преданные поклонники комиксов DC сочли это непростительным искажением образа, и фильм провалился в прокате.

Супермен и Бэтмен, разумеется, останутся частью массовой культуры и без этого, как одни из первых супергероев в принципе. Их символы- красная «S» с костюма Супермена и летучая мышь с костюма Бэтмена нашли своё место в массовой культуре, постоянно появляясь где угодно : на предметах одежды, аксессуарах и прочих товарах, связанных с этими героями.

Однако считается, что кинематографическая вселенная DC уже обречена по следующим причинам:
1. DC начала с провала. («Человек из Стали»)

2. На этот счёт больше споров, чем интереса.

3. DC планирует выпустить фильмы про персонажей, о которых мало кто помнит и которыми мало кто интересуется (прим. Аквамен)

4. Имея в распоряжении три успешных телесериала по своим комиксам («Стрела», «Флэш» и «Готэм»), создатели фильмов не планируют проводить никаких параллелей с ними или звать тех же актёров на роли тех же персонажей в фильмах, тем самым завлекая аудиторию, которая уже смотрит эти сериалы. Эти три сериала не будут считаться частью кинематографической вселенной DC.

5. Атмосфера вселенной DC слишком мрачна для приобретения такой же популярности, как у MARVEL.

6. И поэтому уже гарантировано пребывание в тени кинематографической вселенной MARVEL

7. До 2016 не будет никаких фильмов. (MARVEL выпускает по фильму почти каждый год, поэтому публика всегда начеку, ожидая нового фильма)

8. Фильм о Лиге Справедливости-самой популярной команде супергероев из комиксов DC, будет выпущен в двух частях. Неспособность создателей фильма развить сюжет в пределах одной кинокартины сильно не понравилась фанатам.

9. Фильмы вселенной DC будут сравнивать с трилогией Кристофера Нолана о Бэтмене, которая отличается уклоном в нуар и больший реализм.

10. У вселенной DC столько же запланированных проектов-новых фильмов, сколько у MARVEL-10. Но кинематографическая вселенная MARVEL уже сформировалась и приобрела свою аудиторию. Не планирует ли DC слишком много заранее, опять же делая большие перерывы между фильмами?

DC, однажды создавшей эталон супергероя- Супермена, можно только пожелать удачи.

Заключение. Боги современности

В чём же залог популярности персонажей вселенной MARVEL? Почему они стали так неразрывно связаны с культурой повседневности?

Герои нового времени, символизирующие его, представляют собой совокупность героев эпосов, легенд и преданий не одного, а нескольких народов.

Многие супергерои имеют черты эпических героев и богов:

-имеют сверхчеловеческие силы и способности;

- красивы;

-практически неуязвимы;

- имеют особенное оружие, неподходящее для обычного смертного;

-совершают подвиги;

- их сложно назвать удачливыми и счастливыми;

- сверхчеловечны физически, а душевно просто человечны;

- они не раз трагически жертвуют собой, думая, что умрут;

- в конце жизненного пути героически погибают;

-некоторые не проводят детство в родной семье и вступают в конфликты с женщинами или из-за женщин.

Однако, в отличие от героев «Калевалы», «Песни о моём Сиде», олимпийских богов, скандинавских богов, героев английского эпоса и наших былинных богатырей, они отличны от эпических героев тем, что:

- сверхчеловеческие способности не врождённые, а приобретённые, причём часто из-за какой-либо техногенной ошибки или мутации;
- их рождение, как и зачатие, было совершенно обычным;
- у них нет коней, или животных, которые им помогали бы, вся помощь – это гаджеты;
- нет иерархии;
- мало кто обладает магической силой.
Сходство супергероев с героями эпических сказаний объясняют популярность явления супергероев в нашем мире - они современные боги, а комиксы, фильмы, мульсериалы - это легенды нашего времени.

Раньше человечество нуждалось в эпических героях и богах для того, чтобы объяснить непонятные природные явления и получить помощь во время стихийных бедствий и природных катаклизмов, будь то извержение вулкана или нашествие саранчи. В современном мире обывателя уже не так пугают вулканы и саранча, как ядерные взрывы и техногенные катастрофы, поэтому современному человеку нужны другие защитники.

Супергерои – это мощная «живая» идея. Мы сотворили сонм этих богов, придумали свои мифы и легенды. Каждый из этих персонажей – это совокупность идей, надежд, амбиций и ценностей того времени, в которое они были созданы.

К примеру, Капитан Америка из 40-вых- это символ патриотизма, отваги, стремления к всеобщему благу и победе, нравственной и физической силы характера при любых обстоятельствах.

Отрицательный герой Магнето из 60-ых – символ потерянного состояния всех людей после войны - бесчеловечного горя, которое случилось с каждым, образ не сумевшего принять мир после освобождения из концлагеря маленького мальчика, обладающего разрушительной силой, с помощью которой он пытался изменить его, чтобы угнетённым было хорошо. Вряд ли он один так чувствовал себя на данном этапе.

Есть ещё многие примеры подобного. Поэтому супергерои всё-таки меняются вместе с обществом, а не остаются статичными и вечными, как эпические герои, но, несмотря на это, положительные герои всё равно в целом отображают вечные ценно: свободу, истину, красоту, справедливость, добро и пользу.

Кроме того, обстоятельства этого мира породили у многих людей желание самим стать супергероями. В буквальном смысле: группы храбрых, совершенно реальных людей в реальной жизни, каждый день надевают на себя плащи и маски, чтобы патрулировать улицы городов, в которых они проживают, по ночам. Это так называемые «супергерои реального мира», у которых есть даже своя регистрация.

В Портлэнде живет Зетамен, который каждую неделю раздаёт бездомным еду и одежду. Пунцовый Кулак из Атланты два раза в месяц патрулирует тротуары, по его словам, «помогая нуждающимся». Ещё есть Гейст, Танатос, Фантом Зэро и «Сообщество чёрной пятницы» - команда активистов, в которую входят Знак, Призрак и Серебряный Дракон . Список имён похож на тот, который существовал бы во время процветания Золотого Века комиксов, вот только осознание того, что это реальные люди, ударяет по тебе, как молния . Вот что такое быть супергероем без сюжета, без мудро связанных между собой сюжетных линий, без захватывающих историй, без логичной развязки. Только с мотивацией.

Эти люди ждут мира, который пока ещё не здесь, но в один день их могут признать пионерами нового времени – наполовину людьми, наполовину историями. Трогательно, что существа из бумаги и чернил вдохновляют людей на такие поступки. Ведь с помощью этого они пытаются быть лучше.

«Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда» писал Алистер Кроули, даже не подозревая о том, насколько буквально будут вскоре восприниматься его слова. Камеры сейчас везде, даже на наших персональных компьютерах и телефонах, поэтому мы легко можем быть актёрами, певцами, кем угодно, храня всё это в наших личных архивах. К концу первого десятилетия 21ого века, индустрия развлечений стала невероятно демократизированной, а концепция гения эпохи Возрождения стала включать в себя абсолютно всех.

Каждый сейчас особенный, каждый сейчас супергерой, хотя люди по-прежнему далеки от идеала. Человечеству всегда будет куда идти, и человечество всегда будет стараться идти дальше.

Это то, что происходит сейчас. Но истоки этой идеи ожидают нас 529 лет назад, когда в 1486 году вышла «Речь о достоинстве человека» авторства Пико делла Мирандола. Эту книгу называют манифестом как Ренессанса, так и гуманизма. «Речь» агитирует нас идти дальше человеческой натуры в божественные и ангельские области. Она просит нас принять сверхчеловечное как неотъемлемую часть своей натуры и как главную цель нашей будущей эволюции.

Истории о супергероях, как голограммы, содержат в себе все сердца, мечты и страхи поколения. Они рассказывают нам о том, кем мы были, чего мы боялись и чего мы хотели, и сейчас они достигли пика своей популярности, потому что всё ещё повествуют нам о том, кем мы хотим стать.

Комиксы были правы всё это время. Когда всем остальным было не до этого, они приняли идею будущего сверхлюдей всерьёз, превознесли её, протестировали, разрушили, восстановили, и обнаружили её только неповреждённой, мощной и ещё более неопределённой.

Супергерои были символом угнетённых, патриотами, первооткрывателями, бунтарями, конформистами, рок-звёздами, когда нам нужно было, чтобы они ими были.

Пико также ведёт речь о том, что люди часто претворяют в жизнь то, о чём пишут. Если мы создаём историю о вине и неудачах, то «проживаем» её до конца, и порой платим за это высокую цену. Если, с другой стороны, мы будем придавать особое значение нашему великолепию, интеллекту, креативности и прочему, эти качества будут ясно видны во всём, что мы делаем.

Сам факт процветания историй о супергероях должен давать нам надежду, потому что они ярко мерцающий знак к тому, что нам нужно продолжать развиваться, использовать своё воображение, показывая, насколько справедливыми и непассивными могут быть люди. Если каждый злодей - это герой в своём сознании, то каждый человек в своём сознании герой.

Супергерои напоминают людям о том, кем они были и кем они хотят стать, как раньше делали это эпические герои и мифологические боги.

Список использованных материалов:
Г. Моррисон «Супербоги: Наш мир в эпоху супергероя» Великобритания 2011

С. Лии, К. Саундерс, Х. Скотт, Э. Даунсетт, С. Чан «Хроники MARVEL: История по годам» Великобритания 2008

Д. Юргенс «Капитан Америка» США 2002

О. Краус, Э. Кулка «Фабрика смерти» СССР 1960

Э. Лённрот «Калевала» СССР 1985

www.wikipedia.ru

www.marvelcinematicuniverse.wikia.com

www.marvel.wikia.com

www.dccinematicuniverse.wikia.com

www.kinopoisk.ru (награды фильма «Мстители»)

www.youtube.ru (обзоры на фильмы)

С. Фрайд «Причины, по которым вселенная DC уже обречена» www.whatculture.com

«Архетипические черты эпического героя» www.mifologiya.com

В. Бовал «Нацистская медицина: бесчеловечные опыты на людях» 2012 www.topwar.ru

Г. Козлов «Нордические сказки «Аненербе» www.vokrugsveta.ru

www.reallifesuperheroes.com

www.villain.wikia.com

Фильмы:

Д.Джонсон «Первый Мститель» США 2011

Д. Уидон «Мстители» США 2012

Б. Сингер «Люди Икс» (1,2,3), «Люди Икс: Первый класс» США 2000, 2003, 2006, 2011

Д. Фавро «Железный человек» США 2008

Наши рекомендации