Ищем смысл, определяем цель 3 страница

История о царе Мидасе — это метафора нашего чувства нужды или недостатка, которое мы испытываем в жизни. Подобно этому смертному, мы должны понять, что нам не уйти от суровой реальности. Ничто и никто не сможет заполнить пустоту внутри нас, созданную убеждением, что у нас недостаточно денег, красоты, молодости, обаяния, любви, власти или чего-нибудь еще.

Пока мы молоды, на нас всех снисходит благословение Диониса. В наши золотые годы веселый бог удовлетворяет наши желания, поэтому мы свободно веселимся на пирушках, влюбляемся, признаемся в любви и прожигаем жизнь. Но затем мы сталкиваемся с тем, что надо взрослеть и становиться серьезней, потому что мы не можем продолжать гулять и веселиться всю жизнь. Те, кто стараются так жить, медленно движутся вниз по спирали саморазрушения и дегенерации, по мере того, как вечеринки становятся безобразными, мерзкими и склочными. Большинство из нас предпочитают выбрать то же желание, что и царь Мидас, — золотое прикосновение. Мы начинаем размышлять, как мы можем заполучить влиятельные позиции, богатство и власть, и по мере того, как начинаем добиваться финансового и карьерного успеха, кажется, что покровитель вина и пирушек удовлетворяет наши желания.

Но за золотое прикосновение, дарованное нам, мы платим частью своей души, частью, олицетворяющей Диониса в роли хранителя духовных устоев. Мы начинаем забывать о другом благе, которым он мог бы нас одарить, — возможности радоваться духовным богатствам, а не физическим. Мы отворачиваемся от тех, кто живет со вкусом, наслаждается жизнью, живет самобытно. Мы отказываем себе в радости простого созерцания мира, медитации и молитвы. Вместо этого мы тяготеем к интоксикации вином и лекарствами, притупляющими и приглушающими наши чувства.

Как и герой мифа, мы должны понять, что испытываем потребность в другом образе жизни. Иначе люди отвернутся от нас точно так же, как в легенде все отвернулись от Мидаса, и мы обнаружим, что становимся все более и более изолированными от других, оставаясь в окружении лишь накопленных «трофеев». Раньше или позже нам понадобится помощь, когда мы поймем, что необходимо использовать наши внутренние богатства и таланты, чтобы раскрыть себя. Используя эти дары, чтобы улучшить свой мир и заронить семена будущих перемен, мы обретаем способность испытывать счастье и быть благодарными, мы полны жизненной энергии и переживаем духовный подъем.

Однако, если мы не будем следовать этому образцу, мы погрузимся в кошмар, созданный верой в то, что, если мы получим еще немного богатства, статуса и власти, мы, наконец, станем удовлетворенными и счастливыми. Когда мы не ищем помощи у духовного учителя, который может помочь нам избавиться от нашего проклятия, наше золотое прикосновение начинает превращать все в грязь. (Если вы оглянетесь на вашу жизнь, вы увидите, когда потеряли свой дар золотого прикосновения и отчаянно старались его возвратить.)

Рано или поздно мы все можем почувствовать, что обладаем даром золотого прикосновения царя Мидаса, и захотим вернуть себе молодость, популярность, репутацию — то, что, по нашему убеждению, неминуемо приведет нас к счастью. Все же, когда мы поймем, что потеряли свой дар, рядом с нами, в отличие от царя Мидаса, может никого не оказаться, чтобы избавить нас от страха. Мы опускаем руки и застываем в ожидании кого-нибудь, кто спас бы нас от нашего проклятья. Когда брак разваливается, пли компания, в которую мы вложили свои деньги, терпит крах, мы чувствуем безысходность, тревогу, обиду. Мы кругами гуляем по аллеям парка, перелистываем один за другим веб-сайты знакомств с напрасной надеждой, что можем найти что-то или кого-то, чтобы облегчить наши страдания.

Мы опасаемся, что нам не хватает времени, денег, друзей, власти и так далее, мы погружаемся в кошмар недостатка или нехватки чего-то. Многие из нас ходят за покупками каждый день не потому, что надо что-то купить, а потому, что мы хотим верить: если купить что-то, то у нас будет всего достаточно. Мы покупаем так много одежды, игрушек и подарков для наших детей или друзей, потому что надеемся, что нашего великодушия и щедрости будет достаточно, чтобы получить их одобрение и признательность. Мы ущемляем себя в расходах и потуже затягиваем пояса, чтобы выплачивать кредит за наш великолепный дом, и все это — ради того, чтобы он был достаточно хорош, чтобы принимать в нем гостей и производить на них впечатление. Но не имеет значения, сколько мы тратим

и можем ли найти товары по сниженным ценам, мы никогда не сможем сказать: «Достаточно».

Ошибка в том, что мы думаем, будто можем решить нашу проблему лекарством материального изобилия. Накапливая все больше ненужного хлама и тратя все больше денег из-за чувства нужды или недостатка, мы не избавимся от проклятия царя Мидаса. Вместо этого, так же как и сам царь, мы можем мечтать о жизни, в которой нас самих будет достаточно, чтобы быть удовлетворенными и счастливыми, не обращая внимания на то, что мы имеем и чем владеем.

Чтобы пробудиться от кошмара, подобного этому, вы должны отказаться от неудачно написанного сценария, который навязывает нам мысли: «Если бы у меня было... я был бы бесконечно счастлив». Только тогда вы сможете представить, какой благодатной, динамичной и наполненной смыслом может быть ваша жизнь. Чем дольше и больше вы сосредотачиваетесь на мысли о том, что вас самих достаточно, и вы окружены достатком и изобилием, тем легче будет вашей мечте стать явыо в физическом мире.

Момент истины Короля Львы

Другой миф, который мы невольно воссоздаем в наших жизнях, повествует о Короле Льве. История, по сюжету которой были созданы диснеевский мультфильм и впечатляющий мюзикл, рассказывает о маленьком львенке, который спасся от коварного заговора своего злого дяди, решившего убить наследника и завладеть престолом его отца. Юноша скрылся в чаще леса, где он жил и рос в компании со скромным бородавочником и другими лесными жителями. Со временем он забыл, что он — наследник целого королевства, пока его возлюбленная не разыскала Льва и не напомнила о его происхождении и высоком положении. Затем молодой Лев решил сразиться со своим дядей и вернуть себе королевское право по рождению и власть.

Это кошмар, известный также как «Мое время придет», стал роковым, поскольку жертвами его в нашей культуре пали многие мужчины, которые с отчаянной надеждой жаждали того момента, когда их влиятельность и значимость будут признаны. Кошмар, который заставлял их верить, что «дело, которым я сейчас занимаюсь, обязательно приведет меня к принадлежащему мне по праву месту в жизни».

Мужчина часто ищет воодушевления и мотивации в своей любимой, чтобы доказать всем свое высокое положение, тем самым следуя пословице, что рядом с каждым успешным мужчиной должна быть прекрасная женщина. Мужчина может искать себе женщину, воодушевляющую его и дающую ему уверенность, чтобы вести себя по-королевски. Но это часто становится отпугивающей задачей для женщины, так как она должна по-матерински заботиться и воспитывать своего партнера и в то же самое время сохранять свою притягательность для него, при этом взращивая его из маленького львенка в принца, а потом в короля. Женщина, которая берется за такую задачу, должна посвятить этому всю себя, выдерживать испытания и жить чужой жизнью, пока ее мужчина не добьется успеха. А если он не преуспеет в жизни, то во всем будет винить женщину.

Не только мужчины попадаются в сети этого кошмара, женщины тоже соблазняются на зов быть известной и уважаемой. Поскольку все мы имеем в своей психике и женские, и мужские стороны, кошмару Короля Льва в большей степени уязвима именно мужская сторона. Таким образом, когда женщина поддается воздействию этого мифа, она должна искать помощь на женской стороне своей психики, так как у нее нет «жены» в реальном мире, чтобы поддержать в своих поисках достижений и успеха. Это будет ей дорогого стоить: воспитывающая и заботящаяся женская часть пойдет на компромисс и со временем зачерствеет, в конечном итоге делая ее жизнь горькой и мучительной, так как она будет находиться под воздействием исключительно мужской стороны, ищущей успеха и признания.

Женщина становится жертвой этого мифа и другим способом. Она может увидеть потенциал и возможности для достижения успеха в мужчине, которого любит, в то время как он либо не хочет, либо не может понять этого сам. Она будет помогать своему партнеру в стремлении развиваться и добиваться успеха, в то время как он будет продолжать отказываться от ее помощи. Это удар, от которого женщине очень трудно оправиться, поэтому через некоторое время у нее появится презрение к своему партнеру, и она потеряет все уважение к нему.

Кошмар Короля Льва — это смертельная западня для женщин и мужчин, которые чувствуют, что жизнь им что-то должна или хранит для них в своем арсенале секрет мирского возвышения. Конечно, жизнь предоставляет нам возможности достичь успеха и уважения, но все их многообразие относится к духовности и созиданию. Когда мы не откликаемся на внутреннее чувство потенциальных возможностей, мы чувствуем себя, как сказал персонале актера Марлона Брандо в фильме «В порту»: «Он мог бы быть претендентом».

Не понимая, что это кошмар, мужчина, погруженный в иллюзию Короля Льва, сосредотачивается на своих заклятых врагах, представленных в мифе злым дядей. Он убедит себя в том, что если бы он мог устранить господствующего над ним мужчину. имеющего положение и власть, которых хочет он сам, то сумел бы потребовать принадлежащего ему по праву высокого положения. Таким образом, он ждет подходящего момента, когда появится некая возможность... но она никогда не появится. Этот мѵжчина-враг может быть его отцом, начальником на работе или даже любовным соперником.

В конце концов, мы понимаем, что, в отличие от молодого Короля Льва, мы застряли в кошмаре, известном как «Я слишком стар, и мое время ушло». Все дело в том, что волшебные сказки никогда не становятся реальностью в настоящей жизни. Мы не сможем вернуть себе королевство, потому что нам никогда не будет опять 22 года, с их целым миром возможностей и перспектив, лежащих у наших ног. Пока мы выжидали свое время, нами овладел страх, и все двери перед нами стали закрываться. Мы начинаем переживать из-за того, что мы такие старые и не можем больше с кем-либо соперничать. Всегда найдется кто-то моложе нас, кто запросит меньшее жалование или соблазнит женщину более мускулистым телом.

Многие мои клиенты, родившиеся в период демографического взрыва, отчаянно хотят переделать свои жизни и при этом настойчиво не желают расставаться с мифом «Я слишком стар, и мое время ушло». Они боятся избавиться от этого кошмара и жить самобытной жизнью, брать риски на себя. Когда они все-таки расстаются с ним, то видят, что самые лучшие дни их жизни — еще впереди.

А вот что мне рассказал мой друг — психолог, специализирующийся на семейных проблемах: 30-летние, 40-летние и 50-летние клиенты настроены менее пессимистично в поиске своей половины, нежели те, кто испытывают сильнейшую тревогу и страх по тому же вопросу в свои 20 лет. Мысль о том, что время ушло, и уже слишком поздно осуществить свою мечту, может поразить нас в любом возрасте, заставить замереть от страха и начать сомневаться в себе. Моя мать нашла свою любовь, когда ей было 79, но держу пари, что, когда ей было 22 года, она чувствовала опасения, что она не такая привлекательная, как те 17-летние незамужние девочки, с которыми она, как думала, соперничала.

Мы чувствуем себя старыми не потому, что дожили до какого- то возраста, а потому, что мы думаем, что, в каком-то смысле, время прошло мимо нас. Мы не разбираемся в компьютерах или видеоиграх, мы не понимаем фильмы нынешнего поколения. Мы перестаем открывать для себя что-то новое или побуждать себя рисковать. Вместо этого мы находим в радиоприемнике ретростанцию и утверждаем, что вся современная музыка отвратительна и ужасна. Мы начинаем рассылать сварливые письма друзьям о наших угасающих воспоминаниях и проблемах с суставами, потому что уверены, что неизбежный конец уже наступает.

Все же не каждый захвачен мыслью, что чем ты старше, тем старее. Я знаю 80-летних старичков, с которыми гораздо веселее и интереснее, чем со многими 30-летними, потому что они наполняют жизнь увлечениями и энтузиазмом. Эти бодрые старики свято верят в то, что лучшие годы — еще впереди, и что лучшие книги еще не написаны, а лучшая музыка еще будет сочинена. Конечно, то, что у них есть проблемы с суставами, и здоровье уже не то, что раньше, — это факт, но они не поддаются мыслям: «Я медленно ухожу в долину смерти, я на закате своих дней».

В жизни всегда есть место второму шансу (и даже третьему, четвертому и пятому), но когда мы застряли в кошмаре

Короля Льва, мы думаем, что это неправда. Помните, что кошмар начинается, когда волшебная сказка не заканчивается так, как должна была. Поэтому, если даже мы захотим зацепиться за новую возможность, когда она нам представится, мы не находим в себе смелости действовать, потому что застряли в повторяющемся припеве: «Ой, я не смогу этого сделать. Однажды я уже пробовал, и у меня ничего не получилось». Страх ошибиться парализует нас. Вопрос: «Не поздно ли мне начать новую, полную энтузиазма и смысла жизнь?» — не тот, который мы должны задавать себе. Мы должны спросить себя: «Что я сегодня сделаю, чтобы начать новую жизнь?»

Да, это правда, не все упущенные возможности можно вернуть. Например, вы действительно не станете звездой балета в 42 года, если никогда раньше не занимались танцами, но если вы хотите реализовать суть вашей мечты, такую, как стремление танцевать и выступать на сцене, вы увидите, каким образом это можно сделать. Вы не должны создавать кошмары, в которых ваша жизнь закончилась задолго до того, как ваше здоровье начало ухудшаться. Вы можете продолжать испытывать новые впечатления и не переставать удивляться жизни.

Хрустальный башмачок Золушки

В истории про Золушку добрая и трудолюбивая девушка терпела такое жестокое обращение к себе со стороны мачехи и сводных сестер, что они сделали ее жизнь сущим адом. Но одной волшебной ночыо фея, крестная Золушки, спасает ее от страданий, превращая тыкву в карету, мышей в кучеров, а лохмотья Золушки — в прекрасное платье и хрустальные башмачки. Так девушка получает возможность посетить королевский бал, завоевать любовь принца и стать королевой.

Однако несмотря на то, что дома семья относилась к Золушке жестоко, принц не видел в этой девушке жертву — обиженную и оскорбленную. Он видел ее прекрасной и хорошо танцующей незнакомкой. Но, когда часы пробили двенадцать, волшебство исчезло, и Золушка скрылась из замка. Принц бережно прижимал к груди хрустальный башмачок, который она в спешке оставила, и поклялся отыскать свою принцессу, чего бы это ему ни стоило. Он искал повсюду и, уже отчаявшись, решил примерить башмачок на тоненькую ножку бедной девочки в лохмотьях, и когда понял, что она-то и есть та прекрасная девушка, в которую он влюбился лунной ночью, он, счастливый, увез ее в другую жизнь, жизнь достатка и роскоши, которую она заслуживала.

Многие женщины считают себя современными Золушками, обиженными и незамеченными, но обреченными на волшебное спасение симпатичным и богатым принцем (или хотя бы эффектной работой). К сожалению, когда в полночь волшебство исчезает, и принц превращается в лягушонка, у которого проблемы с алкоголем, тогда становится понятно, что волшебного избавления не будет. Никто не приходит, потому что девушка настолько задета и обижена, что не в состоянии заявить о своих правах на тот хрустальный башмачок и потребовать ключи от замка. Золушка становится заложницей кошмара под названием — «Я слишком оскорблена и обижена, чтобы иметь власть над моей жизнью».

Как и в волшебной сказке, женщина, ставшая носительницей этого архетипа, часто обвиняет в своих бедах и несчастьях других женщин. Злая мачеха, которая заставляет Золушку быть такой, какой она в действительности не является, становится матерыо, которая никогда не оценит по достоинству свою замечательную дочь. Бессердечные сводные сестры — теперь это те женщины, которые подавили потенциал Золушки, рассказывая ей, что она недостаточно хороша, чтобы завоевать сердце принца или добиться влиятельной жизни во дворце. Женщины, страдающие из-за своих же проблем, очень часто злобны, язвительны и видят во всех своих конкуренток, они заходят так далеко в своих попытках заставить себя чувствовать лучше, что говорят своим подругам, что те слишком ѵж замечтались. Даже женщина, которая хочет быть любимой и поддерживаемой своей подругой, может укреплять и усиливать в своей подружке пагубную и ослабляющую веру, которая предупреждает: «Все мужчины сволочи» и «Это мир мужчин, так что будь готова страдать».

В мужском варианте темы Золушки мужчина предстает в роли человека-паука, супермена или другого супергероя из комикса, который достаточно удачлив, чтобы получить сверхъестественные силы и обожание всех граждан Земли. Все же он не может обладать любимой женщиной, потому что любая девушка, которая влюбится в него, обречена. Возлюбленная супергероя должна быть отвергнута, чтобы ей не причинили вреда, а он даже не сможет ей сказать, как сильно изнемогает от любви к ней.

Эта история, повторяющаяся вновь и вновь в комиксах и фильмах, находит отклик в мужчине, который не в состоянии представить, что может найти женщину, которая примет супергероя со всеми его проблемами и довольно тонко и умело с ними справится. Вместо этого такое убеждение, как: «несмотря на то, что снаружи я силен, внутри я слишком ранен и задет, чтобы найти свое счастье, я только все испорчу и сделаю себя вновь несчастным», — держит его заложником еще одного кошмара, в котором он чувствует себя жертвой.

В ловушке беспомощной жертвенности

Быть эмоционально задетыми и ущемленными — это факт из жизни многих людей, так как боль является частью человеческого бытия. Однако становиться жертвой этой боли означает стремление сделать ее четкой и яркой, тщательно вырисовывать событие, продуцирующее ее. Из нашей боли мы создаем причудливую историю страдания, в которой мы — жертва. Нам недостаточно того, что наши родители развелись, когда нам было семь лет, и мы не видели папу так часто, как нам того хотелось. Вдобавок к этому мы говорим себе, нашему любимому человеку, рассказываем нашему терапевту, что «у меня проблемы в сексуальных отношениях с тех пор, как мой отец оставил мою мать, моих братьев, сестер и меня совсем одних, предоставленных самим себе». Мы предпочитаем добавлять детали, чтобы история набирала вес и превращалась в драму, заложниками которой мы бы стали.

История жертвенности стала повсеместной, создавая культуру беспомощности, которая выражается по-разному. Мы обсуждаем свои наболевшие вопросы и проблемы с малознакомыми людьми, которые нам нужны для того, чтобы они поняли, почему мы не можем начать действовать или позаботиться о себе, вместо того чтобы ждать, пока это сделает за нас кто-то другой. Решение своих проблем собственными силами — это довольно распространенное и обычное явление среди людей, которые тратят всю свою энергию на самоанализ и изучение своих проблем, оттачивая свои истории все больше и больше, вместо того чтобы разбить их вдребезги и избавиться от них. Например, одна женщина на вечеринке решила познакомиться со мной, сказав: «Я еле решилась сюда прийти, у меня такая низкая самооценка».

Даже те, кто высмеивает культуру жертвенности, любят характеризовать себя жертвами других людей, которые только называют себя жертвами. Мы соревнуемся, чтобы выяснить, у кого бремя тяжелее? Кто больше страдает? Кто больше болеет и мучается? Кто имеет лучшее оправдание не быть первым и сказать: «Мне очень жаль»? Мы копаемся в отделах своей памяти, названных «Истории моих обид», чтобы вытащить целую кипу и рассказывать их всем вокруг, утверждая, что это — доказательство того, что мы заслуживаем сострадания, специального содержания и освобождения от ответственности касательно других.

Обоснование нашей боли и горя может помочь нам раскрыть в себе силы и получить ценные уроки, но, когда мы погружаемся в кошмар, где мы так ранены и обижены, что не можем оправиться от этого, мы становимся эмоционально, ментально и духовно покалеченными. Мы покупаемся на нашу собственную беспомощность и становимся парализованными.

Три типичные роли

Не может быть жертвы без преследователя. Если мы хотим пожалеть себя, нам нужен хулиган или задира, которого мы будем винить в нашей несчастной беспомощности, а если мы не можем распознать его, нам следует его выдумать. После того как мы нашли своего преследователя, нам нужно придумать возможность для спасения. Нам нужен бог из машины или «случайное лицо, благоприятно влияющее на исход событий», который неожиданно появился бы в нашей жизни и решил бы все наши проблемы. Мы хотим, чтобы папочка, прекрасный принц или ангел сострадания спасли нас.

Шаманы, Хранители Земли считают, что в историях, которые мы создаем, описывая события нашей жизни, неизменно фигурируют три персонажа: конкистадор, индеец и священник. Конкистадор — это злодей, преследующий несчастного индейца, единственной надеждой на спасение которого является великодушный священник. Эти типичные персонажи действуют предсказуемо и строят козни по одним и тем же старым схемам. Пока мы от них не избавимся, мы будем постоянно впутываться в эти интриги.

В наших жизненных историях и волшебных сказках мы используем похожие архетипы Преследователя, Жертвы и Спасителя. В истории о царе Мидасе преследователь — это Дионис, жертва — это царь, а спасительница — это молодая дочь царя, которая просила его молить прощения у Диониса. В истории Короля Льва Преследователем выступает злой дядя, Жертвой оказался львенок, а Спасителем — его возлюбленная. В сказке о Золушке Преследователями были сводные сестры и мачеха, жертвой служила сама Золушка, а Спасателем был великодушный принц. Заметьте, что все эти истории написаны от лица Жертвы. Таким же образом мы неосознанно стремимся писать сценарии наших кошмаров, где мы оказываемся жертвой какого- нибудь жестокого человека или ужасного события. Проблема в том, что всякий раз, изображая себя в этой роли, мы расписываем истории о беспомощности и апатии. Жертва внутри нас объясняет причины, по которым мы не можем иметь то, что хотим.

Но иногда история может быть написана от лица Преследователя, чаще всего — от лица мужчины, которому нравится думать о себе как о сильном, благородном воине, чья жестокость и мстительность оправданы. Когда мы начинаем хвастаться большим делом, которое только что провернули, рассказываем, как мы победили нашего противника или болезнь, мы идентифицируем себя с конкистадором. Затем мы можем выбрать роль Спасителя и создать историю с этой позиции, потому что мы хотим гордиться собой, Ищем смысл, определяем цель 3 страница - student2.ru тем, как мы спасаем наших близких от них самих или благородно жертвуем своей жизнью и независимостью ради наших детей.

В реальности все три персонажа взаимозаменяемы, и мы часто переходим из одного амплуа в другое, из роли Жертвы в благородного Спасителя других Жертв, или из Спасителя в злобного и самоуверенного Преследователя. Например, после атаки террористов 11 сентября на Всемирный торговый центр и здание Пентагона в Америке вся планета выражала соболезнования Соединенным Штатам. Мы, американцы, простерли свою большую политическую доброжелательность по всему миру и наряду с большинством других стран считали себя жертвами этого трагического события.

Правда, всего за несколько месяцев мы растратили свою доброжелательность и благосклонность. Теперь многие люди по всему миру воспринимают США как преследователя и преступника, который ведет себя неоправданно агрессивно и причиняет вред неповинным гражданам, стараясь в одиночку избавить мир от плохих парней и сделать его безопасным для демократии. В то же время многие американцы оправдывают искажение и нарушение гражданских прав, потому что они видят себя праведными и благочестивыми воинами в борьбе с терроризмом. Ни одна из историй об американцах как жертвах, спасателях или преследователях, кажется, так не помогает миру задуматься о лучшем будущем, нежели бесконечный круг страданий и мести.

Когда вы выполните упражнения, приведенные ниже, вы увидите себя в трех ролях-архетипах и начнете понимать, насколько нецелесообразными и тупиковыми являются эти истории, которые пробуждают в вас царя Мидаса, Золушку и Короля Льва.

Упражнение: найдите Преследователя, Жертву и Спасителя в вашей истории

Опишите, не жалея деталей, последний случай из вашей жизни, из-за которого вы были возмущены или горевали. Приукрасьте его вашим планом отмщения — просто опишите, что бы вы сделали, чтобы отплатить обидчику той же монетой, ставя его на место Жертвы. Объясните, как бы вы спасли себя или кого-то другого в этой или похожей ситуации.

Ваш рассказ должен звучать примерно вот тан:

Тренер моего сына по футболу просто дурак, он отмазался разрешить ему играть на его любимой позиции. Мой сын тан расстроился, что вчера плакал из-за этого. Я был так взбешен, что обещал сыну на следующей тренировке сказать этому тренеру все, что я думаю о его решении разрешить другому ребенку играть на этой позиции.

Или:

Мой бывший муж потерял ватные документы, которые нам были нужны, чтобы заплатить налоги в этом году, и мой бухгалтер говорит мне, что мы должны восстановить их или нас ждет финансовая ревизия. Я позвонила своему бывшему и сказала, что устала от его безответственности, портящей всю мою жизнь, а он обозвал меня сукой и бросил трубку. Я прихожу в ужас от одной мысли об аудиторской проверке, и я готова его убить. Что бы я ни делала, он всегда сможет разрушить мою жизнь и пустить меня по миру.

А теперь выпишите из этой истории всех действующих лиц, соотнося их с ролями Жертвы, Преступника и Спасителя. Обратите внимание, что один и тот же человек может играть разные роли в разных частях рассказа. Так, Жертва становится настолько разъяренной, что превращается в Преследователя, или непонятый Спасатель становится Жертвой. Посмотрите внимательно на свою историю и спросите себя, кто из ее участников не примеряет на себя маску ни Жертвы, ни Преследователя, ни Спасателя.

Какое заглавие у вашего рассказа? Оно должно быть названием вашей проблемы. Так, первая история может быть озаглавлена — «Они несправедливы к моему сыну», а вторую можно назвать — «Бывший муж делает меня несчастной». Название само по себе — это ваш способ рассматривать события вашей жизни, способ создавать проблемы.

Проблема в том, что вы не можете увидеть реальную историю. Ваше описание — это кошмар страданий и боли, и вы не можете от них избавиться, пока сохраняете этот кошмар. К примеру, не ваш бывший делает вас несчастной, вы делаете себя таковой. Он просто продолжает быть самим собой, и поэтому вы развелись.

Посмотрите внимательно на свою историю. Если вы решите предпринять какие-либо действия, есть ли способ разрешить вашу проблему, не выходя за пределы вашего рассказа? Приведут ли эти действия к тому, что вы снова возьмете роль Жертвы, или Преследователя; или

Спасателя? Если тан, то вы пишете еще одну главу к вашему кошмару, в котором вам придется жить.

В последующих упражнениях вы напишете новый сценарий для этой истории, в котором не будете ни Жертвой, ни Преследователем, ни Спасателем, и никто ими не будет.

Истории, с которыми вы живете, становятся вашими ночными кошмарами наяву и закрывают от вас способность мечтать и создавать ту жизнь, которую вы хотите. Они становятся багажом вашей кармы. Куда бы вы ни пошли, вы, подобно привидению, таскающему всюду за собой тяжелые цепи, носите с собой весь груз своих саг. Они обнаруживают себя в вашей жизни вновь и вновь, несмотря на то, что детали одного события могут отличаться от другого. Некоторые клинические психологи признаются, что порой им бывает трудно удержаться от того, чтобы не заснуть на консультации с клиентом, который рассказывает свою уникальную, нескончаемо драматичную историю. На самом деле это — все те же затасканные сказки, которые рассказываются вновь и вновь.

Наши истории и рассказы всегда иносказательны. Отец, который старался спасти сына от тренера по футболу, скорее всего, использовал сына, чтобы облегчить боль его собственной истории, когда в молодости к нему относились несправедливо. Женщина, которую делал несчастной ее бывший мѵж и которая мечтала ему отомстить, старалась с его помощью погасить чувство того, что она не контролирует свою собственную жизнь. Оба героя использовали другого, чтобы попытаться решить свои собственные проблемы.

Иногда у нас хватает храбрости и сил вырваться из плена психологических и продиктованных кармой рассказов и историй. Мы решаем насущную проблему, но обычно создаем аналогичную в другой области жизни. Например, новый шеф так же преследует нас, как и прежний, просто он донимает нас немного другим способом. Новая подружка со временем стала такой же невыносимой, какой была бывшая жена. Или мы мысленно возвращаемся к проблемным отношениям с отцом, проецируя их на отношения с нашим сыном, деловым партнером или даже с президентом.

Единственный способ разорвать эти кармические цепи — избавиться от бесчисленных оправданий, почему вы не можете иметь то, что вы хотите. Оправдания, подобные приведенным ниже, являются сердцем вашей истории:

• Из-за того, что мои родители были слишком требовательны ко мне, теперь я не уверен в себе. У меня не хватит сил.

в Я упустил возможности, которые бы сделали мою жизнь лучше, из-за того, что ко мне отнеслись несправедливо. Я стар, и мое время ѵшло.

« Из-за того, что у меня нет того, что я хочу, я бессилен сделать свою жизнь счастливой.

Наши рекомендации