Граф М. В. Толстой Рассказы из истории Русской Церкви 1 страница
ПРЕДИСЛОВИЕ
КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА I. Первые проявления христианства на земле Русской. - Аскольд и Дир. - Святая княгиня Ольга. - Первые мученики - Варяги. - Святой равноапостольный князь Владимир. - Святые страстотерпцы Борис и Глеб. - Преподобный Ефрем Новоторжский.
ГЛАВА II. Разделение России на уделы. - Великий князь Ярослав I. - Распространение христианства. - Различие между православною и латинскою проповедью Евангелия. - Иерархия Русской Церкви. - Способы содержания духовенства. - Церковное управление. - Уставы Владимира и Ярослава о судах церковных.
ГЛАВА III. Начало иночества в России. - Основание Киево-Печерской обители. - Преподобные Антоний и Феодосии. - Сооружение и освящение Великой церкви.
ГЛАВА IV. Подвижники Печерской обители: затворники, претерпевшие искушение духовной гордости, похоти плотской и сребролюбия; образцы добродетелей и служения ближним; проповедники веры Христовой. - Распространение христианства в Ростовской области и вообще на северных окраинах Русской земли.
ГЛАВА V. Гибельные последствия удельной системы правления. - Убиение святого князя Игоря-Гавриила. - Владимир Мономах и сын его святой Мстислав Великий. - Преподобный Антоний Римлянин. - Сыновья Великого Мстислава: святой Всеволод и блаженный Ростислав.
ГЛАВА VI. Основание великого княжения во Владимире. - Юрий Долгорукий. - Сын его святой Андрей Боголюбский. - Святые епископы Новгородские: Нифонт и Илия-Иоанн. - Святой князь Мстислав Храбрый. - Преподобная княжна Евфросиния. - Святой Кирилл Туровский. - Преподобный Никита столпник. - Преподобный Варлаам Хутынский и ученики его.
ГЛАВА VII. Всеволод Великий. - Взятие Царьграда латинами. - Орден Меченосцев в Ливонии. - Мстислав Удалой. - Борьба между сыновьями Всеволода: Константином и Георгием (Юрием). - Святой Симон, епископ Владимирский. - Князья Муромские: святой Петр и святая Феврония. - Святой князь Феодор Новгородский. - Дела Галицкие. - Первое нашествие татар и битва на реке Калке. - Нашествие Батыя. - Разорение Рязани, Владимира и других городов. - Убиение святого великого князя Георгия. - Святой Василько князь-мученик. - Разорение Киева. - Порабощение Русской земли.
КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА I. Состояние Русской земли под игом монголов. - Великий князь Ярослав Всеволодович. - Состояние Церкви. - Блаженный митрополит Кирилл. - Победа святого Александра Невского над Шведами и Ливонскими рыцарями. - Мученический подвиг святого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. - Святой Александр на великом княжении. - Кончина его.
ГЛАВА II. Братья святого Александра на великом княжении. - Мученичество святого князя Романа Рязанского. - Собор 1274 года во Владимире. - Постановления этого Собора. - Блаженный Серапион, епископ Владимирский. - Преподобный Петр, царевич ордынский. - Князья подвижники благочестия: Роман Угличский, Василий Волынский и сын его Владимир-Иоанн. - Святой Прокопий, юродивый Устюжский.
ГЛАВА III. Сыновья святого Александра Невского: Димитрий и Андрей. - Блаженный Симеон, епископ Тверской. - Кончина митрополита Кирилла. - Святой князь Феодор Смоленский и Ярославский. - Святой князь Даниил Московский. - Святой Довмонт, храбрый князь Псковский.
ГЛАВА IV. Борьба между Тверью и Москвою. - Страдальческая кончина великого князя Михаила Ярославича Тверского в Орде. - Горестная судьба потомков его. - Облегчение ига при великом княжении Иоанна Даниловича Калиты. - Кончина блаженного митрополита Максима. - Святой митрополит Петр. - Возвышение Москвы. - Смерть Иоанна Калиты.
ГЛАВА V. Присоединение южнорусских княжеств к Литве. - Ольгерд, великий князь Литовский. - Литовские мученики. - Великий князь Симеон. - Подвиг святого Феогноста в Орде. - Начало деятельности святого Алексия. - Кончина святого Феогноста и великого князя Симеона Гордого. - Великий князь Иоанн Иоаннович. - Святой Алексий, митрополит всея Руси. - Юность и первые подвиги преподобного Сергия Радонежского. - Исцеление Тайдулы. - Великий князь Димитрий Суздальский. - Основание монастырей святым Алексием. - Юный Димитрий Иоаннович на великом княжении. - Конец борьбы между Москвою и Тверью. - Преставление святого Алексия. - Памятники его пастырской деятельности. - Куликовская битва. - Кончина Донского. - Сын его великий князь Василий Дмитриевич. - Явление Богоматери преподобному Сергию. - Преставление преподобного Сергия.
ГЛАВА VI. Видение святого Сергия об учениках его. - Преподобный Никон Радонежский. - Обители иноческие, основанные преподобным Сергием. - Ученики его, основатели монастырей: Роман Киржачский, Андроник и Савва Московские, Феодор и Павел Борисоглебские, Феодор Симоновский (после архиепископ Ростовский), Мефодий Пешнощский, Афанасий Серпуховский, Савва Стромынский, Григорий Голутвинский, Никита Высоцкий, Ферапонт Боровенский, Авраамий Чухломский, Савва Дубенский и Сторожевский. Ксенофонт Тутанский, Иаков Железноборский, Афанасий и Феодосии Череповские, Пахомий Нерехотский, Никита Костромский, Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский.
ГЛАВА VII. Друзья и собеседники преподобного Сергия Радонежского: Стефан Махрищский, Димитрий Прилуцкий, святитель Дионисий Суздальский с учеником своим преподобным Евфимием. - Проповедники веры Христовой: святитель Стефан в Великой Перми; Сергий и Герман Валаамские и Арсений Коневский на островах и берегах Ладожского озера; Кирилл Челмогорский - в стране Каргопольской; Авва Лазарь - между Лопарями. - Начало упадка Новгородской вольности, - Юродивые в Новгороде: Николай Кочанов и Феодор.
ГЛАВА VIII. Конец церковной смуты. - Нашествие Тамерлана. - Принесение в Москву чудотворной Владимирской иконы Богоматери. - Пастырские и книжные труды святого митрополита Киприана. - Преставление его. - Святая мученица Юлиания, княгиня Вяземская. - Святая великая княгиня Евдокия-Евфросиния Московская. - Святой митрополит Фотий. - Временное разделение русской митрополии. - Григорий Симвлак, митрополит юго-западной Руси. - Кончина великого князя Василия Дмитриевича. - Великий князь Василий Васильевич. - Воссоединение митрополии. - Преставление святителя Фотия. - Послания и поучения его. - Ересь или раскол стригольников. - Заключение книги.
КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА I. Святой Иона, епископ Рязанский. - Междоусобия между великим князем Василием и дядею его Юрием. - Митрополит Исидор и Собор во Флоренции для присоединения Церквей. - Последствия этого собора. - Злодейства Шемяки. - Обличительное послание святителей. - Возведение святого Ионы на престол митрополии. - Пастырские его подвиги. - Завоевание Константинополя турками. - Кончина святого Ионы. - Чудеса его. - Смерть Василия Темного.
ГЛАВА II. Угодники Божии, современные святому митрополиту Ионе: святители: Евфимий и Иона Новгородские; Герасим, Питирим и Иона Пермские. - Преподобные: Паисий Галичский; Дионисий, Амфилохий, Макарий и Тарасий Глушицкие; Филипп Рабангский и Григорий Пельшемский; Макарий Желтоводский и Унженский; Александр Куштский, Евфимий и Харитон Сянжемские; Иоасаф Спасокаменский; Варлаам Шенкурский или Вежский; Савва Вишерский и Ефрем Перекомский; Пафнутий Боровский. - Юродивые: Максим Московский, Исидор Ростовский и Михаил Клопский.
ГЛАВА III. Иоанн III Васильевич, Великий и Державный. - Покорение Новгорода. - Брак с греческою царевною. - Освобождение от ига монгольского. - Уничтожение уделов. - Война с Литвою для защиты православия в Западной Руси. - Соборы в Москве. - Ересь жидовствующих. - Подвиги святого Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого.
ГЛАВА IV. Ревность о православии и просвещении в Южнорусской митрополии. - Собор в Вильне. - Священномученик Макарий, митрополит Киевский. - Упадок образования в северной Руси. - Обители иноческие - рассадники духовного просвещения. - Библия, собранная святителем Геннадием. - Жизнь и писания преподобного Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. - Свет Христов на крайнем севере: преподобный Евфимий Корельский и первоначальники Соловецкие - Савватий, Герман и Зосима.
ГЛАВА V. Подвижники и основатели монастырей в конце XV и начале XVI века: преподобный Мартиниан и ученик его блаженный Галактион; преподобные Макарий Калязинский, Паисий Углицкий, князь Иоанн-Игнатий, Кассиан Грек, Савва Крыпецкий, Александр Свирский, Корнилий Комельский и Кирилл Новоезерский.
ГЛАВА VI. Великий князь Василий Иоаннович. - Завоевание Смоленска, присоединение Пскова, Рязанского и Северского уделов. - Нашествие Крымского хана и чудное видение инокини. - Расторжение брака великокняжеского. - Блаженная княгиня-инокиня София. - Преподобный Максим Грек. - Блаженный Феодорит и преподобный Трифон Кольский, просветители северных лопарей. - Утверждение веры Христовой между чудскими племенами. - Второй брак великого князя и рождение наследника. - Кончина Василия Иоанновича.
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА I. Малолетство царя. - Изгнание двух митрополитов. - Внезапное исправление молодого самодержца. - Венчание Иоанна на царство и первый брак его. - Соборы 1547-1549 годов. - Стоглав. - Ересь Башкина и Косого. - Дело о дьяке Висковатом. - Покорение Казани и учреждение Казанской епархии. - Болезнь Иоанна. - Кончина царицы Анастасии.
ГЛАВА II. Святители, современные первой половине царствования Иоанна IV: митрополиты святители Иоасаф и Макарий; святитель Гурий Казанский и сотрудники его, Варсонофий и Герман. Преподобные иноки подвижники: Даниил Переяславский, Герман Болдинский, Арсений Комельский, Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Антоний Сийский, Нил Столбенский, святой Василий, юродивый Московский.
ГЛАВА III. Вторая половина царствования Иоанна IV. -Последние дни святого Германа Казанского. - Священномученик Филипп митрополит. - Разгром Новгорода; преподобный Арсений затворник и праведник Никола Салос. - Преподобномученик Корнилий Псково-печерский. - Прославление мощей святого Никиты Новгородского и чудо в Нарве. - Явление Богородичной иконы в Казани. - Заступление Богоматери во время достославной осады Пскова. - Антоний Поссевин и происки папизма. - Сыноубийство. - Смерть Грозного царя.
ГЛАВА IV. Царь Феодор и правитель Борис Годунов. - Установление Патриаршества. - Права и преимущества Патриарха. - Убиение царевича Димитрия. - Прославление мощей преподобного Антония Римлянина и святого князя Романа Углицкого. - Крымский хан под Москвою. - Достопамятное слово Феодора Годунову. - Бедствие Нижегородского Печерского монастыря. - Кончина Феодора. - Воцарение Бориса.
ГЛАВА V. Состояние Церкви Киевской митрополии в XVI веке. - Церковная уния. - Состояние Церкви Московской митрополии. - Упадок иноческой жизни. - Угодники Божий: преподобные Никандр Псковский, Адриан и Ферапонт Монзенские; юродивые: Симон Юрьевский и Иоанн Московский.
ГЛАВА VI. Смутное время. - Царь Борис. - Попечения Патриарха Иова о распространении веры. - Гонение на Романовых. - "Великий глад" и праведная Юлиания Лазаревская. - Смерть Бориса и гибель его семейства. - Лжедимитрий. - Заточение Патриарха Иова. - Лжепатриарх Игнатий. - Воцарение Василия Шуйского. - Патриарх Гермоген. - Перенесение из Углича в Москву мощей святого царевича Димитрия. - Погребение Годуновых в лавре Сергиевой. - Смятения. - Всенародное покаяние. - Преставление Патриарха Иова. - Низвержение Шуйского с престола. - Твердость Патриарха Гермогена. - Междуцарствие. - Ужасы безначалия и разврата.
ГЛАВА VII. Подвиги духовенства в "смутное время". - Святители: Филарет Ростовский, Сергий Смоленский, Сильвестр Вологодский. - Преподобный Галактион. - Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. - Исидор, митрополит Новгородский. - Открытие мощей святого князя Феодора. - Преподобный Антоний Леохновский. - Затворник Иоанн. - Святители: Геннадий Псковский, Феоктист Тверской, Иосиф Коломенский, Галактион Суздальский. - Протоиерей Димитрий и Амос. - Преподобный Евфросин Синозерский. - Разорение Пафнутьева монастыря. - Знаменитая осада Лавры Сергиевой. - Архимандриты Лавры Иоасаф и Дионисий и келарь Авраамий Палицын. - Ляхи в Москве. - Последние подвиги и страдальческая кончина Патриарха Гермогена. - Троицкие грамоты. - Пост и покаяние народа. - Восстание городов. - Явления преподобного Сергия Козьме Минину. - Очищение Москвы. - Избрание на царство Михаила Романова.
КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА I. Воцарение Михаила Романова. - Подвиг Сусанина. - Возвращение из плена митрополита Филарета. - Деятельность его в сане Патриаршем: народная перепись; Патриаршие приказы; исправление богослужебных книг. - Труды и страдания преподобного Дионисия. - Учреждение Сибирской епархии. - Сношения с Грузией. - Принесение Ризы Господней в Москву. - Преставление Филарета. - Отношения его к папству и протестантству. - Патриархи Иоасаф I и Иосиф. - Кончина царя Михаила.
ГЛАВА II. Угодники Божии, жившие в первой половине XVII века, преподобные: Дионисий, архимандрит Лавры Сергиевой, - ученик его блаженный Дорофей, - Иринарх, игумен Соловецкий, - Диодор Юрьегорский, - Прокопий Вятский,- Вассиан Тотемский, - Симеон Верхотурский, - Симон Воломский. - Упадок иночества и просвещения. - Семена будущего раскола.
ГЛАВА III. Страдания южнорусского народа от унии. - Иосафат Кунцевич. - Восстановление православной иерархии. - Архипастыри Киевские: Иов Борецкий и Исаия Копинский.
ГЛАВА IV. Благотворное правление митрополита Петра Могилы. - Киевская коллегия. - Преподобные Афанасий Брестский и Иов Почаевский.
ГЛАВА V. Первые годы правления царя Алексия Михайловича. Никон до патриаршества. - Преподобный Елеазар Анзерский. - Бунт в Новгороде. - Перенесение в Московский Успенский собор мощей святителей, пострадавших за веру и отечество. - Никон Патриарх. - Присоединение Малороссии и счастливая война с Польшей. - Моровая язва. - Церковная деятельность Никона. - Основанные им монастыри. - Заботы о просвещении. - Исправление богослужебных книг. - Сношение с Востоком. - Соборы 1654 и 1655 г. - Судьба расколоучителей.
ГЛАВА VI. Охлаждение дружбы царя с Патриархом. - Козни врагов Никона. - Удаление Никона в Воскресенский монастырь. - Прибытие Паисия Лигарида. - Вопросы Стрешнева Паисию. - Обыск в тайном архиве Патриарха. - Дело Бобарыкина. - Дело Зюзина. - Прибытие двух восточных Патриархов. - Собор 1666 г.; одобрение книжного исправления; суд над расколоучителями и их последователями.
ГЛАВА VII. Преемники Никона, Патриархи Иоасаф II и Питирим. - Патриарх Иоаким. - Соловецкий бунт. - Кончина царя Алексия. - Никон в заточении. - Царь Феодор Алексеевич. - Возвращение и кончина Никона. - Деятельность Патриарха Иоакима. - Собор 1681 года. - Заботы о просвещении. - Московское училище. - Состояние духовного просвещения на юге. - Дела южной митрополии. - Митрополиты: Дионисий Болабан и Иосиф Нелюбович-Тукальский.
ГЛАВА VIII. Уничтожение местничества. - Кончина царя Феодора. - Цари Иоанн и Петр под опекою царевны Софии. - Стрелецкий и раскольничий мятежи в Москве. - Строгие меры против раскола. - Усиление раскола и разделение его на толки. - Борьба Патриарха Иоакима с расколом и папизмом. - Развитие устной проповеди. - Заиконоспасская академия. - Братья Иоанникий и Софроний Лихуды. - Споры о "пресуществлении" в таинстве Евхаристии. - Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху. - Виды Патриарха Иоакима относительно южных Славян.
ГЛАВА IX. Последний Патриарх Адриан. - Характер и деятельность царя Петра. - Отношения его к делам церковным, к духовенству Великороссийскому и Малорусскому и к монашеству. - Монастырский приказ. - Святители: Иов Новгородский, святой Митрофан Воронежский, Стефан Рязанский, святой Димитрий Ростовский, Филофей Тобольский, святой Иннокентий Иркутский, Феофан Прокопович. - Взгляд Петра на монастыри. - Положение монашества и белого духовенства. - Меры против раскола; действия Питирима. - Состояние духовного просвещения в Киеве и в Москве. - Церковные суды. - Уничтожение Патриаршества и учреждение Святейшего Синода.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Хронологический список предстоятелей Русской Церкви
Хронологический список великих князей, царей, императоров и императриц Российских
Предисловие.
История Церкви - это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленою?" (Мф. 5:13). Именно поэтому в основу "Истории Русской Церкви", подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, положен труд известного русского агиографа графа М. В. Толстого [1] "Рассказы из истории Русской Церкви".
Сравнивая труд М. В. Толстого с подобными ему трудами, мы не найдем в этой книге каких-либо редких фактов, не известных в той или иной степени церковно-исторической науке. Однако, несмотря на это, книга М. В. Толстого была куда более любимым чтением по истории Русской Церкви, чем многие иные, имевшие на титуле имена прославленных историков. Причина здесь только одна: "История Русской Церкви" М. В. Толстого написана церковно и научает церковности. История Церкви - это описание ее святости и благочестия, открывающихся в ее подвижниках. Естественно поэтому нам и от церковного историка ожидать "по тщательном исследовании всего сначала", как пишет евангелист Лука (Лк. 1:3) прежде всего благочестивого повествования о событиях, чтобы мы узнали твердое основание церковного учения (Лк. 1:4). Такие повествования Церковь преимущественно заключала в круг Четий-Миней, подчеркивая равноценность различных временных отрезков пред вечностью. Но и хронологическое ("от сотворения мира"), по годам ("полетное") изложение всегда признавалось Церковью имеющим свой смысл и значение. Именно поэтому преподобный Нестор, монах Киево-Печерской Лавры, составлял "Летопись". М. В. Толстой в своей "Истории" следует традициям как церковного летописания, так и житийного повествования, и потому читатель получает от его книги и исторические познания, и благочестивое назидание.
Естественно, что М. В. Толстой, опиравшийся на доступные в середине XIX века источники и литературу, заимствовал из них данные, некоторые из которых, по мере развития церковно-исторической науки были уточнены. Именно поэтому не изменяя авторского текста, редакция сочла необходимым внести некоторые уточнения и дополнения фактического характера, которые оговариваются. Кроме того, книга снабжена справочным материалом, часть которого подготовлена специально для данного издания и публикуется впервые - это Хронологический список Русских святых и подвижников благочестия IX-ХХ вв. Даты кончины святых по тексту книги приведены в соответствие с более выверенным "Хронологическим списком".
История Русской Церкви неотделима от истории Российского государства, народа. Недаром среди святых, прославленных Русской Православной Церковью, - великие благоверные князья Владимир, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие русские государственные люди. Недаром же и в Акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, назван этот святой подвижник "данным России воеводою", "светозарным светилом в православной Российской державе". Поэтому и в данном издании читатель найдет сведения по истории русской государственности, жизнеописания великих князей, царей, императоров Российских, историю народных движений.
Предлагаемый том охватывает период с начального времени устроения Русской Православной Церкви и до учреждения Святейшего Синода. Десятилетия открытых гонений на Церковь после 1917 года заставляют нас теперь пристальнее вглядеться в предысторию второй российской смуты и более глубоко оценить целый ряд исторических явлений. Всего этого, конечно, нет в настоящем томе, но может быть восполнено в будущем.
Прориси икон Пресвятой Богородицы и святых выполнены иконописцем священником Вячеславом Савиных.
Примечания:
[1] Граф Михаил Владимирович Толстой (1812-1896), русский духовный писатель, автор многочисленных книг по истории Русской Церкви: "Патерик Свято-Троицкой Лавры", "Древние святыни Ростова Великого" (М., 1847), "Русские святыни и древности" (тт. I-III, М., 1861- 1868) и других, сотрудник журналов "Русский Архив", "Богословский Вестник" и "Чтения Общества любителей истории и древностей".
КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА I
Первые проявления христианства на земле русской. - Аскольд и Дир. - Святая княгиня Ольга. - Первые мученики. - Варяги. - Святой равноапостольный князь Владимир. Святые Страстотерпцы Борис и Глеб. - Преподобный Ефрем Новоторжский.
"Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, - говорит недавно почивший знаменитый архипастырь [1], - в ином народе оно совершается ранее, в другом - позднее, в одном - быстро, в другом - медленно".
Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь, или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: "На сих горах воссияет благодать Божия". Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильмень, а оттуда - в Рим [2]. Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси.
Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: "Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых гетов и даков носят за собою походные храмы". Из этих слов видно, что под именем холодной Скифии нужно разуметь ту, которая простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельству древних, еще с I века по Р. Х. обитали славяне. У гетов, или готфов, живших в нынешней Бессарабии вместе со славянами, еще при Константине Великом [3] образовалась епархия.
О распространении веры между готфами и скифами более всех заботился святой Иоанн Златоуст. Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, и для готфов посвятил епископа Ульфилу. Но гунны, авары и болгары -одни за другими - опустошали Скифию, и христианство, еще слабое между скифами, искоренялось войною или гонением язычества.
На севере Русской земли, где славяне, жившие при впадении Волхова в озеро Ильмень, призвали к себе на княжение Рюрика с братьями (около 862 года), почти не было слухов о христианстве. Двое из сподвижников Рюрика, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья в Царьград. На берегу Днепра они увидели городок и завладели им; это был Киев. Отсюда в 866 году они предприняли поход к Царьграду с языческой дружиной на 200 вооруженных судах, открыли себе путь в Черное море и в самый Босфор Фракийский (Константинопольский пролив), опустошили берега Пропонтиды (Мраморного моря) и заставили трепетать столицу империи. Блаженный Патриарх Фотий, столько заботившийся о просвещении славян, вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и погрузил ее в море, тихое и спокойное. Вдруг оно закипело бурею и разбило суда руссов [4]. Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа. Повествуют, что по возвращении с остатками флота в Киев Аскольд принял на вече народном епископа, присланного от Патриарха Фотия. Стали рассуждать о вере своей и христианской и спросили епископа: чему он хочет учить их? Епископ открыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе мира и земной Его жизни, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая проповедника, сказали: "Если и мы не увидим чего-нибудь подобного тому, что случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить". Служитель Божий не поколебался; он смело отвечал им: мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы? Они просили, чтобы брошено было в огонь Евангелие, и обещали обратиться к христианскому Богу, если оно останется невредимым. Тогда епископ воззвал: "Господи! Прослави имя Твое перед сим народом", - и положил книгу в огонь. Евангелие не сгорело. Видя это, князья и многие язычники, пораженные чудом, приняли крещение [5].
Спустя 15 лет, Олег, принявший на себя правление в Новгороде по смерти Рюрика и в малолетство сына его Игоря, предпринял поход на юг. Оставив позади войско, он прибыл на ладьях к Киеву, вызвал к себе обманом Аскольда и Дира и умертвил их. Местность и удобство Киева пленили Олега; он сказал: "Да будет он матерью городов русских"; и поселился на берегах Днепра. Оттуда с огромной ратью, собранной из всех подвластных ему племен, на легких судах он пустился к югу и осаждал Константинополь. Греки откупились от него деньгами. При язычнике Олеге христианство могло скорее ослабеть, нежели усилиться в Киеве; однако и он, хотя без намерения, знакомил руссов с верой Евангельской. Когда послы его были в Царьграде для заключения мира, им показали "страсти Господни, терновый венец, гвозди и хламиду багряную" и мощи святых и учили их христианской вере. Возвратясь в Киев, они рассказали землякам, что видели и слышали.
При Игоре вера Христова имела более покоя и свободы в Киеве. В договоре, заключенном им с греками, упоминается о том, что руссы крещеные будут присягать в соборной церкви святого Илии в Киеве и целовать крест. Таким образом, христиан между руссами уже было столько, что надобно было упоминать о них в договоре, и в Киеве был соборный храм, что может указывать на существование и других храмов.
Но еще ярче воссиял свет Евангелия в России по смерти Игоря. Игорь был женат еще при жизни правителя Олега. Жена его, природная славянка [6], родившаяся близ Пскова или лучше сказать, в той стороне, где после основался Псков, называлась Прекрасною, а при браке переименована Ольгою.
По смерти мужа, убитого возмутившимися древлянами (в 946 году), и в малолетство сына Святослава, который остался сиротой на пятом году, Ольга правила Русской землей, как Любуша у чехов и Драгомира в Богемии. Она наказала и усмирила древлян, обложив их тяжкой данью, учредила в Новгородской земле погосты и оброки. При ней в Киеве было много христиан. Одаренная светлым, проницательным умом Ольга видела непорочную жизнь христиан и понимала, что язычество не могло воспитать таких людей; беседы с учителями христианскими (один из них сопровождал ее в Царьград) открыли ей небесную чистоту и высоту учения Христова. Она решила креститься, и чтобы вернее ознакомиться с христианством, отправилась сама в Константинополь в 957 году. Там пробыла она около трех месяцев и хотя сначала была принята очень холодно и должна была долго простоять на пристани, но потом пользовалась вниманием императора и наставлениями Патриарха Полиевкта, знаменитого по святости жизни и по высокой образованности. Патриарх сам крестил Ольгу, нарек ее Еленой и сказал ей: "Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами Русскими; благословлять тебя будут сыны Русские до последнего рода" [7].
Возвратясь в Киев, она заботилась о распространении христианства, но не могла обратить сына своего Святослава.
Он не только не обнаруживал расположения к истинной вере, но, исключительно занятый мечтами о власти и славе, не раз выражал гнев свой на предложения матери.
Блаженная княгиня после крещения своего прожила еще 12 лет и успела посеять первые семена веры в юном внуке Владимире и его братьях. Пользуясь частыми отсутствиями войнолюбивого сына, она посетила свою родину. Там, обозревая местность нынешнего Пскова и стоя на берегу реки Великой, где тогда был густой лес и многие дубравы, она увидела три светоносных луча, как бы падающие с неба на крутое возвышение противоположного берега. Равноапостольная княгиня водрузила крест на этом месте [8] и предрекла, что здесь будет храм Святой Троицы и воздвигнется великий и славный город [9].
Тогда как святая мать подвизалась для счастья своей Родины, сын ее Святослав, рыская по чужим землям, едва не потерял своей: стесненные печенегами, беспомощные киевляне доведены были до того, что готовы были передать город врагам. Возвращаясь поспешно в Киев, Святослав прогнал печенегов, но снова спешил за Дунай, тогда как мать его лежала на одре смертном. Благоверная Ольга сказала со скорбью сыну: "Погреби меня и тогда иди, куда хочешь". Спустя три дня, 11 июля 969 года, святая Ольга скончалась; она завещала не совершать над ней языческой тризны и не насыпать кургана языческого, а послала деньги на поминовение Патриарху, и духовник ее совершил над ней погребальное пение. Церковь называет святую Ольгу "денницей спасения земли Русской, равноапостольною и единоревнительницею апостолам" [10], а преподобный Нестор говорит о ней: "Она предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь. Ее славят все сыны Русские, видя ее лежащую в теле много лет".
Эти прекрасные слова летописца доказывают, что в его время Церковь уже чтила Ольгу между святыми, и мощи ее почивали открыто. Другой летописец [11] говорит, что святая Ольга почила в гробе, как спящая, в десятинной церкви Богородицы, куда перенес мощи ее святой князь Владимир при митрополите Леонтии.
После Святослава, который жил и умер упорным язычником, наступили междоусобия между тремя сыновьями его. Младший из них, Владимир, рожденный от наложницы Малуши, Ольгиной ключницы, с восьмилетнего возраста был отправлен Святославом в Новгород под присмотром дяди, Добрыни Любчанина, который, как грубый язычник, давал полную волю страстям своего воспитанника. По смерти отца Владимир с Добрыней завладел Киевом посредством измены, велел умертвить старшего брата своего Ярополка, взял себе насильно невесту его Рогнеду, княжну Полоцкую, и беременную жену его, гречанку. Сделавшись единовластителем Русской земли, Владимир проводил свою молодость в необузданном сластолюбии: кроме пяти жен, у него было в разных местах до 800 наложниц. Он отличался также страстью к войне и отдаленным походам.