Тема 7. Разложение первобытного общества

1. Возникновение интенсивных форм хозяйства и роль ирригационного

земледелия в возникновении древнейших центров цивилизации.

2. Углубление имущественного и социального неравенства, формирование

господствующего класса и возникновение государственности.

3. Переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской общине.

4. Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и

сложения цивилизации.

Литература

1. Бродянский, Д.Л. История первобытного общества / Д.Л. Бродянский. – Владивосток: ДВГУ, 2003.

2. История первобытного общества учеб. для студентов вузов по спец. «История» / В.П. Алексеев, А. И. Першиц. - 6-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003.

4. История первобытного общества учеб. для студентов вузов по спец. «История» / В.П. Алексеев, А. И. Першиц. - 6-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

7. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

8. Семёнов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семёнов. – 2-е издание, доп. – М.: Красанд, 2010. – 312 с.

9. Семёнов, Ю.И. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития / Ю.И. Семёнов // Этнографическое обозрение. – 1993. – № 1. – С. 52-70.

10. Семёнов, Ю.И. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития / Ю.И. Семёнов // Этнографическое обозрение. – 1993. – № 2. – С. 57- 74.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО

ОБЩЕСТВА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История первобытного общества занимает важное место в изучении всеобщей истории, ибо является фундаментом всего дальнейшего знания о человеческом обществе, его социальной и культурной эволюции, материальном прогрессе. Изучаемые в рамках данной дисциплины археологические и этнологические свидетельства о происхождении человека, путях антропогенеза, формировании и развитии человеческого общества формируют понимание физических, моральных и духовных свойств и возможностей человека. Знания о первобытном обществе позволяют понять многие явления древней истории, реалии жизни архаических обществ, существовавших в недавнем прошлом и существующих в наши дни, а также соответствующим образом оценивать эти явления.

История первобытности связана с такими дисциплинами, как «Археология» и «Этнология», поскольку базируется на их источниковой базе и реконструкциях, а также «Историей древнего мира», которая является логическим продолжением истории первобытности, изучающим историю человечества после вступления его в стадию цивилизационного развития. С «Историей средних веков стран Азии, Африки и Америки», «Новой историей стран Азии, Африки и Америки» история первобытности связана в той мере, в которой имело место соприкасание цивилизованного человечества с первобытной его периферией.

Цельюдисциплины «История первобытного общества» является усвоение студентами знаний о происхождении человека, путях антропогенеза и социогенеза, развитии материальной и духовной культуры.

Задачамидисциплины являются:

– усвоение теоретико-методологических основ первобытной истории, а также её хронологии и периодизации;

– ознакомление с источниками по изучению первобытной истории и особенностями их использования в проведении исторических реконструкций;

– приобщение к научным знаниям по истории первобытности, накопленным с древности до наших дней;

– формирование представлений об антропогенезе, расогенезе и этногенезе, а также об основных этапах освоения человеком ойкумены;

– изучение процесса формирования общественных, в том числе семейных институтов;

– анализ особенностей материальной культуры, условий возникновения и факторов развития первобытного хозяйства;

– изучение происхождения и развития религиозных верований и изобразительного искусства в эпоху первобытности;

– характеристика культуры первобытных и полупервобытных народов на периферии цивилизованных обществ в новое и новейшее время;

– выяснение причин разложения первобытного общества.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– теоретико-методологические основы первобытной истории, её хронологию и периодизацию;

– источники по истории первобытности, особенности их интерпретации и использования в проведении исторических реконструкций;

– историю изучения первобытного общества;

– пути антропогенеза, расогенеза и этногенеза, а также основные этапы освоения человеком ойкумены;

– особенности формирования общественных, в том числе семейных институтов;

– особенности материальной культуры, условия возникновения и факторы развития первобытного хозяйства;

– особенности происхождения и развития религиозных верований и изобразительного искусства в эпоху первобытности;

– характерные черты культуры первобытных и полупервобытных народов на периферии цивилизованных обществ в новое и новейшее время;

– причины разложения первобытного общества.

Студент должен уметь:

–применять полученные знания для решения конкретных педагогических, методических, информационно-поисковых и других задач;

– анализировать источники по истории первобытного общества и на их основе делать самостоятельные выводы;

– давать самостоятельные оценки, реферировать научные работы по истории первобытного общества;

– выявлять и критически оценивать сущность основных явлений и процессов в истории первобытности;

– характеризовать роль и место истории первобытности в процессе исторического развития человечества.

Дисциплина «История первобытного общества» изучается студентами 1 курса исторического факультета специальности 1-23 01 12«Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)»в объёме 64 ч., в т. ч. 36 ч. аудиторных занятий (из них – 22 ч. лекционных и 14 ч. семинарских занятий), а также

Дисциплина «История первобытного общества» изучается студентами 1 курса исторического факультета специальности 1-21 03 01 01«История (отечественная и всеобщая)»в объёме 50 ч., в т. ч. 30 ч. аудиторных занятий (из них – 18 ч. лекционных и 12 ч. семинарских занятий).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Наши рекомендации