С ней ее счастливых и ее несчастныхдней
Методические рекомендации по проведению единого урока Памяти, посвященного 73-й годовщине освобождения Донбасса.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости
От родины и неотъемлемое переживание вместе
с ней ее счастливых и ее несчастныхдней.
А.Н. Толстой
В Донецкой Народной Республике одной из приоритетных задач является воспитание нравственного, ответственного гражданина, патриота своей Родины. Данное направление требует постоянного развития в образовательных организациях системы идеологической и воспитательной работы. Согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи основной целью патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, сохранение духовных и культурных ценностей своего Отечества, исторической памяти своего народа.
Ключевым направлением патриотического воспитания является историко-патриотическое (краеведческое) воспитание, которое сосредотачивает усилия на осознании неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, героического прошлого различных поколений.
С целью гражданско-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи приказом МОН ДНР от 18 августа №843 установлено провести 8 сентября 2016 года единый урок Памяти, посвященный 73-й годовщине освобождения Донбасса.
Цели и задачи урока Памяти:
- формирование у подрастающего поколения патриотического самосознания, воспитание чувства гордости за свой родной Донецкий край и его героический народ;
- воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, развитие гражданских качеств и формирование социальных ценностей;
- актуализация знаний обучающихся о значимом историческом событии страны;
- осознание обучающимися значимости нравственного опыта прошлого, уважения к подвигу своего народа;
- укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.
Важно, чтобы обучающиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их городу несла на штыках нацистская Германия и ее союзники. Целесообразно создать у учащихся образ военного Донбасса, показать события того времени не только через общие характеристики, статистические данные, но и через обращение к человеческой личности, раскрывая тему «Народ и война».
Важнейшей задачей рассмотрения данной темы является обращение учащихся к истории своей семьи, которая обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери.
Методическими условиями успешного проведения занятия являются:
· Опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в войнах выпускников школы, местных жителей.
· Возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.).
· Приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников других боевых действий.
· Использование социокультурных возможностей города Донецка при проведении занятия.
· Максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметы быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагменты документальных и художественных фильмов о войнах.
· Необходимо предусмотреть включение в мероприятия минуты памяти, возложение цветов к школьным мемориальным доскам, знакомство с экспозициями школьных музеев.
Дополнением к оформлению урока Памяти могут стать предварительно подготовленные учащимися информационные листы, стенды, стенные газеты. В заключение можно рекомендовать такие элементы, как вручение наказа ветеранов - почетных гостей школьникам, ответное слово ребят и вручение ветеранам сувениров и подарков, сделанных своими руками, цветов.
Следует обратить внимание на то, чтобы данный урок Памяти не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию донецкими школьниками себя частью Республики, города, выработке собственной активной жизненной позиции.
Результатом урока Памяти может стать фотогазета, фотоальбом, видеофильм, рукописный журнал из ученических работ, выставка детских рисунков и проектов, информационная страница на сайте школы.
Предлагаем перечень возможных тем урокаПамяти:"Донбасс помнит и чтит", «Нам есть, что хранить, нам есть, чем гордиться!», «И помнитДонбассспасенный…»,«Героев имена помнит Донбасс», «Будем жить и помнить», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной», «Поклонимся великим тем годам»,«Страницы истории Донбасса»,«Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто».
На уроке возможно использование следующего оборудования:
· ксерокопии плакатов военных лет, продовольственной карточки, солдатский котелок;
· треугольник фронтового письма, кусочек черного хлеба (размер нормы военного времени), вещмешок, кисет, каска или что-то иное;
- «Галерея портретов» (солдат, детей-участников войны, облика городов Донбасса военного времени);
- творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, сообщения;
- проектные работы по тематике "Донбасс в Великой Отечественной войне";
- предметы быта военных лет;
- фотографии, предоставленные семьями учащихся, для проведения школьных или классных мероприятий;
- фрагменты кинофильмов;
- настенные карты отдельных сражений;
- выставки литературы по теме урока.
При подготовке и проведении урока рекомендуется учитывать возрастные особенности учащихся и их познавательные возможности, а также разнообразить формы и методы проведения.
Необходимо использовать современные формы проведения урока: киноурок, кино-викторины, диспут, дискуссия, путешествие во времени, презентация, литературная, историческая гостиная, виртуальная экскурсия, заочное путешествие с выполнением проектного задания, и т.д.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Формы проведения урока Памяти с младшими школьникамимогут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своего города, Донбасса и его знаменитых людей, соответствовали возрасту учеников. Виды работ на уроке должны быть активными, эмоциональными и динамичными, например:
· конкурс военно-патриотического рисунка;
· фестиваль военной песни;
· посещение экспозиций, посвященных Дню освобождения Донбасса;
· спортивные соревнования;
· кроссворды (составление и разгадывание);
· ребусы;
· викторины;
· изготовление сувениров и подарков участникам войны;
· встречи с ветеранами, детьми войны;
· презентации.