Экскурсия как форма внеклассной исторической работы.

Одной из форм изучения истории родного края является историко-краеведческая экскурсия. Исторический материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, способствует расширению кругозора учащихся. Велико значение экскурсии как педагогическое. Они помогают учащимся установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что на уроках сообщал учитель, т.е. учит школьников видеть историю вокруг себя.

В практике работы школ есть два вида экскурсий:

Учебные, т.е. связанные с изучением программного материала

Внепрограммные, проводимые по плану внеклассной работы

В зависимости от характера объекта экскурсии деляется на три вида:

По музейным экспонатам

По историческим и памятным местам

Историко-краеведческие

По месту в учебной работе экскурсии можно разделить на:

Вводную, т.е. предшествующую изучению материала на уроке или в работе кружка

Урок-экскурсия

Итоговая экскурсия, т.е. после изучения соответствующей темы на уроке или в кружке. Ее цель - установление связи между местным и общеисторическим материалом, углубление и обогащение общеисторического материала на основе краеведческого материала

Обзорная, завершающая изучение ряда тем (темы) на уроках или в кружке

Экскурсии по месту нахождения объектов бывают ближними и дальними, а по характеру изучения материала - тематическими и комплексными.

Методика организации экскурсии включает:

Постановку учителем цели экскурсии и уяснение ее учащимися

Вводную беседу экскурсовода

Передвижение по маршруту экскурсии в сочетании с объяснениями экскурсовода

Вопросы и комментарии учителя, если он сам не экскурсовод

Разработку общих и индивидуальных заданий участникам экскурсии

Оформление необходимой документации

Таким образом, материал, полученный на экскурсии, не только способствует усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науке.

28. Итоговая аттестация по истории, её разновидности и методика

Десятибальная система была введена в 24.05.2002 г. когда было принято постановление МО РБ "О введении десятибальной системы оценки результатов учебной деятельности…". В настоящее время используется следующая шкала отметки знаний в баллах:

0 - неудовлетворительно

1,2 - почти удовлетворительно

3 - удовлетворительно

4 - весьма удовлетворительно

5 - почти хорошо

6 - хорошо

7 - очень хорошо

8 - почти отлично

9 - отлично

10 - превосходно

Шкала перевода:

2=0

3-=1-2

3=3

3+=4

4-=5

4=6

4+=7

5-=8

5=9

5+=10

Если отметка перестает соответствовать оценке знаний, тогда утрачивается и значение балла. Так бывает, если четвертные и годовые оценки выводятся не на основе реальных знаний ученика, а на основе только цифровых комбинаций, средне-арифметичных данных. В самом деле, как правило педагогически обосновано учитывать знания за четверть, чтобы оценка учитывала все отметки. При однородных четвертных отметках это легко, если текущие отметки неоднородные, то годовая выставляется по преобладающей оценке. Если ни одна текущая оценка не преобладает, то учителю нужно выяснить, какая из полярных отметок случайная, после чего она отбрасывается и выводится среднее арифметическое.

Учитель истории имеет право аттестовать учащихся за полугодие, если недельная нагрузка на курс составляет 1 час.

Таковы основные приемы проверки знания и выставления четвертных и годовых отметок.

30.Методические приёмы проверки знаний учащихся. Домашнее задание веерного типа

Важнейшим условием успешного контроля знаний учащихся являются хорошая методика самой проверки, правильное использование ее приемов. Только правильное использование и умелое сочетание всех видов и приемов проверки обеспечивает ее высокое качество и выполнение всех ее функций. Известно, что учитель на разных уроках располагает то большим, то меньшим временем, которое можно отвести на проверку. Если он знает, какие приемы занимают меньше времени (вопросы и ответы на них), позволяют отобрать из материала важное и сконцентрировать на нем (рассказ не позволяет этого). Приемы небезразличны к содержанию спрашиваемого материала. Одни приемы яснее всего выделяют общий ход событий (план - общий, подробный), другие показывают, описывают его целесообразно, образно, подробно (рассказ), глубже и яснее раскрывают причинные связи явлений (вопросы и ответы, таблицы). Виды опроса многообразны: индивидуальный с вызовом к доске, фронтальный, "уплотненный" и др.

У каждого вида есть свои достоинства и недостатки. Учитель использует тот вид опроса, который лучше отвечает задачам урока. Непременное условие - втягивать в работу весь класс. Это достигается простыми приемами обращения к классу с просьбой исправить ошибку, дополнить, прорецензировать ответ и т.д. Совсем нехитрый, но действенный прием - задать вопрос всему классу, выждать, а потом вызвать конкретного ученика.

Хорошее средство активизации мыслительной деятельности всех учащихся класса - дискуссия. Она требует известных усилий от учителя. Нужно ее тактично направлять, чтобы не получилось простого спора по несуществующим вопросам, уклонений в сторону, лишнего шума. Единственный недостаток этого метода - он требует много времени, поэтому не стоит дискутировать по каждому поводу. Однако, если дискуссия возникла по важной проблеме и вызвала большой интерес класса, учителю нужно проявить гибкость, внести изменения в схему уроку, от чего-то отказаться (задать часть нового материала на дом для самостоятельной проработки).

Учителю нужно выработать умение слушать ученика. Неинтересно отвечать учителю, который сидит с отсутствующим видом или работает с бумагами. По-разному приемы влияют на восприятие учащимися, классом. Ответ на вопрос связан лишь со слуховым восприятием, рассмотрение нанесенной на доску таблицы - со слуховым и зрительным, рассказ и его разбор - со слуховым, если учащиеся записывают - со зрительным или кинестезией (двигательным восприятием). Если учащемуся поручается рассказать всю тему или составить план ее рассказа, то он имеет наибольшую самостоятельность и инициативу, вопросы же учителя ограничивают самостоятельность, определяя направление ответа.

Приемы фронтальной проверки показывают главным образом общий уровень проверки, выявляют тех, кто плохо знает материал, побуждают к учению весь класс. Другие приемы (рассказ, составление таблицы) позволяют определить глубину знаний вызванного, оставляя в неведении по знаниям остального класса. Систематическая равномерная проверка (одинаковое число вызовов каждого ученика в определенной очередности, т.е. "календарь") поощряет подготовку уроков в соответствии с календарем (датой предполагаемого вызова). Неравномерная проверка (у одного ученика 2-3 текущие отметки за четверть, а у другого 10-12) заставляет ожидать вызова всегда и систематически готовить уроки. На практике применяются и оправдали себя следующие приемы текущей проверки:

Рассказ учащегося. Один из важнейших приемов, применяется в нескольких вариантах:

Рассказ целой темы (объем урока или двух)

Рассказ части темы

Рассказ "по цепочке" (один начинает, второй продолжает после неожиданного прерывания учителя)

Творческий рассказ всей темы (но не механическое ее пересказывание) представляет наиболее сложную, высшую форму ответа. Эта форма применима при изучении любого материала и позволяет проверить элементы знания и формы логической деятельности

Вопросы, на которые учащиеся дают самостоятельные творческие ответы. Самый экономный во времени и гибкий, позволяющий охватить многих учащихся, из большого материала выбирать только необходимое. Вопросы позволяют вести наиболее разнообразную и глубокую логическую работу, обеспечивают более прочное, чем рассказ, усвоение логических связей. Но при этом вопросы односторонне развивают речь, недостаточно способствуют усвоению всего многообразия элементов учебного материала, выделяя лишь отдельные его части. Они воспитывают элементы схематизма, предпочтительного оперированием обобщениями. Наряду с вопросами, направленными на раскрытие причинно-следственных связей, нужно ставить вопросы, требующие констатирующих ответов: где, когда, имя, название, сколько. Кроме вопросов, выступающих в качестве самостоятельного приема, большое значение имеют вопросы как прием вспомогательный (они задаются, чтобы уточнить положения рассказа учащегося, его плана, таблицы и т.д.)

Составление на доске плана. Он обучает овладеть логикой изложения и основным содержанием большой темы. Достижение этих целей план обеспечивает лучше других приемов. Он развивает умение предельно кратко формулировать мысли, обобщать материал, хорошо излагать тему в заданный срок. Спрашивание путем составления планов приучает лучше готовить уроки дома, видеть основное. Однако составление планов выделяет главное и оставляет вне поля зрения остальной учебный материал. Поэтому нужно требовать у учащихся устно конкретизировать положения плана. Отсюда следует план разбирать, привлекая к этому весь класс.

Спрашивание путем составления таблицы. Он является прекрасным средством:

Составления и сравнения, оценки явлений, событий и понятий

Размещения в хронологическом порядке самой важной части материала

Мнемонического (облегчающего запоминание) воздействия

Таблица и ее разбор обеспечивают более прочное запоминание материала, чем другие приемы, но она касается только части материала и оставляет в тени другую его часть, порождая неполноту знаний и элементы схематизма. Ученику, составившему таблицу, нужно всегда предложить несколько вопросов, глубоко раскрывающих положения таблицы.

Беседа с целью выявления знаний. В ее ходе обсуждается какая-то проблема, решается логическое задание, учащиеся, опираясь на свои знания и руководимые учителем, самостоятельно приходят к каким-то выводам. Учитель во время беседы выслушивает мнение учащегося, нескольких учащихся, вводит дополнительные вопросы или сообщает дополнительные сведения, необходимые для направления беседы, опровергает мнения учащегося, требует более веских доказательств, более твердых выводов. Отметка выставляется не только за знание фактов, но за оценку фактов и явлений, умение аргументировать.

Письменная работа. Этот прием позволяет за короткий срок проверить знания всех учащихся. Письменные работы могут быть разнообразными. Письменное изложение отдельных вопросов текущей темы может занимать 8-10 или 15-20 минут. Иногда учитель проводит письменные работы, занимающие весь урок. Письменная работа осуществляется с предупреждением или без него. Она должна иметь несколько вариантов - небольшая - 4, значительная - 2, иногда 3 варианта. Для письменных работ следует выбирать наиболее важные темы и вопросы курса. Объем задания должен быть посильным, чтобы учащиеся не спешили и могли изложить свои мысли точно и образно. Учитель должен обстоятельно разобрать письменные работы, при этом внимание всех учащихся класса обращается на общие, типичные недостатки; отдельные нетипичные ошибки учитель указывает в индивидуальном порядке

Доклад ученика в классе. Он является важным этапом индивидуального роста ученика и позволяет глубоко проверить его знания, общее развитие, интересы, инициативу. Учащиеся учатся отбирать литературу, освещать весь объем больших вопросов, аргументировать. Поэтому доклады должны быть посвящены важным вопросам по текущему материалу и расширять, углублять программные положения.

Фронтальное беглое спрашивание. Для проведения фронтального спрашивания учитель составляет значительное количество вопросов по текущему материалу (10-15, на уроках-повторениях 15-25). Одни из них требуют очень краткого ответа, другие - более-менее развернутого. Успех ФС решается качеством вопросов, требующих раскрытия логических связей. Они должны требовать ответов кратких, но продуманных, глубоких, свидетельствующих о качественном усвоении материала. Учитель задает вопросы последовательно всему классу, ученики вызываются сами. Ученикам, ответившим на 2-3 вопроса, или даже 1, но сложный, выставляется оценка.

Домашнее задание веерного типа включает в себя:

Минимум для всех

Повышенное задание для способных

Для интересующихся историей

Специальное задание для учеников, которые проявляют себя в определенных видах учебной деятельности (чтение стихов, рисование, декларирование и т.д.)

Наши рекомендации