Важнейшие проблемы методической науки

Надо признать, что во всем мире методика - одна из наиболее консервативных наук. Бывает трудно определить, чего в этом консерватизме больше - желания сохранить традиционные методы или стремления воспрепятствовать внедрению новых. Эта черта отпечаталась на состоянии нашей школы, где невиданная централизация образования (единые программы, единые учебники, единая методология, единый опыт (только свой при игнорировании зарубежного)) привела методику в тупик. Нужно заметить, что в настоящее время в отдельных школах республики работают учителя-методисты, которым разрешено самим разрабатывать методические приемы, учителям разрешено самим использовать разные учебники и пособия.

Недостатки могут быть устранены широким использованием эксперимента в методике. Эксперименты должны прежде всего касаться увеличения роли самостоятельной работы учащихся, осознанного освоения ими знаний. Активизация самостоятельной работы учащихся - самая важная проблема, но сводить ее, как и иные, только к эксперименту нельзя. Нужно также активизировать теоретическое изучение методических приемов.

Развитие науки и техники привело к включению в школьную программу значительного объема новых знаний, который значительно больше того, который может быть исключен как устаревший. Это приводит к перегрузке программ и учебников. Устранение этой перегрузки - одна из самых актуальных проблем методики. В преподавании истории она решается следующим образом. Сперва отбираются ведущие теории и идеи, которые имеют критическое значение для исторического образования и являются ключом для понимания множества частных факторов; затем определяют круг понятий, которыми нужно овладеть, чтобы освоить ведущие теории и идеи; затем отбираются конкретные факты, даты, цифры, которые наиболее выпукло характеризуют признаки понятий и на примере которых легче всего сформулировать то или иное понятие.

Методикой всех школьных предметов проводится проверка доступности отобранного для обучения материала. Исследования обнаружили, с одной стороны, недооценку познавательных возможностей учащихся; изучаемый материал в ряде случаев был столь элементарным, что задерживал развитие детей, из-за этого ряд материалов был перенесен в более младшие классы. С другой стороны, эти меры привели к снижению общей доступности обучения по ряду вопросов.

Пока еще нет общепризнанной классификации методов изучения истории, недостаточно разработаны средства контроля учебного процесса, наибольшее внимание уделяется разработке методов обучения истории преподавателям. Недостаточное внимание уделяется методам внеклассной деятельности, методам применения учащимися своих знаний. Недостаточно внимания уделяется формам организации учебных занятий, таких как семинары, дискуссии, факультативы, выполнение домашней работы, внеклассная работа и др. Слабо изучен вопрос о соотношении уроков и иных организационных форм обучения в школах-интернатах и школах с продленным днем. Более глубоко нужно изучать значение рациональных форм взаимопомощи, коллективной работы и т.д.

24. Требования к составлению плана и плана-конспекта урока.

В результате размышления над предстоящим уроком, изучения специальной литературы учитель определил цель урока, выбрал методы и приемы, отобрал необходимый исторический материал, определил тип урока. Все результаты этой работы он фиксирует в план-конспекте. План-конспект - это краткое изложение замысла предстоящего урока, своего рода его модель (сценарий). Он служит двум целям:

Позволяет организовать подготовительный мыслительный процесс, четко определить звенья урока, основные понятия и т.д.

Конспект помогает учителю на самом уроке, на уроке же следует руководствоваться развернутым планом

Конспект включает следующие элементы:

Наименование темы урока

Формулировка его образовательных и воспитательных задач, цели урока

Краткий перечень оборудования

План опроса

План вводной беседы

Конспект (план) изложения нового материала, расчлененный на пункты

План разбора и обобщения изложенного материала

Способ его закрепления

Точная формулировка домашнего задания

Выбор того или иного типа урока требует от учителя неодинакового оформления конспекта. Названные выше пункты наиболее характерны для уроков комбинированных и изучения нового материала. В уроках проверки и повторительно-обобщающих практически отсутствует пункты (6), (7). Точно всюду будут:

Тема урока

Формулировка его цели

Перечень оборудования

Содержание учебного материала и методика его изучения

Формулировка его домашнего задания

Этапы составления план-конспекта:

Формулировка цели урока, которая после составления план-конспекта будет уточнена и внесена в него

Отбор оборудования урока, а в конспекте указывается состав учебного оборудования

Далее в конспекте отражается содержание учебного материала, специфика его изучения. Эта часть предусматривает определение приемов работы учителя и форм работы учащихся

В конспекте должно быть указано нормально-дозированное, не перегруженное сложными учебными задачами домашнее задание.

Единой, строго определенной формы план-конспекта урока нет. Конспекты повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки, если в них нет изучения нового материала.

Для студента-практиканта и молодого специалиста обязательно составлять план-конспект. Более опытные специалисты обычно ограничиваются более общим планом урока. Учитель, который хорошо "проработал" урок, в принципе не нуждается в план-конспекте, хотя взять его с собой на урок стоит. В случае, если учитель прибегает к план-конспекту, лучше воздержаться от его буквального зачитывания. Зачитывать можно текст документов, заглавия таблиц и т.п. Для улучшения читаемости план-конспекта рекомендуется:

Писать его разными чернилами (рассказ - одним цветом, вопросы - иным).

Указывать условными знаками, где используется таблица, схема, иллюстрация .

Таблицы и схемы, которые будут сделаны на доске, делать в план-конспекте .

Наши рекомендации