Кто был вожаком в стаде мамонтов?
○самый сильный самец ○самый старый самец○ самая старая самка
VII.Станция «СВЕТОФОР»
Материально-техническое обеспечение:
· Карточка с вопросами и ответами для судьи
· «Алмазы» (жетоны) (Приложение 7)
· Указатели зеленого и красного цвета для каждой команды:
ДА НЕТ
Задание:Судья зачитывает вопрос и дает команде некоторое время для обсуждения. Затем капитан команды поднимает красный или зеленый указатель. Помощник судьи, в случае правильного ответа, дает капитану один «алмаз» (жетон). По окончании подсчитывается количество «алмазов» у каждой команды и заносится в протокол:
№ п/п | Команда (название) | Кол-во алмазов |
1 | МБОУ СОШ № 1 | 8 |
1. Слоны – родственники мамонта. ДА
2. Возраст мамонта можно определять по бивням: кольца вырастают каждый год. ДА
3. Пещерный медведь – предок современного бурого медведя. НЕТ
4. . Наиболее богатыми кормом участками тундростепей были долины рек и берега озёр. ДА
5. Стадо мамонтов состояло из детёнышей, самок и вожака-самца НЕТ
6. Вожаком в группе мамонтов была самая старая самка. ДА
7.Шерстистые носороги вымерли раньше мамонтов. ДА
8. Бивни мамонтам были необходимы для прокладывания пути в густой чаще леса. НЕТ
9. Степной мамонт и трогонтериевый слон – одно и то же животное. ДА
10. Замороженная туша мамонта была найдена недавно на территории нашей области НЕТ
VIII.Станция«Путешествие в ледниковый период»
Материально-техническое обеспечение:
· Ноутбук
· Проектор для демонстрации слайдов
· Экран
· Карточки для команд
· Карточка с ответами для судей
Задание: В течение заданного времени через равные его промежутки на экране демонстрируется слайд и формулируется вопрос. Участники заносят правильный вариант ответа в карточку, которая по окончании демонстрации слайдов сдается судье. Слайды демонстрируются в программе Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение на диске CD). В случае отсутствия мультимедийных средств возможен вариант с распечаткой слайдов на бумажном носителе (Приложение 9). За каждый правильный ответ команда получает 3 алмаза.
Карточка для команды:
Выберите правильный вариант ответа – а, б, в– и запишите его в таблицу:
№ слайда | Вариант ответа (а, б, в) | Количество алмазов (баллов) |
Карточка с ответами для судьи:
№ слайда | Вариант ответа (а, б, в) | Количество алмазов (баллов) |
В - плейстоцен | ||
В - палеолит | ||
Б | ||
Б – в тундростепях | ||
В - мамонт | ||
А - бизон | ||
А - носорог | ||
Б – 10 тысяч лет назад | ||
В – уменьшилась кормовая база | ||
Б - овцебык |
Итого: 30 алмазов
Список литературы
1. Бингэм Джейн. На поиски доисторических животных /Перевод с англ. В.В. Свечникова.- М.: РОСМЭН, 2005, с. 24-27.
2. Верещагин Н.К. Записки палеонтолога. По следам предков. – Ленинград: «Наука», 1981, 163 с.
3. Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты.– Ленинград: «Наука», 1979, 195 с.
4. Гаврилов В.П. Путешествия в прошлое Земли.- 2-е изд., пераб. и доп. – М.: «Недра», 1987, с. 117-125.
5. Гальперштейн Л.Я. Как начиналась жизнь: Научно-популярное издание для детей.- М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000, с. 16-25.
6. Гамазкова И. Доисторические животные. Книжка с наклейками. Художник В.Д. Колганов. – М.: ООО «Дрофа - Плюс», 2007.
7. Диксон Дугал, Чарман Эндрю. Дискавери. Доисторические миры / перевод ООО «Балтийская книжная компания». – Санкт-Петербург: ООО «Балтийская книжная компания», 2007, с. 45-47.
8. Доисторический мир / Джил Бейли и Тони Седдон. Оксфордский университет. Перевод «РОСМЭН».- М.: «РОСМЭН», 1995, с.140-151.
9. Еськов К.Ю. Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней / К.Ю. Еськов.- М.: ЭНАС, 2008, с. 209-240.
10. Имбри Дж., Имбри К.П. Тайны ледниковых эпох: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Авсюка. – М.: Прогресс, 1988, 264 с.
11. Каменная книга. Летопись доисторической жизни / Фентон Кэрролл Лейн и Фентон Милдред Адамс. Перевели и переработали Бондаренко О.Б. и др. Ответств. редактор Розанов А.Ю.- М.: «Наука», 1997, с. 574-593.
12. Книжка-раскраска. Дейнотерий. Доисторический животный мир. – М.: ООО Издательский Дом «ЮНИОН-паблик».
13. Книжка-раскраска. Эндрюзархус. Доисторический животный мир. – М.: ООО Издательский Дом «ЮНИОН-паблик».
14. Короновский Н.В. Историческая геология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Короновский, В.Е. Хаин, Н.А. Ясаманов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, с. 420-434.
15. Маккорд А. Доисторическая жизнь / ред. Уотс Лиза. Перевод с англ. Е.В. Комиссарова.- М.: «РОСМЭН», 1999, с. 68-99.
16. Пиротта Сейвиор. Кости и окаменелости / Перевод с англ. Т.Ю. Покидаевой.- М.: «РОСМЭН», 1999, с. 23-28.
17. Росс Стюарт. Ледниковый период / издание на русском языке, пер. с англ. И.В. Травиной.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010, 30 с.
18. Савельева Л.Е. Геология. Методы реконструкции прошлого Земли. Основы геотектоники. Геологическая история: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л.Е. Савельева, А.Е. Козаренко.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с. 219-235.
19. Тихонов А.Н. Мамонт. Серия «Разнообразие животных», выпуск 3. – М.-СПб: Товарищество научных изданий КМК, 2005, 90 с.
20. Флёров К.К. По страницам истории животного мира. 16 открыток.- М.: «Изобразительное искусство», 1989.
21. Электронный ресурс: http://www.zin.ru/museum/expositions/mammoth_fauna.html. Тихонов А.Н., Бубличенко А.Г. Мамонты и мамонтовая фауна. Сентябрь 2013.
22. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8B Мамонты. 15.09.2013.
23. Электронный ресурс: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7474/. Островский А., Попов И. Когда мамонты не были большими. /Журнал «Вокруг света». № 8 (2581), август 2011.
24. Электронный ресурс: http://mamont.me/. Палеонтологический сайт. Сентябрь 2013.
25. Электронный ресурс: http://mirfactov.com/pochemu-mamontyi-vyimerli/.
Почему мамонты вымерли? 13.01.2012.
26. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82. Шерстистый мамонт. 6.09.2013.