Кто был вожаком в стаде мамонтов?

самый сильный самец самый старый самец○ самая старая самка

VII.Станция «СВЕТОФОР»

Материально-техническое обеспечение:

· Карточка с вопросами и ответами для судьи

· «Алмазы» (жетоны) (Приложение 7)

· Указатели зеленого и красного цвета для каждой команды:

ДА НЕТ

Задание:Судья зачитывает вопрос и дает команде некоторое время для обсуждения. Затем капитан команды поднимает красный или зеленый указатель. Помощник судьи, в случае правильного ответа, дает капитану один «алмаз» (жетон). По окончании подсчитывается количество «алмазов» у каждой команды и заносится в протокол:

№ п/п Команда (название) Кол-во алмазов
1 МБОУ СОШ № 1 8

1. Слоны – родственники мамонта. ДА

2. Возраст мамонта можно определять по бивням: кольца вырастают каждый год. ДА

3. Пещерный медведь – предок современного бурого медведя. НЕТ

4. . Наиболее богатыми кормом участками тундростепей были долины рек и берега озёр. ДА

5. Стадо мамонтов состояло из детёнышей, самок и вожака-самца НЕТ

6. Вожаком в группе мамонтов была самая старая самка. ДА

7.Шерстистые носороги вымерли раньше мамонтов. ДА

8. Бивни мамонтам были необходимы для прокладывания пути в густой чаще леса. НЕТ

9. Степной мамонт и трогонтериевый слон – одно и то же животное. ДА

10. Замороженная туша мамонта была найдена недавно на территории нашей области НЕТ

VIII.Станция«Путешествие в ледниковый период»

Материально-техническое обеспечение:

· Ноутбук

· Проектор для демонстрации слайдов

· Экран

· Карточки для команд

· Карточка с ответами для судей

Задание: В течение заданного времени через равные его промежутки на экране демонстрируется слайд и формулируется вопрос. Участники заносят правильный вариант ответа в карточку, которая по окончании демонстрации слайдов сдается судье. Слайды демонстрируются в программе Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение на диске CD). В случае отсутствия мультимедийных средств возможен вариант с распечаткой слайдов на бумажном носителе (Приложение 9). За каждый правильный ответ команда получает 3 алмаза.

Карточка для команды:

Выберите правильный вариант ответа – а, б, в– и запишите его в таблицу:

№ слайда Вариант ответа (а, б, в) Количество алмазов (баллов)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Карточка с ответами для судьи:

№ слайда Вариант ответа (а, б, в) Количество алмазов (баллов)
В - плейстоцен
В - палеолит
Б
Б – в тундростепях
В - мамонт
А - бизон
А - носорог
Б – 10 тысяч лет назад
В – уменьшилась кормовая база
Б - овцебык

Итого: 30 алмазов

Список литературы

1. Бингэм Джейн. На поиски доисторических животных /Перевод с англ. В.В. Свечникова.- М.: РОСМЭН, 2005, с. 24-27.

2. Верещагин Н.К. Записки палеонтолога. По следам предков. – Ленинград: «Наука», 1981, 163 с.

3. Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты.– Ленинград: «Наука», 1979, 195 с.

4. Гаврилов В.П. Путешествия в прошлое Земли.- 2-е изд., пераб. и доп. – М.: «Недра», 1987, с. 117-125.

5. Гальперштейн Л.Я. Как начиналась жизнь: Научно-популярное издание для детей.- М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000, с. 16-25.

6. Гамазкова И. Доисторические животные. Книжка с наклейками. Художник В.Д. Колганов. – М.: ООО «Дрофа - Плюс», 2007.

7. Диксон Дугал, Чарман Эндрю. Дискавери. Доисторические миры / перевод ООО «Балтийская книжная компания». – Санкт-Петербург: ООО «Балтийская книжная компания», 2007, с. 45-47.

8. Доисторический мир / Джил Бейли и Тони Седдон. Оксфордский университет. Перевод «РОСМЭН».- М.: «РОСМЭН», 1995, с.140-151.

9. Еськов К.Ю. Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней / К.Ю. Еськов.- М.: ЭНАС, 2008, с. 209-240.

10. Имбри Дж., Имбри К.П. Тайны ледниковых эпох: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Авсюка. – М.: Прогресс, 1988, 264 с.

11. Каменная книга. Летопись доисторической жизни / Фентон Кэрролл Лейн и Фентон Милдред Адамс. Перевели и переработали Бондаренко О.Б. и др. Ответств. редактор Розанов А.Ю.- М.: «Наука», 1997, с. 574-593.

12. Книжка-раскраска. Дейнотерий. Доисторический животный мир. – М.: ООО Издательский Дом «ЮНИОН-паблик».

13. Книжка-раскраска. Эндрюзархус. Доисторический животный мир. – М.: ООО Издательский Дом «ЮНИОН-паблик».

14. Короновский Н.В. Историческая геология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Короновский, В.Е. Хаин, Н.А. Ясаманов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, с. 420-434.

15. Маккорд А. Доисторическая жизнь / ред. Уотс Лиза. Перевод с англ. Е.В. Комиссарова.- М.: «РОСМЭН», 1999, с. 68-99.

16. Пиротта Сейвиор. Кости и окаменелости / Перевод с англ. Т.Ю. Покидаевой.- М.: «РОСМЭН», 1999, с. 23-28.

17. Росс Стюарт. Ледниковый период / издание на русском языке, пер. с англ. И.В. Травиной.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010, 30 с.

18. Савельева Л.Е. Геология. Методы реконструкции прошлого Земли. Основы геотектоники. Геологическая история: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л.Е. Савельева, А.Е. Козаренко.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с. 219-235.

19. Тихонов А.Н. Мамонт. Серия «Разнообразие животных», выпуск 3. – М.-СПб: Товарищество научных изданий КМК, 2005, 90 с.

20. Флёров К.К. По страницам истории животного мира. 16 открыток.- М.: «Изобразительное искусство», 1989.

21. Электронный ресурс: http://www.zin.ru/museum/expositions/mammoth_fauna.html. Тихонов А.Н., Бубличенко А.Г. Мамонты и мамонтовая фауна. Сентябрь 2013.

22. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8B Мамонты. 15.09.2013.

23. Электронный ресурс: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7474/. Островский А., Попов И. Когда мамонты не были большими. /Журнал «Вокруг света». № 8 (2581), август 2011.

24. Электронный ресурс: http://mamont.me/. Палеонтологический сайт. Сентябрь 2013.

25. Электронный ресурс: http://mirfactov.com/pochemu-mamontyi-vyimerli/.

Почему мамонты вымерли? 13.01.2012.

26. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82. Шерстистый мамонт. 6.09.2013.

Наши рекомендации