Житие и чудеса святого великомученика Димитрия Солунского.
В земле Российской просиявшие.
Раздай богатство земное — будем искать себе богатства Небесного.
Святой Димитрий Солунский
Господь желает спасения каждому человеку, и ради этой благой цели Он совершает множество чудес и знамений через избранных Им святых. Таким преблагословенным служителем Божьим был святой великомученик Димитрий Солунский, который явился миру, когда мгла языческого безбожия, окутывавшая города и селения, стала рассеиваться под яркими лучами истинной веры Христовой.
Я открываю двери храма святого великомученика Димитрия Солунского, что стоит словно свеча, устремленная в небо, в нашем небольшом городе… Спокойствие, мерцание свечей и блеск икон – всё это создает непередаваемую атмосферу умиротворения. Душа наполняется радостью и светом, когда приходишь сюда – в этот Дом Божий, чтобы прикоснуться к святыням и ощутить благодать Святого Духа. Но всегда ли прихожане успевают задуматься о святом, имя которого носит храм? Всегда ли они, прикасаясь к иконам и святым мощам, могут пропустить через себя все тяготы его жизни, когда просят о помощи? Сегодня, в своём сочинении, я хотела бы вспомнить о жизни и чудесах святого славного великомученика Димитрия Солунского, чтобы передать то трепетное чувство прикосновения к святыне.
Наверное, история любого человека начинается с истории его родителей, ведь именно эти люди играют огромную роль в жизни ребёнка. Так было и в истории святого Димитрия, ведь задолго до его появления на свет, в городе Солуни, нечестивые цари воздвигли жестокое гонение на христиан, поэтому отец Димитрия, тайно веровавший в Господа, не осмеливался явно исповедовать пресвятое Его имя, боясь страшных угроз язычников. Но внутри своих палат, в сокровенной горнице, он имел две святые иконы, украшенные золотом и каменьями, на одной из них было изображение Иисуса Христа, а на другой – Пресвятой Богоматери. В сей уединенной храмине он вместе со своей супругой часто возносил молитвы Истинному Богу, живущему в вышних, Единородному Сыну Его и Пренепорочной Владычице. Эти благочестивые супруги щедро оделяли нищих милостыней и никогда не отказывали нуждающимся людям. Но у них не было детей и они очень усердно просили Господа, чтобы он даровал им наследника, и спустя некоторое время, их желание исполнилось.
Всевышний внял их молитвам и даровал им сына, святого Димитрия. Вся Солунь разделяла радость своего воеводы, который устроил трапезу для всего города, особенно же для бедных. Родившийся в тот день младенец стал даром Божиим не только для семьи проконсула, но и на века сделался духовным оплотом, защитником и Небесным покровителем родного города. Благочестивые родители воспитали в святой вере своего сына. С детства познавая Божественные Истины, юный Димитрий возгорелся ревностью о Господе. Его уже не удовлетворяла та скрытая христианская жизнь, какую вели его родители: пылкий юноша возжелал большего – последования Жертвенному Подвигу Христа Искупителя. Он узнавал о былой славе Фессалоникийской Церкви и скорбел о судьбе родного города, видя в нем поклонение бездушным идолам.
Проконсул воспитывал своего сына для римской службы – и святой Димитрий приобрел навык в административных делах, храбрость воина и опыт военачальника. Императорский Рим был доволен наместником Солуни: эта область успешно отражала вражеские набеги, там не вспыхивали бунты, оттуда не поступало жалоб, ибо солуняне любили своего доброго правителя. Поэтому, когда проконсул умер, император Максимиан вызвал к себе его сына и, убедившись, что святой Димитрий унаследовал отцовский разум и храбрость, назначил его преемником отца.
Максимиан был свирепым врагом христианства. Напутствуя молодого наместника Солуни, император приказал ему: «Предавай смерти каждого, кто призовет имя Распятого». Гонитель не подозревал, что посылает в Солунь не убийцу-язычника, а благовестника Господня.
Вернувшись в родной город, святой Димитрий тотчас начал прославлять перед всеми Господа нашего Иисуса Христа, учить солунян святой вере. Проповедь его имела огромный успех: народ перенес свою любовь к покойному наместнику на его сына, а святой Димитрий к тому же отличался особым умом и добротой, и сердца множества людей открывались для его вести о Господе Любящем. Казалось, святой Димитрий вернул в Солунь времена апостольские: город стал православным.
Когда Максимиан узнал, что солунский наместник является христианином, он пришёл в ярость и решил лично расправиться со святым Димитрием и верующей общиной города. Император бросил его в темницу, а сам предался гнусному языческому развлечению: устроил гладиаторские бои. Поклонникам демонов, таившихся в идольских капищах, доставляло извращенную радость присутствовать при сценах человекоубийства, видеть льющуюся кровь, слышать стоны и предсмертные хрипы людей. Нечестивый Максимиан был очень жаден до подобного рода зрелищ. Орудием расправы с солунскими христианами правитель решил сделать своего любимого бойца Лия. Читая житие святого великомученика Димитрия, меня привела в ужас жестокая картина расправы над верующими во Христа людей. Посреди города был сооружен помост на столбах, под которым воткнули острием вверх множество копий. На помосте стоял могучий Лий, и туда же воины одного за другим силой волокли христиан, чтобы они сразились со свирепым «чемпионом». Устоять против Лия не мог никто – он сбрасывал побежденных с помоста вниз, на острые копья, и пронзенные люди умирали в мучениях.
Христиане тяжко скорбели, видя смерть своих братьев, и среди них был святой юноша Нестор, достойный ученик святого Димитрия. Он решил положить конец тяжким мучениям, и благословившись у наставника, получил предсказание: «Лия ты победишь и будешь мучим за Христа». Во время боя Святой Нестор оградил себя крестным знамением. Затем произошло невероятное: юноша «схватил великана, как птицу, и сбросил с высокого помоста на острые копья. Упав на них, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом». Народ, изумленный и восхищенный этим чудом, возгласил хвалу Христу Господу.
Смерть убийцы - «чемпиона» повергла Максимиана в лютый гнев и стыд. Император приказал немедленно казнить святого Нестора. А когда он узнал, что юноша был ободрен и послан на подвиг святым Димитрием, Максимиан решил обречь его той же смерти, какой умер его «ненаглядный» Лий. Палачи ворвались в темницу к святому Димитрию, когда страстотерпец стоял на молитве, и пронзили его копьями. Так просияли в светлых мученических венцах доблестные подвижники Христовы, святой Димитрий Солунский и ученик его святой Нестор.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено в дорожную пыль, на съедение псам и диким зверям, однако ни одна тварь Божия не притронулась к честным останкам страстотерпца. Ночью солунские христиане взяли святые мощи и тайно предали их земле.
Когда гонения прекратились, над могилой святого Димитрия был построен небольшой храм. А в VII веке один из поклонников Солунского великомученика решил воздвигнуть на этом месте храм прекрасный и величественный. Прежние постройки разобрали, а когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого Димитрия – совершенно нетленные и источающие благовонное миро. По слову очевидцев, аромат был так силен, что весь город наполнился благоуханием.
Святое миро, истекающее от мощей великомученика Димитрия, обладало свойством исцелять любые болезни. Уже в XIV веке историк Димитрий Хрисолог писал об этой святыне: «Это удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусством, но и по естеству созданных Богом». По предивному чуду, проистекшему от его честных мощей, Церковь именует святого Димитрия мироточивым и воспевает ему: Твоего проливаются мира источницы приснотекущии.
Большое впечатление на меня произвели чудеса святого, совершаемые им после его смерти, и по сей день. Горячо любивший земное Отечество, святой Димитрий по кончине своей стал могущественным небесным стражем родного города. Не раз неприятельские войска в ужасе бежали от стен Солуни, гонимые огненным сияющим мужем на белом коне в белоснежной одежде, святым великомучеником Димитрием. Во время грозного нашествия аваров один благочестивый солунянин сподобился в видении узреть святого Димитрия, молящегося ко Спасителю. На следующий день после этого видения стотысячное аварское воинство без всякой явной причины обратилось в беспорядочное бегство.
Интересным фактом остается случай с болгарским царём Радомиром, который был человеком лютого нрава. Любимым его занятием была охота, во время которой он травил людей зверями. Доведенные до отчаяния, они молили великомученика Димитрия избавить их от мучителя. Однажды во время охоты, заманив Радомира в труднодоступное место, великомученик явился перед ним на коне и одним ударом сбросил Радомира с коня и пронзил копьем, а затем стал невидим.
В истории упоминается случай, когда некий епарх Иллирика был очень надменным и презрительно обращался с гражданами. Когда он дошел до богохульства, то в наказание был поражен болезнью: его тело покрылось страшными язвами. Так он страдал почти год и был избавлен от болезни только после того, как со слезами исповедовался в храме великомученика Димитрия.
Доказательством чудес Димитрия Солунского может стать история, когда одним воином овладели демоны, и он не мог молиться. Товарищи отвели его в храм великомученика Димитрия и положили там, а наутро рассудок вернулся к нему.
Ещё одни чудом было избавление от эпидемии чумы, охватившей всю страну. От эпидемии умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоник великомученика Димитрия, люди усердно молились всю ночь в его храме, и наутро многие из них стали выздоравливать; те же, кто остался дома, умирали.
В середине VI века, когда в Солуни свирепствовал голод, на кораблях и пристанях стал являться Небесный воин в пернатых латах, повелевающий везти в Солунь пшеницу. Так святой Димитрий избавил свою родину от бедствия. Он спасал солунян и от чужеземного рабства: многие из тех, кто попадал в плен к врагу, взывали к любимому заступнику Солунскому и чудесной силой мгновенно переносились в родные края.
Святой великомученик Димитрий Солунский был одним из самых почитаемых святых на Руси. Это связано не только с тем, что род его, по преданию, имел славянское происхождение. Градоправитель и военачальник, жизнью оплативший свою веру в Господа Иисуса Христа, святой Димитрий стал покровителем и споборником всех православных воинов. Вот почему у русских князей существовала традиция называть своих первенцев именем этого святого. Так было у Великих князей Ярослава мудрого, Юрия Долгорукова, Александра Невского, у царей Иоанна Грозного и Алексея Михайловича.
Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого великомученика Димитрия. Накануне Куликовской битвы он перенёс из Владимира в Москву написанную на гробовой доске святого мученика его икону, привезённую на Русь в VII веке, и поставил её как великую святыню в успенском соборе Московского Кремля, дабы снискать благословение Солунского чудотворца на борьбу с грозным Мамаем. Именно эту гробовую доску Димитрий Солунский даровал России. Куликовская битва стала первой крупной победой русичей над татаро-монголами, но тысячи русских воинов остались лежать бездыханными на Куликовом поле. Вот тогда в русской Церкви был на все времена установлен особый день молитвенного поминовения павших за отечество, названный в честь Солунского великомученика Димитриевской родительской субботой. И первым священнослужителем, совершившим эту поминальную службу, явился Всероссийский игумен Преподобный Сергий Радонежский, а в числе молившихся об упокоении русских воинов был тогда и святой благоверный князь Димитрий Донской.
Богослужебному почитанию святого Димитрия положили святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – его соотечественники. Их первым собственным сочинением на церковно-славянском языке стал канон Димитрию Солунскому. В одном из тропарей канона святые братья – просветители славян, сравнивают святого мученика с апостолом Павлом.
В нашем отечестве церковное почитание святого Димитрия Солунского началось сразу после Крещения Руси. Уже в XI веке в стольном Киеве был основан Свято-Димитриевский монастырь, здесь же создана знаменитая мозаичная икона святого Димитрия. А когда столицей сделался Владимир, и там был воздвигнут Димитриевский собор, на столпе которого преподобный изограф Андрей Рублев написал образ Солунского страстотерпца. Во имя великомученика Димитрия был освящен и первый каменный храм Московского Кремля, созданный святым благоверным князем Даниилом, позднее на этом месте возник главный храм России, Успенский собор, имеющий придел в честь святого Димитрия. Своим Небесным покровителем избирали Солунского подвижника русские великие князья Изяслав Киевский и Всеволод Большое Гнездо, принявшие в Крещении имя Димитрий.
Очень отрадно, что в нашем маленьком городе есть храм, названный в честь великомученика Димитрия Солунского, где есть ковчежец с частичкой мощей святого. Каждый приходящий с верой получает душевное и телесное исцеление, ведь всякая встреча со святыней – это благодатное событие.
Приятно осознавать, что мы вновь возвращаемся к своим историческим корням и духовным традициям. Хорошо, что после долгого периода забвения Бога, люди снова начинают понимать, что храм занимает главное место в жизни человека, а святые и по сей день помогают новым поколениям, приходящим на эту землю. Так же, как и помогает всем нам святой великомученик Димитрий Солунский.