VIII. Подведение итогов урока. - Вы прочитали два рассказа о Мальке

- Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас на­учили?

- Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили?

Домашнее задание

Придумать свою историю про Мальку. Записать в рабочей тетради, какой вы представляете себе Мальку.

Уроки 91, 9 2. В. Бианки «Мышонок Пик»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Би­анки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; при­вивать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере­сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рас­сказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет В. Бианки; магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Грош — старинная русская монета достоинством 2 копейки.

— Прочитайте скороговорку медленно (еще: разделяя слова на слоги, грустно, весело, с удивлением, с восхищением, громко, тихо, очень быстро).

III. Актуализация знаний. Введение в тему

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Невелика мышка, да зубок остер.

• Сытая мышь и муки не ест.

— Ребята, а что вы знаете о мышах? (Рассказы учащихся.)

— Расшифруйте имя писателя. Вспомните, что вы о нем знаете.

йлаИВТи воитеВАЛннич икБАнИ

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. {«Мышонок Пик».)

— Кто автор этого произведения? (Виталий Бианки.)

— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чем он? (Предположения детей.)

Виталий Валентинович Бианки (1894— 1959) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея м Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с расте­ниями, что под ее руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки».

Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.

Если вы еще не знакомы с Муравьишкой, который спешил домой, маленьким мышонком Пиком и другими героями Виталия Бианки — от­кройте книгу, познакомьтесь!

V. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

VI. Работа по теме урока

Беседа

— Прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели».)

— Кто герой произведения? Как автор относится к нему? (Герой произведения мышонок. Наверное, автор его любит, относится к нему с симпатией. Он называет его ласково.)

— Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели. (Предположения детей.)

Чтение рассказа учителем

(Чтение первой главы. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Прочитайте название второй главы. (Глава называется «Ко­раблекрушение».)

- Не стало ли вам страшно за мышонка? Подумайте, что мо­жет с ним случиться. (Предположения детей.)

(Чтение второй главы.)

- Что вы испытали во время чтения этой главы? (Было очень страшно за мышонка и жалко его. Мы очень переживали.)

(Чтение рассказа до конца.)

- Понравился ли вам рассказ? Захотелось узнать, что будет дальше? Возьмите эту книгу в библиотеке и прочитайте.

VII. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

Наши рекомендации