Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника

Примерная

Основная образовательная программа

Высшего профессионального образования

Направление подготовки 030600 «История»

профиль «Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации»

Квалификация выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года

Назначение ООП ВПО

ООП ВПОпредставляет собой совокупность учебно-методической документации, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (бакалавр), а также с учетом рекомендованной профильным учебно-методическим объединением примерной основной образовательной программы.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по направлению подготовки 030600 История (бакалавр) и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки «история»

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный Закон Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

- ФГОС по направлению подготовки 030600 История (бакалавр) ВПО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; от «16» декабря 2009 г. № 732.

- Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

- Устав Российского государственного гуманитарного университета;

- Нормативно- методические документы РГГУ.

Срок освоения и трудоемкость ООП ВПО бакалавриата по направлению «история»

Срок освоения ООП в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «ИСТОРИЯ» составляет 4 года.

Трудоемкость освоения студентом ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, учебной и производственной практик, итоговой государственной аттестации и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, а также успешно выдержать ЕГЭ по истории, русскому языку, иностранному языку.

Области профессиональной деятельности бакалавров филологии:

· общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального образования;

· архивы и музеи;

· экспертно-аналитические центры;

· общественные и государственные организации информационно-аналитического профиля;

· средства массовой информации (включая электронные);

· органы государственного управления и местного самоуправления;

· туристическо-экскурсионные организации.

Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 030600 «Филология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) научно-исследовательская;

б) педагогическая;

в) культурно-просветительская;

г) экспертно-аналитическая;

д) организационно-управленческая деятельность.

Выпускник по завершении обучения должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) научно-исследовательская деятельность:

· использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;

· подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

б) педагогическая деятельность

· практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях;

· реализаций в процессе преподавания истории в общеобразовательном учреждении следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

в) организационно-управленческая деятельность

· подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

· работа с базами данных и информационными системами;

г) культурно-просветительская деятельность

· информационное обеспечение историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

д) экспертно-аналитическая деятельность

· подготовка и обработка информации для обеспечения практической деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций и средств массовой информации.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы «История» профиль «Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации»

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание компетенции
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-1 Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Под компетенцией ОК-1 понимается способность использовать основные мыслительные стратегии и логические законы при решении профессиональных задач, способность трансформировать информацию в личностное знание, находить целевые ориентиры, соблюдать баланс между целью и адекватными средствами ее достижения.
ОК 2 Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Под компетенцией ОК-2 понимается владение навыками устной и письменной речи с использованием правил логики, аргументации, коммуникативных стратегий диалога.
ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе. Под компетенцией ОК-3 понимается способность к адекватному восприятию и оценке ситуаций публичной, официальной и деловой коммуникации, готовность к объективной самооценке, конструктивной самокритике, позитивному восприятию замечаний коллег, владение арсеналом социальных ролей, способность обеспечивать баланс индивидуальных и общественных интересов, готовность брать ответственность за свои действия и коллективно принятые решения.
ОК-4 Способность находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность. Под компетенцией ОК-4 понимается адекватная реакция на изменяющуюся ситуацию, точная идентификация новых условий и быстрое принятие решений с последующей критической рефлексией.  
ОК-5 Способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. Под компетенцией ОК-5 понимается готовность соотносить профессиональные действия с правовыми регуляторами, фиксировать несовпадения и стремиться к устранению замеченных несовпадений.  
ОК-6 Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации. Под компетенцией ОК-6 понимается рефлексивное отношение к уровню собственной подготовки, готовность развивать свои компетенции в процессе трудовой деятельности и социального взаимодействия с учетом успешного или неудачного опыта.
ОК-7 Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков. Под компетенцией ОК-7 понимается развитие высокой рефлексивной способности, обращенной на свои действия и поступки, а также умение управлять саморазвитием.  
ОК-8 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Под компетенцией ОК-8 понимается способность соотносить место и роль будущей профессии с социо-культурным контекстом, а также способность проектировать свою профессиональную биографию и карьеру.  
ОК-9 Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Под компетенцией ОК-9 понимается способность корректно переносить и применять социо-гуманитарные эпистемологии в решении общих и конкретных задач и практических ситуаций.
ОК-10 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы. Под компетенцией ОК-10 понимается способность формировать и отстаивать активную позицию по вопросам социально-политической и правовой жизни, основываясь на анализе информации о фактах и событиях в мире.
ОК-11 Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать, социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия. Под компетенцией ОК-11 понимается способность рассматривать настоящее как «снятое» прошлое, а также понимание различий как важнейшей конструктивной черты истории и культуры, повышающей адаптивность и живучесть культуры как системы.  
ОК-12 Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач. Под компетенцией ОК-12 понимается развитая компаративная и эпистемологическая стратегия, позволяющая трансформировать отчужденные значения добытой информации в предметные смыслы решаемых задач.  
ОК-13 Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания. Под компетенцией ОК-13 понимается расширение познавательного инструментария за счет математического и естественно-научного знания с использованием информатики для получения нового знания и его адекватной репрезентации.  
ОК-14 Осознание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации. Под компетенцией ОК-14 понимается культура пользования информационной средой и владение способами ее пополнения, структурирования и различения информационных и инструментальных ресурсов.  
ОК-15 Имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией. Под компетенцией ОК-15 понимается освоение на уровне пользователя персональным компьютером, работа с базами данных и подготовка презентаций.  
ОК-16 Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Под компетенцией ОК-16 понимается способность ориентироваться в глобальных сетях, использовать ресурсы и сервисы, умение находить, пополнять и совершенствовать информацию в сети на основе знания ее форм, жанров, механизмов, способов представления.
ОК-17 Владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного. Под компетенцией ОК-17 понимается знание лексики и грамматики одного из иностранных языков и способность достаточно свободно общаться с носителями этого языка.
ОК-18 Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Под компетенцией ОК-18 понимается знание и практические умения использовать специальные средства и подручные материалы для защиты персонала от аварий, катастроф и стихийных бедствий.  
ОК-19 Владение средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Под компетенцией ОК-19 понимается корпаральная культура, включающая в себя разнообразные средства поддержания телесного здоровья, наблюдения над организмом, профилактики и физических нагрузок, обеспечивающих хорошее физическое самочувствие.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
научно-исследовательская деятельность
ПК -1 Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории. Под компетенцией ПК-1 понимается знание и владение хронологическим материалом всеобщей и отечественной истории, основным массивом фактов и историографических концепций.
ПК-2 Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии. Под компетенцией ПК-2 понимается знание и способы оперирования фактами материальной культуры и важнейшей исследовательской стратегией – реконструкцией целого по его отдельным частям.
ПК-3 Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования. Под компетенцией ПК-3 понимаются знание и способность структурировать свою исследовательскую работу как триединство источниковых, историографических и исследовательских методов с целью получения нового знания.
ПК-4 Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания теории и методологии исторической науки. Под компетенцией ПК-4 понимается владение эпистемологической и инструментальной составляющими исторического исследования, а также умение перейти от описательной стратегии к исследовательской.
ПК-5 Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества. Под компетенцией ПК-5 понимается соотношение имманентной логики исторического процесса и смыслов познающих историю субъектов, интерпретирующих этот процесс, а также смену историографических концептов.
ПК-6 Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию. Под компетенцией ПК-6 понимается умение работать с примарными фактами в условиях разнообразных генерализирующих схем и концепций.
ПК-7 Способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ. Под компетенцией ПК-7 понимается умение обнаружить соотношение глубинной логики историографических трансформаций и поверхностных политико-идеологических влияний.
ПК-8 Способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории. Под компетенцией ПК-8 понимается принцип дополнительности: базовые знания могут стать инструментальными только сопрягаясь со знанием, освоенным в профильных курсах или за счет индивидуальной образовательной траектории.
ПК -9 Способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыков поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах. Под компетенцией ПК-9 понимаются эвристические стратегии поиска и обработки информации с разнообразными по типу ресурсами с использованием существующих классификаторов и информационной инфраструктуры.
ПК-10 Способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований. Под компетенцией ПК-10 понимается умение сжимать информацию, сохраняя ее смысловой потенциал, а также знание правил библиографического описания.
педагогическая деятельность
ПК-11 Умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении. Под компетенцией ПК-11 понимается знание законов дидактики, возрастной психологии и владение методикой преподавания истории в режиме реального учебного диалога.
организационно-управленческая деятельность
ПК-12 Способность к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления. Под компетенцией ПК-12 понимается применение профессиональных источниковедческих знаний в работе с разнообразной информацией и способов представления этой информации для властных структур.
ПК-13 Способность к работе с базами данных и информационными системами. Под компетенцией ПК-13 понимается умение оперировать информационными источниками сложного состава, а также умение представлять сложные объекты минимальным количеством репрезентирующих факторов.
культурно-просветительская деятельность
ПК-14 Способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры. Под компетенцией ПК-14 понимается умение представить историко-культурную информацию в понятном и убедительном виде: Интернет-сайтах, рекламных проспектах, научно-популярных изданиях.
экспертно-аналитическая деятельность
ПК-15 Способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации. Под компетенцией ПК-15 понимается умение проводить экспертные и аналитические работы с разнообразными информационными объектами по заказам общественных и государственных организаций, СМИ.

Учебный план по направлению «История»

профиль «Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации»

№ по Поряд- ку Наименование дисциплины
ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Базовая часть
Б.1.1 История
Б.1.1.1 Введение в историческую компаративистику
Б.1.2. Философия
Б.1.3. Иностранный язык (основной)
Б.1.3.1 Практический курс основного иностранного языка. Часть 1.
Б.1.3.2 Практический курс основного иностранного языка. Часть 2.
Б.1.3.3 Практический курс основного иностранного языка. Часть 3.
Б.1.3.4. Практический курс основного иностранного языка. Часть 4.
Б.1.3.5. Практический курс основного иностранного языка. Часть 5.
Б.1.4. Экономика
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору
Вариативная часть
В.1.1. Иностранный язык (основной)
В.1.1.1 Практический курс основного иностранного языка. Часть 6.
В.1.1.2. Практический курс основного иностранного языка. Часть 7.
В.1.1.3. Практический курс основного иностранного языка. Часть 8.
Дисциплины по выбору студента
1 из 2 Введение в общую риторику Культурология
1 из 2 История русской культуры. Часть 1 История мировой культуры. Часть 1
1 из 2 История русской культуры. Часть 2 История мировой культуры. Часть 2
1 из 2 История русской культуры. Часть 3 История мировой культуры. Часть 3
1 из 2 История русской культуры. Часть 4 История мировой культуры. Часть 4
1 из 3 Менеджмент культурных проектов Прагматика исторического знания Историческая феноменология
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОНно-технологический ЦИКЛ
Базовая часть
Б.2.1. Информатика
Б.2.1.1. Информатика
Б.2.1.2. Информационные технологии в преподавании истории
Б.2.2. Математические методы в исторических исследованиях
Б.2.2.1. Математические методы в исторических исследованиях Часть 1.
Б.2.2.2. Математические методы в исторических исследованиях Часть 1.
Вариативная часть
В.2.1. Информационная эвристика
В.2.2. Современные информационные технологии в исторических исследованиях
В.2.2.1. Современные информационные технологии в исторических исследованиях Часть 1.
В.2.2.2. Современные информационные технологии в исторических исследованиях Часть 2.
Б.3 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
Б.3.1 Безопасность жизнедеятельности
Б.3.2. Археология
Б.3.3. Этнология и социальная антропология
Б.3.4. Первобытное общество
Б.3.4.1 Антропология архаических обществ
Б.3.5. История России (до ХХ в.)
Б.3.5.1 История России до XIX в. Часть 1.
Б.3.5.2 История России до XIX в. Часть 2.
Б.3.5.3 История России до XIX в. Часть 3*.
Б.3.5.4 История России Нового времени Часть 1.
Б.3.5.5 История России Нового времени Часть 2.
Б.3.6. История России (ХХ в.)
Б.3.6.1 История России Новейшего времени Часть 1.
Б.3.6.2 История России Новейшего времени Часть 2.
Б.3.7. История древнего мира
Б.3.7.1 История Древнего Востока
Б.3.7.2 История Древней Греции и Рима
Б.3.8. История средних веков
Б.3.8.1 История западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Часть 1.
Б.3.8.2 История западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Часть 2*.
Б.3.9. Новая и новейшая история
Б.3.9.1 История Нового времени Часть 1.
Б.3.9.2 История Нового времени Часть 2.
Б.3.9.3 История Новейшего времени Часть 1.
Б.3.9.4 История Новейшего времени Часть 2
Б.3.10. Теория и методология истории
Б.3.10.1 Теория истории
Б.3.10.2 Методология истории
Б.3.11. Источниковедение
Б.3.11.1 Источниковедение Часть 1.
Б.3.11.2 Источниковедение Часть 2.
Б.3.12. История исторической науки
Б.3.12.1 История исторического знания Часть 1.
Б.3.12.2 История исторического знания Часть 2.
Б.3.13. Вспомогательные исторические дисциплины
Б.3.13.1 Вспомогательные исторические дисциплины Часть 1.
Б.3.13.2 Вспомогательные исторические дисциплины Часть 2.
Б.3.14. Общая психология и педагогика
Вариативная часть
В.3.1. Классические / древние языки
В.3.1.1 Латинский язык. Часть 1.
В.3.1.2 Латинский язык. Часть 2.
В.3.2. Иностранный язык (второй)
В.3.2.1 Иностранный язык. Часть 1.
В.3.2.2 Иностранный язык. Часть 2.
В.3.2.3 Иностранный язык. Часть 3.
В.3.2.4 Иностранный язык. Часть 4.
В.3.3 История литературы страны изучаемого языка
В.3.3.1 История литературы страны изучаемого языка. Часть 1.
В.3.3.2 История литературы страны изучаемого языка. Часть 2.
В.3.3.3 История литературы страны изучаемого языка. Часть 3.
В.3.3.4 История литературы страны изучаемого языка. Часть 4.
В.3.4. История страны изучаемого языка
В.3.4.1 История страны изучаемого языка. Часть 1.
В.3.4.2 История страны изучаемого языка. Часть 2.
В.3.4.3 История страны изучаемого языка. Часть 3.
  Курсы по выбору
1 из 2 Практикум по русскому языку Часть 1 Старославянский язык Часть 1.
1 из 2 Практикум по русскому языку Часть 2 Старославянский язык Часть 2
1 из 3. Историческая антропология Анализ исторического текста Введение в теорию межкультурной коммуникации
1 из 2 Практикум по редактированию Основы архивоведения Методика и дидактика исторического образования
1 из 2 История русской литературы История мировой литературы
  История русской литературы Часть 1. История мировой литературы Часть 1.
  История русской литературы Часть 2. История мировой литературы Часть 2.
  История русской литературы Часть 3. История мировой литературы Часть 3.
  История русской литературы Часть 4. История мировой литературы Часть 4.
1 из 2 Методология гуманитарного знания Историческая нарратология
1 из 5 Спецкурсы
1 из 8 Спецсеминары. Часть 1.
1 из 8 Спецсеминары. Часть 2.*
КУРСОВАЯ РАБОТА
Б.4. Физическая культура
Б.5 УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ
Б.6. ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Б.6.1. Государственный экзамен
Б.6.2. Защита выпускной квалификационной работы

Наши рекомендации