Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника
Примерная
Основная образовательная программа
Высшего профессионального образования
Направление подготовки 030600 «История»
профиль «Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации»
Квалификация выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения – 4 года
Назначение ООП ВПО
ООП ВПОпредставляет собой совокупность учебно-методической документации, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (бакалавр), а также с учетом рекомендованной профильным учебно-методическим объединением примерной основной образовательной программы.
ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по направлению подготовки 030600 История (бакалавр) и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки «история»
Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный Закон Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
- ФГОС по направлению подготовки 030600 История (бакалавр) ВПО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; от «16» декабря 2009 г. № 732.
- Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Устав Российского государственного гуманитарного университета;
- Нормативно- методические документы РГГУ.
Срок освоения и трудоемкость ООП ВПО бакалавриата по направлению «история»
Срок освоения ООП в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «ИСТОРИЯ» составляет 4 года.
Трудоемкость освоения студентом ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, учебной и производственной практик, итоговой государственной аттестации и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, а также успешно выдержать ЕГЭ по истории, русскому языку, иностранному языку.
Области профессиональной деятельности бакалавров филологии:
· общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального образования;
· архивы и музеи;
· экспертно-аналитические центры;
· общественные и государственные организации информационно-аналитического профиля;
· средства массовой информации (включая электронные);
· органы государственного управления и местного самоуправления;
· туристическо-экскурсионные организации.
Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 030600 «Филология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) научно-исследовательская;
б) педагогическая;
в) культурно-просветительская;
г) экспертно-аналитическая;
д) организационно-управленческая деятельность.
Выпускник по завершении обучения должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
а) научно-исследовательская деятельность:
· использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;
· подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
б) педагогическая деятельность
· практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях;
· реализаций в процессе преподавания истории в общеобразовательном учреждении следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
в) организационно-управленческая деятельность
· подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
· работа с базами данных и информационными системами;
г) культурно-просветительская деятельность
· информационное обеспечение историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;
д) экспертно-аналитическая деятельность
· подготовка и обработка информации для обеспечения практической деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций и средств массовой информации.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы «История» профиль «Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации»
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание компетенции |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | ||
ОК-1 | Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. | Под компетенцией ОК-1 понимается способность использовать основные мыслительные стратегии и логические законы при решении профессиональных задач, способность трансформировать информацию в личностное знание, находить целевые ориентиры, соблюдать баланс между целью и адекватными средствами ее достижения. |
ОК 2 | Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. | Под компетенцией ОК-2 понимается владение навыками устной и письменной речи с использованием правил логики, аргументации, коммуникативных стратегий диалога. |
ОК-3 | Готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе. | Под компетенцией ОК-3 понимается способность к адекватному восприятию и оценке ситуаций публичной, официальной и деловой коммуникации, готовность к объективной самооценке, конструктивной самокритике, позитивному восприятию замечаний коллег, владение арсеналом социальных ролей, способность обеспечивать баланс индивидуальных и общественных интересов, готовность брать ответственность за свои действия и коллективно принятые решения. |
ОК-4 | Способность находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность. | Под компетенцией ОК-4 понимается адекватная реакция на изменяющуюся ситуацию, точная идентификация новых условий и быстрое принятие решений с последующей критической рефлексией. |
ОК-5 | Способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. | Под компетенцией ОК-5 понимается готовность соотносить профессиональные действия с правовыми регуляторами, фиксировать несовпадения и стремиться к устранению замеченных несовпадений. |
ОК-6 | Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации. | Под компетенцией ОК-6 понимается рефлексивное отношение к уровню собственной подготовки, готовность развивать свои компетенции в процессе трудовой деятельности и социального взаимодействия с учетом успешного или неудачного опыта. |
ОК-7 | Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков. | Под компетенцией ОК-7 понимается развитие высокой рефлексивной способности, обращенной на свои действия и поступки, а также умение управлять саморазвитием. |
ОК-8 | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. | Под компетенцией ОК-8 понимается способность соотносить место и роль будущей профессии с социо-культурным контекстом, а также способность проектировать свою профессиональную биографию и карьеру. |
ОК-9 | Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. | Под компетенцией ОК-9 понимается способность корректно переносить и применять социо-гуманитарные эпистемологии в решении общих и конкретных задач и практических ситуаций. |
ОК-10 | Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы. | Под компетенцией ОК-10 понимается способность формировать и отстаивать активную позицию по вопросам социально-политической и правовой жизни, основываясь на анализе информации о фактах и событиях в мире. |
ОК-11 | Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать, социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия. | Под компетенцией ОК-11 понимается способность рассматривать настоящее как «снятое» прошлое, а также понимание различий как важнейшей конструктивной черты истории и культуры, повышающей адаптивность и живучесть культуры как системы. |
ОК-12 | Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач. | Под компетенцией ОК-12 понимается развитая компаративная и эпистемологическая стратегия, позволяющая трансформировать отчужденные значения добытой информации в предметные смыслы решаемых задач. |
ОК-13 | Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания. | Под компетенцией ОК-13 понимается расширение познавательного инструментария за счет математического и естественно-научного знания с использованием информатики для получения нового знания и его адекватной репрезентации. |
ОК-14 | Осознание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации. | Под компетенцией ОК-14 понимается культура пользования информационной средой и владение способами ее пополнения, структурирования и различения информационных и инструментальных ресурсов. |
ОК-15 | Имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией. | Под компетенцией ОК-15 понимается освоение на уровне пользователя персональным компьютером, работа с базами данных и подготовка презентаций. |
ОК-16 | Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. | Под компетенцией ОК-16 понимается способность ориентироваться в глобальных сетях, использовать ресурсы и сервисы, умение находить, пополнять и совершенствовать информацию в сети на основе знания ее форм, жанров, механизмов, способов представления. |
ОК-17 | Владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного. | Под компетенцией ОК-17 понимается знание лексики и грамматики одного из иностранных языков и способность достаточно свободно общаться с носителями этого языка. |
ОК-18 | Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. | Под компетенцией ОК-18 понимается знание и практические умения использовать специальные средства и подручные материалы для защиты персонала от аварий, катастроф и стихийных бедствий. |
ОК-19 | Владение средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | Под компетенцией ОК-19 понимается корпаральная культура, включающая в себя разнообразные средства поддержания телесного здоровья, наблюдения над организмом, профилактики и физических нагрузок, обеспечивающих хорошее физическое самочувствие. |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
научно-исследовательская деятельность | ||
ПК -1 | Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории. | Под компетенцией ПК-1 понимается знание и владение хронологическим материалом всеобщей и отечественной истории, основным массивом фактов и историографических концепций. |
ПК-2 | Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии. | Под компетенцией ПК-2 понимается знание и способы оперирования фактами материальной культуры и важнейшей исследовательской стратегией – реконструкцией целого по его отдельным частям. |
ПК-3 | Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования. | Под компетенцией ПК-3 понимаются знание и способность структурировать свою исследовательскую работу как триединство источниковых, историографических и исследовательских методов с целью получения нового знания. |
ПК-4 | Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания теории и методологии исторической науки. | Под компетенцией ПК-4 понимается владение эпистемологической и инструментальной составляющими исторического исследования, а также умение перейти от описательной стратегии к исследовательской. |
ПК-5 | Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества. | Под компетенцией ПК-5 понимается соотношение имманентной логики исторического процесса и смыслов познающих историю субъектов, интерпретирующих этот процесс, а также смену историографических концептов. |
ПК-6 | Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию. | Под компетенцией ПК-6 понимается умение работать с примарными фактами в условиях разнообразных генерализирующих схем и концепций. |
ПК-7 | Способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ. | Под компетенцией ПК-7 понимается умение обнаружить соотношение глубинной логики историографических трансформаций и поверхностных политико-идеологических влияний. |
ПК-8 | Способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории. | Под компетенцией ПК-8 понимается принцип дополнительности: базовые знания могут стать инструментальными только сопрягаясь со знанием, освоенным в профильных курсах или за счет индивидуальной образовательной траектории. |
ПК -9 | Способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыков поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах. | Под компетенцией ПК-9 понимаются эвристические стратегии поиска и обработки информации с разнообразными по типу ресурсами с использованием существующих классификаторов и информационной инфраструктуры. |
ПК-10 | Способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований. | Под компетенцией ПК-10 понимается умение сжимать информацию, сохраняя ее смысловой потенциал, а также знание правил библиографического описания. |
педагогическая деятельность | ||
ПК-11 | Умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении. | Под компетенцией ПК-11 понимается знание законов дидактики, возрастной психологии и владение методикой преподавания истории в режиме реального учебного диалога. |
организационно-управленческая деятельность | ||
ПК-12 | Способность к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления. | Под компетенцией ПК-12 понимается применение профессиональных источниковедческих знаний в работе с разнообразной информацией и способов представления этой информации для властных структур. |
ПК-13 | Способность к работе с базами данных и информационными системами. | Под компетенцией ПК-13 понимается умение оперировать информационными источниками сложного состава, а также умение представлять сложные объекты минимальным количеством репрезентирующих факторов. |
культурно-просветительская деятельность | ||
ПК-14 | Способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры. | Под компетенцией ПК-14 понимается умение представить историко-культурную информацию в понятном и убедительном виде: Интернет-сайтах, рекламных проспектах, научно-популярных изданиях. |
экспертно-аналитическая деятельность | ||
ПК-15 | Способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации. | Под компетенцией ПК-15 понимается умение проводить экспертные и аналитические работы с разнообразными информационными объектами по заказам общественных и государственных организаций, СМИ. |
Учебный план по направлению «История»
профиль «Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации»
№ по Поряд- ку | Наименование дисциплины |
ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ | |
Базовая часть | |
Б.1.1 | История |
Б.1.1.1 | Введение в историческую компаративистику |
Б.1.2. | Философия |
Б.1.3. | Иностранный язык (основной) |
Б.1.3.1 | Практический курс основного иностранного языка. Часть 1. |
Б.1.3.2 | Практический курс основного иностранного языка. Часть 2. |
Б.1.3.3 | Практический курс основного иностранного языка. Часть 3. |
Б.1.3.4. | Практический курс основного иностранного языка. Часть 4. |
Б.1.3.5. | Практический курс основного иностранного языка. Часть 5. |
Б.1.4. | Экономика |
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору | |
Вариативная часть | |
В.1.1. | Иностранный язык (основной) |
В.1.1.1 | Практический курс основного иностранного языка. Часть 6. |
В.1.1.2. | Практический курс основного иностранного языка. Часть 7. |
В.1.1.3. | Практический курс основного иностранного языка. Часть 8. |
Дисциплины по выбору студента | |
1 из 2 | Введение в общую риторику Культурология |
1 из 2 | История русской культуры. Часть 1 История мировой культуры. Часть 1 |
1 из 2 | История русской культуры. Часть 2 История мировой культуры. Часть 2 |
1 из 2 | История русской культуры. Часть 3 История мировой культуры. Часть 3 |
1 из 2 | История русской культуры. Часть 4 История мировой культуры. Часть 4 |
1 из 3 | Менеджмент культурных проектов Прагматика исторического знания Историческая феноменология |
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОНно-технологический ЦИКЛ | |
Базовая часть | |
Б.2.1. | Информатика |
Б.2.1.1. | Информатика |
Б.2.1.2. | Информационные технологии в преподавании истории |
Б.2.2. | Математические методы в исторических исследованиях |
Б.2.2.1. | Математические методы в исторических исследованиях Часть 1. |
Б.2.2.2. | Математические методы в исторических исследованиях Часть 1. |
Вариативная часть | |
В.2.1. | Информационная эвристика |
В.2.2. | Современные информационные технологии в исторических исследованиях |
В.2.2.1. | Современные информационные технологии в исторических исследованиях Часть 1. |
В.2.2.2. | Современные информационные технологии в исторических исследованиях Часть 2. |
Б.3 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ | |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | |
Б.3.1 | Безопасность жизнедеятельности |
Б.3.2. | Археология |
Б.3.3. | Этнология и социальная антропология |
Б.3.4. | Первобытное общество |
Б.3.4.1 | Антропология архаических обществ |
Б.3.5. | История России (до ХХ в.) |
Б.3.5.1 | История России до XIX в. Часть 1. |
Б.3.5.2 | История России до XIX в. Часть 2. |
Б.3.5.3 | История России до XIX в. Часть 3*. |
Б.3.5.4 | История России Нового времени Часть 1. |
Б.3.5.5 | История России Нового времени Часть 2. |
Б.3.6. | История России (ХХ в.) |
Б.3.6.1 | История России Новейшего времени Часть 1. |
Б.3.6.2 | История России Новейшего времени Часть 2. |
Б.3.7. | История древнего мира |
Б.3.7.1 | История Древнего Востока |
Б.3.7.2 | История Древней Греции и Рима |
Б.3.8. | История средних веков |
Б.3.8.1 | История западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Часть 1. |
Б.3.8.2 | История западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Часть 2*. |
Б.3.9. | Новая и новейшая история |
Б.3.9.1 | История Нового времени Часть 1. |
Б.3.9.2 | История Нового времени Часть 2. |
Б.3.9.3 | История Новейшего времени Часть 1. |
Б.3.9.4 | История Новейшего времени Часть 2 |
Б.3.10. | Теория и методология истории |
Б.3.10.1 | Теория истории |
Б.3.10.2 | Методология истории |
Б.3.11. | Источниковедение |
Б.3.11.1 | Источниковедение Часть 1. |
Б.3.11.2 | Источниковедение Часть 2. |
Б.3.12. | История исторической науки |
Б.3.12.1 | История исторического знания Часть 1. |
Б.3.12.2 | История исторического знания Часть 2. |
Б.3.13. | Вспомогательные исторические дисциплины |
Б.3.13.1 | Вспомогательные исторические дисциплины Часть 1. |
Б.3.13.2 | Вспомогательные исторические дисциплины Часть 2. |
Б.3.14. | Общая психология и педагогика |
Вариативная часть | |
В.3.1. | Классические / древние языки |
В.3.1.1 | Латинский язык. Часть 1. |
В.3.1.2 | Латинский язык. Часть 2. |
В.3.2. | Иностранный язык (второй) |
В.3.2.1 | Иностранный язык. Часть 1. |
В.3.2.2 | Иностранный язык. Часть 2. |
В.3.2.3 | Иностранный язык. Часть 3. |
В.3.2.4 | Иностранный язык. Часть 4. |
В.3.3 | История литературы страны изучаемого языка |
В.3.3.1 | История литературы страны изучаемого языка. Часть 1. |
В.3.3.2 | История литературы страны изучаемого языка. Часть 2. |
В.3.3.3 | История литературы страны изучаемого языка. Часть 3. |
В.3.3.4 | История литературы страны изучаемого языка. Часть 4. |
В.3.4. | История страны изучаемого языка |
В.3.4.1 | История страны изучаемого языка. Часть 1. |
В.3.4.2 | История страны изучаемого языка. Часть 2. |
В.3.4.3 | История страны изучаемого языка. Часть 3. |
Курсы по выбору | |
1 из 2 | Практикум по русскому языку Часть 1 Старославянский язык Часть 1. |
1 из 2 | Практикум по русскому языку Часть 2 Старославянский язык Часть 2 |
1 из 3. | Историческая антропология Анализ исторического текста Введение в теорию межкультурной коммуникации |
1 из 2 | Практикум по редактированию Основы архивоведения Методика и дидактика исторического образования |
1 из 2 | История русской литературы История мировой литературы |
История русской литературы Часть 1. История мировой литературы Часть 1. | |
История русской литературы Часть 2. История мировой литературы Часть 2. | |
История русской литературы Часть 3. История мировой литературы Часть 3. | |
История русской литературы Часть 4. История мировой литературы Часть 4. | |
1 из 2 | Методология гуманитарного знания Историческая нарратология |
1 из 5 | Спецкурсы |
1 из 8 | Спецсеминары. Часть 1. |
1 из 8 | Спецсеминары. Часть 2.* |
КУРСОВАЯ РАБОТА | |
Б.4. | Физическая культура |
Б.5 | УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ |
Б.6. | ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
Б.6.1. | Государственный экзамен |
Б.6.2. | Защита выпускной квалификационной работы |