Выдающиеся люди ТПУ (для всех студентов)
РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению индивидуальных заданий
В.О. Ключевский об истории и историках
1. Что Вы знаете о В.О. Ключевском?
2. Ознакомьтесь с размышлениями афоризмами В.О. Ключевского об истории (С.6-7).
3. Выделите в прочитанном тексте позиции, характеризующие представления В.О. Ключевского о значимости истории и роли ученого-историка в ее познании.
4. Опираясь на свои знания истории, подтвердите или опровергните суждения ученого, т.е. выразите свое отношение к ним.
Отечественная история: Хрестоматия. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002.
А.Я. Гуревич об эталоне ученого-историка
1. Соберите информацию и дайте краткую справку об А.Я. Гуревиче.
2. Ознакомьтесь с извлечением из статьи А.Я. Гуревича (С. 17-18).
3. Найдите ответы на вопросы:
- с какими представлениями об ученом-историке он полемизирует;
- что такое образцовый историк, по Гуревичу.
4. Какие суждения А.Я. Гуревича представляются Вам верными, какие – спорными и почему (ответ на этот вопрос потребует обращения к дополнительной литературе, учебникам).
Отечественная история: Хрестоматия. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002.
3. Культурно-цивилизационный и формационный подходы к познанию прошлого «из первых рук»: сравнение
1. Изучите тексты извлечений из работ К. Маркса и А.Д. Тойнби (С. 25—28, 44-49).
2. Сравните, опираясь на тексты, методологические подходы К. Маркса и А.Д. Тойнби по следующим позициям:
- ключевые понятия у К. Маркса и А.Д. Тойнби, их сущностные отличия;
- движущие силы развития общества;
- отношение к тезису о «единстве цивилизации».
3. Какой методологический подход представляется Вам боле предпочтительным и почему?
Методологическое введение к курсу «Отечественная история»: Хрестоматия-Практикум. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004.
Историческая память и музеи
1. Посетите один из «исторических» музеев г. Томска (областной краеведческий музей и его филиал «Следственная тюрьма НКВД», музей истории г. Томска, музей славянской мифологии, музей деревянной архитектуры, музей истории ТПУ).
2. Напишите аннотированный отчет о посещении:
- с какой музейной экспозицией Вы познакомились;
- какие материалы в ней представлены.
3. Какое впечатление произвела (если произвела) на вас экспозиция, т.е. какое эмоциональное воздействие она на Вас произвела, что Вы обрели в познавательном плане. Ваша критика (если есть основания для нее) в адрес музея.
4. Выскажите свое мнение по вопросу о роли музеев в современном обществе, располагающем новыми мощными средствами распространения знаний, в том числе и исторических.
Выдающиеся люди ТПУ (для всех студентов)
1. Соберите информацию о сотрудниках ТПУ, чьи имена увековечены мемориальными досками на стенах корпусов ТПУ.
2. Напишите эссе о двух из них (на основе литературы).
3. Сделайте обобщение по собранной информации (как она отражает вклад ТПУ в развитие науки и техники).
4. Выскажите свое мнение о значении мемориальных досок для формирования корпоративной культуры политехников.
6. Культура Древней Руси (9 – первая треть 13 в.)
1. соберите информацию по теме «Культура Древней Руси» (материальная, духовная).
2. Составьте словарь основных терминов по этой теме (не менее з-х терминов по следующим разделам: литература, устное народное творчество, ремесла, земледелие, промыслы, живопись, архитектура).
7. Культура Древней Руси: самобытность, заимствования
1. Соберите информацию по темам «Художественное ремесло», «Оружие», «Письменность и книга», «Зодчество».
2. Проанализируйте собранную информацию под углом зрения трех компонентов:
- достижений предшественников;
- заимствования из других культур;
- собственный вклад творцов.
3. Сделайте вывод об основных чертах, характеризующих древнерусскую культуру.
8. Древняя Русь: Ярослав Мудрый
1. Соберите информацию о Ярославе Мудром, в том числе и об оценках его личности в литературе.
2. Сформулируйте на ее основе несколько тезисов, раскрывающих место Я. Мудрого в древнерусской истории.
3. Сравните личность Я. Мудрого с другими князьями Древней Руси и сделайте свое заключение по вопросу «Что отличало Я. Мудрого от них».