Выдающиеся люди ТПУ (для всех студентов)

РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению индивидуальных заданий

В.О. Ключевский об истории и историках

1. Что Вы знаете о В.О. Ключевском?

2. Ознакомьтесь с размышлениями афоризмами В.О. Ключевского об истории (С.6-7).

3. Выделите в прочитанном тексте позиции, характеризующие представления В.О. Ключевского о значимости истории и роли ученого-историка в ее познании.

4. Опираясь на свои знания истории, подтвердите или опровергните суждения ученого, т.е. выразите свое отношение к ним.

Отечественная история: Хрестоматия. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002.

А.Я. Гуревич об эталоне ученого-историка

1. Соберите информацию и дайте краткую справку об А.Я. Гуревиче.

2. Ознакомьтесь с извлечением из статьи А.Я. Гуревича (С. 17-18).

3. Найдите ответы на вопросы:

- с какими представлениями об ученом-историке он полемизирует;

- что такое образцовый историк, по Гуревичу.

4. Какие суждения А.Я. Гуревича представляются Вам верными, какие – спорными и почему (ответ на этот вопрос потребует обращения к дополнительной литературе, учебникам).

Отечественная история: Хрестоматия. – Томск: Изд-во ТПУ, 2002.

3. Культурно-цивилизационный и формационный подходы к познанию прошлого «из первых рук»: сравнение

1. Изучите тексты извлечений из работ К. Маркса и А.Д. Тойнби (С. 25—28, 44-49).

2. Сравните, опираясь на тексты, методологические подходы К. Маркса и А.Д. Тойнби по следующим позициям:

- ключевые понятия у К. Маркса и А.Д. Тойнби, их сущностные отличия;

- движущие силы развития общества;

- отношение к тезису о «единстве цивилизации».

3. Какой методологический подход представляется Вам боле предпочтительным и почему?

Методологическое введение к курсу «Отечественная история»: Хрестоматия-Практикум. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004.

Историческая память и музеи

1. Посетите один из «исторических» музеев г. Томска (областной краеведческий музей и его филиал «Следственная тюрьма НКВД», музей истории г. Томска, музей славянской мифологии, музей деревянной архитектуры, музей истории ТПУ).

2. Напишите аннотированный отчет о посещении:

- с какой музейной экспозицией Вы познакомились;

- какие материалы в ней представлены.

3. Какое впечатление произвела (если произвела) на вас экспозиция, т.е. какое эмоциональное воздействие она на Вас произвела, что Вы обрели в познавательном плане. Ваша критика (если есть основания для нее) в адрес музея.

4. Выскажите свое мнение по вопросу о роли музеев в современном обществе, располагающем новыми мощными средствами распространения знаний, в том числе и исторических.

Выдающиеся люди ТПУ (для всех студентов)

1. Соберите информацию о сотрудниках ТПУ, чьи имена увековечены мемориальными досками на стенах корпусов ТПУ.

2. Напишите эссе о двух из них (на основе литературы).

3. Сделайте обобщение по собранной информации (как она отражает вклад ТПУ в развитие науки и техники).

4. Выскажите свое мнение о значении мемориальных досок для формирования корпоративной культуры политехников.

6. Культура Древней Руси (9 – первая треть 13 в.)

1. соберите информацию по теме «Культура Древней Руси» (материальная, духовная).

2. Составьте словарь основных терминов по этой теме (не менее з-х терминов по следующим разделам: литература, устное народное творчество, ремесла, земледелие, промыслы, живопись, архитектура).

7. Культура Древней Руси: самобытность, заимствования

1. Соберите информацию по темам «Художественное ремесло», «Оружие», «Письменность и книга», «Зодчество».

2. Проанализируйте собранную информацию под углом зрения трех компонентов:

- достижений предшественников;

- заимствования из других культур;

- собственный вклад творцов.

3. Сделайте вывод об основных чертах, характеризующих древнерусскую культуру.

8. Древняя Русь: Ярослав Мудрый

1. Соберите информацию о Ярославе Мудром, в том числе и об оценках его личности в литературе.

2. Сформулируйте на ее основе несколько тезисов, раскрывающих место Я. Мудрого в древнерусской истории.

3. Сравните личность Я. Мудрого с другими князьями Древней Руси и сделайте свое заключение по вопросу «Что отличало Я. Мудрого от них».

Наши рекомендации