Основные фонологические школы
В мировой лингвистике существуют различные научные школы, рассматривающие языковые системы со своих особых теоретических позиций. Для отечественной фонологии наиболее важно сопоставление концепций Московской фонологической школы МФШ (в которую вписываются введённые выше понятия) и Петербургской (Ленинградской) фонологической школы П(Л)ФШ. Начиная с 1-й половины XX в., они в разных направлениях развивают идеи основателя фонологии И.А.Бодуэна де Куртенэ [см. подробнее: Касаткин 2011, § 143].
МФШ | П(Л)ФШ |
Основные положения: | |
Фонема – элемент морфемы | Фонема – элемент слова |
Критерий фонемы – сильная позиция [пóл’ъ] – [акнó] áоñ / – [акнá] áаñ | Критерий фонемы – фонетическое сходство [пóл’ъ] – ? |
Чередования: аллофонные (параллельные или пересекающиеся) – фонемные | Чередования: аллофонные (параллельные) – фонемные |
Наличие пересекающихся чередований, нейтрализации, гиперфонем | Отсутствие пересекающихся чередований, нейтрализации, гиперфонем |
Оценка: | |
Описывает деятельность говорящего и слушающего | Описывает деятельность слушающего |
Интеграция фонологической системы в знаковую | Автономия фонологической системы |
База для графики и орфографии | База для технических речевых устройств |
Таким образом, концепция МФШ является более плодотворной для описания коммуникации между адресантом и адресатом как единства синтеза и анализа.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ
4.1. Общая характеристика [см. также: Касаткин 2011, § 121]
Звуки любого человеческого языка делятся на гласные [Г] и согласные [С]. Между ними наблюдаются следующие различия (артикуляционные Þ перцептивные):
1. Напряжение голосовых связок Þ тон | 2. Преграда в ротовой полости Þ шум | |
[Г] | + | – |
[С] | – / + | + |
Наиболее значим 2-й параметр. Гласным звукам противопоказано наличие шумообразующей преграды, за что их с артикуляционной точки зрения называют ртораскрывателями. Согласным такая преграда столь же абсолютно необходима, это ртосмыкатели.
В соответствии с расчленением множества элементов фонологическая система разделяется на подсистемы вокализма (от лат. vocalis «гласный») и консонантизма (от лат. consonans «согласный»). Языки, в которых доминирует первая подсистема, называются вокалическими, вторая – консонантными. Русский – это язык ярко выраженного консонантного типа: в парадигматике количество согласных фонем и тем более звуков намного превышает количество гласных; в синтагматике качество гласных звуков зависит от согласных, но не наоборот.
Согласные звуки
Многочисленность [С] делает оптимальной следующую стратегию классификации:
1) выделение основных аллофонов (доминант), выступающих в абсолютно сильной позиции перед [Г];
2) вторичное введение слабых аллофонов на базе фонетических процессов. Ср. иную стратегию [Касаткин 2011, § 123], где сразу охвачено 67 сильных и слабых аллофонов.
Множество консонантных доминант (и соответствующих фонем) составляет 37 единиц (в перспективе 36 за счёт [ж’]: с течением времени говорящие на русском языке всё реже употребляют этот звук). Их классификация использует артикуляционные (1, 2, 5) и перцептивные (3, 4) признаки.
Место образования шума
Активный орган | Губно-(10) | Переднеязычные (20 (19)) | Средне-язычный (1) | Заднеязычные (6) | ||
Пассивный орган | -губные (6) | -зубные (4) | зубные (13) | передненёбные (7 (6)) | средне-нёбный | задне-нёбные |
б б’ п п’ м м’ | в в’ ф ф’ | д д’ т т’ з з’ с с’ ц н н’ л л’ | ж ж’ ш ш’ ч’ р р’ | j | г г’ к к’ х х’ |
Способ образования шума