Всего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР – ч. ; Внеклассное чтение – ч. ; ИКТ – ч.
По литературе
В 6 классе
Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2008г. под редакцией В.Я. Коровиной.
Учебник 6 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина,
В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Контроль усвоения | Домашнее задание | Календарные сроки |
I четверть – 17 ч., из них РР – 3ч. ; Вн. чт. – ч. | ||||||
I | Введение | |||||
В дорогу зовущие, или литература открывает мир | Знать о роли книги в жизни человека | Отвечать на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос | Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая след в моей жизни» | |||
II | Устное народное творчество | |||||
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни | Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен | Вопросы | Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях | |||
«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки | Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», их отличительные особенности | Подобрать синонимы к пословицам | С.11-14 читать, отвечать на вопр. 1-6 с.15; нарисовать иллюстрации к пословицам и поговоркам, рассказ с использованием пословиц и поговорок | |||
РР В чём красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник | ИКТ | Уметь использовать высказывания УНТ в своей речи | Конкурс рисунков и рассказов | |||
III | Древнерусская литература | |||||
Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе» | Знать определение понятий; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы | Выразительное чтение отрывка; письменный ответ на вопрос | С.22-24 выразительно читать, вопрос 3 | |||
IV | Произведения русских писателей XVIII века | |||||
Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха» | Знать жанр басни; творчество И.И.Дмитриева | Выразительное чтение; вопросы | С.25-26, вопросы 1,2; с.25-29, воп.4; басню выразительно читать | |||
И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» | ИКТ | Творчество И.А.Крылова; история и сюжет басни | Выразительное чтение, вопросы | С.30-34, пересказ; по выбору читать басню выразительно, статью о басне пересказ | ||
V | Произведения русских писателей XIX века | |||||
А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину» | Знать факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвящённого лицейскому другу, его художественные особенности | Вопросы, выразительное чтение | С.45-52 читать, вопросы с.51-52; стихотворение с.53 – наизусть | |||
Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | Знать факты биографии и творческой деятельности А.С.Пушкина; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения | Вопросы, выразительное чтение | С.54 – наизусть | |||
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе | ИКТ | Знать, какие художественные средства использует поэт | Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворения | С.56 – наизусть ; с.57 вопр. 2 определение выучить | ||
Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский . Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..» | ИКТ | Знать изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в стихотворении | Вопросы, выразительное чтение | Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения…». Дать ответ на этот вопрос | ||
РР Двусложные размеры стиха | ИКТ | Знать определение понятий: «ямб», «хорей»; «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»; Уметь определять размер | Задания | Найти примеры стихотворений (по одному), написанных ямбом и хореем. Доказать правильность своего выбора. Прочитать 1 – 4 главы романа «Дубровский». Индивидуально: подготовить рассказ об истории создания романа | ||
Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров | ИКТ | Знать историю создания романа; Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы, оценивать поведение героев | Анализ текста | Прочитать главы 5 – 11; подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» | ||
Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский» | ИКТ | Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе | Вопросы; анализ текста | Прочитать главы 12 – 19 Подготовить пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование | ||
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | ИКТ | Знать содержание глав; уметь составлять устное описание портрета героя | Гл.17 пересказ эпизода близко к тексту | Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?» | ||
Сюжет и композиция романа «Дубровский» | ИКТ | Знать определение понятий «сюжет», «композиция» | Вопросы | Нарисовать герб Троекуровых, Дубровского | ||
РР Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский») | Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы | Сочинение – сравнительная характеристика | Дописать сочинение; подготовиться к вн. чтению: А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка») | |||
II четверть – 14 ч., из них РР –1 ч. ; Вн. чт. – 2 ч. | ||||||
Произведения русских писателей XIX века | ||||||
1(18) | Внеклассное чтение А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка») | ИКТ | Знать сюжет и героев повести А.С.Пушкина | Вопросы, анализ текста, пересказ эпизодов | Инд.: подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове | |
2(19) | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | ИКТ | Знать факты биографии поэта, его творческой деятельности; историю появления стихотворения «Тучи» | Вопросы, выразительное чтение | С.153-157 – чит., вопросы 1 – 3 с.157, с.157 -158, чит.; стихотворение «Тучи» наизусть; | |
3(20) | Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | Знать определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать сюжет | Вопросы, выразительное чтение | С.159-160 – чит.; с.160-162 – выр.чит.; вопросы 1-4 | ||
4(21) | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс» | Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.; Понимать настроение стихотворений | Анализ стихотворений | Инд.: сообщение об И.С.Тургеневе; с.163 – 165, чит., вопр.5; С.165-166, вопр.1 | ||
5(22) | И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей | ИКТ | Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника» | Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков | Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…» | |
6(23) | Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа | Знать содержание рассказа; определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка» | Анализ текста | Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»: 1) «Был прекрасный июльский день…» до «…затеплится на нём вечерняя звезда» | ||
7(24) | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья» | ИКТ | Знать факты биографии поэта, его литературной деятельности, определение понятий | Выразительное чтение, анализ стихов | С.200-201 пересказ; с.201-206 стихи выразит. читать; отв.на вопросы; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению | |
8(25) | А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви | ИКТ | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Анализ стихов; выразительное чтение | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | |
9(26) | Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе» | ИКТ | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Письменный ответ на вопрос | Подготовить устный рассказ на тему: «Всё ли хорошо под сиянием лунным»? | |
10(27) | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Знать определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация» и др.; уметь определять средства художественной выразительности | Вопросы, анализ текста | Выучить наизусть отрывок из стихотворения: от слов «Славная осень…» до «…думаю думу свою». | ||
11(28) | Внеклассное чтение Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка» | Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя | Вопросы | Написать сочинение на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России» | ||
12(29) | РР Трёхсложные размеры стиха | ИКТ | Знать определение понятий: «стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий» | Таблица, тест | Найти примеры стихотворений, написанных трёхсложными размерами стиха. Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Левша» | |
13(30) | Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера | ИКТ | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование»; содержание рассказа | Характер героя, вопросы | Чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан» | |
14(31) | «Там, где стоит «левша», надо читать «русский над» (Н,Лесков). Народ и власть в сказе | Знать содержание рассказа; уметь объяснять авторское отношение к героям, роль образа повествователя сказе | Вопросы | Выписать из текста сказа примеры сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов | ||
III четверть – 21 ч., из них РР – 4 ч. ; Вн. чт. – 3 ч. | ||||||
Произведения русских писателей XIX века | ||||||
1(32) | Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша» | Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; уметь выделять приёмы сказочного повествования, определять их роль в произведении | Анализ сказа | Написать сочинение на тему: «За словесной игрой – не только забава, но и обличение» (по сказу Н.С.Лескова «Левша»); Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» | ||
2(33) | Внеклассное чтение Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах» | ИКТ | Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»; уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора | Вопросы | Создать иллюстрацию по любому эпизоду рассказа | |
3(34) | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе | Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним» | Анализ текста, тест | С.296-297, пересказ; Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» | ||
4(35) | Внеклассное чтение А.П.Чехов. «Смерть чиновника» | Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира» | Работа с текстом, анализ | Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся А.П.Чехов в своих рассказах?» | ||
IV | Произведения русских писателей XX века | |||||
5(36) | А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль | ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; Уметь составлять тезисный план | Тезисный план статьи; анализ текста | II часть учебника С.3-6 чит, вопр.1-3; Дочитать феерию до конца, вор.5 | |
6(37) | А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования | Чтение, анализ текста | С.29-32, вопр1-2,4; Дочитать рассказ до конца, с.38, вопр.4 | ||
7(38) | М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч | ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча | Отметить эпизоды, которые можно назвать сказочными | Выделить эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить рассказ о Насте | |
8(39) | Тропа Насти | Знать скрытый смысл прозвища Насти «золотая курочка», авторское отношение к главной героине | Вопросы | Образ Митраши, составить план его характеристики | ||
9(40) | Тропа Митраши | Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке»; авторское отношение к герою | Анализ текста | Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши | ||
10(41) | РР Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши | ИКТ | Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы | Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши | Дописать сочинение | |
11(42) | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести | Знать определение понятия «пейзаж»; уметь находить в тексте заданные эпизоды | Анализ текста, тест | Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца» | ||
12(43) | РР Стихотворения о Великой Отечественной войне | ИКТ | Знать авторов стихотворений; факты их биографии, творческой деятельности; Уметь выразительно читать стихи | Выразительное чтение | Выучить наизусть с.80-81 | |
13(44) | В.П.Астафьев. рассказ «Конь с розовой гривой» | ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»; Уметь рассказывать выборочно | Анализ текста | С.84-86, вопр.1,3; дочитать до конца; с.107, вопр.1, 3 | |
14(45) | РР Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой» | ИКТ | Знать определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки» | Анализ текста, письменная работа | Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный, летний…» до конца рассказа; пересказать близко к тексту с.98-105 | |
15(46) | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» | ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приёмы характеристики героя» | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста | Эпизод, связанный с историей игры в «замеряшки»; письменно ответить на вопрос | |
16(47) | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия | Ответы на вопросы | Подготовиться к классному сочинению на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В.Распутина) | ||
17(48) | РР Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина | ИКТ | Знать структуру сочинения, уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью | Сочинение | Дописать сочинение | |
18(49) | Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал» | Знать содержание рассказа; понимать смысл его названия | Анализ текста | С.155-165, выразительно читать, отв.на вопр.1-4 с.165; Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | ||
19(50) | Внеклассное чтение Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа | Вопросы, чтение текста | Прочитать рассказ Ф,Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»; Инд.: подготовить пересказ отрывка из автобиографического рассказа Ф.Искандера «Начало» («Читаем, думаем, спорим…») | ||
20(51) | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе | ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; понимать смыл названия рассказа | Чтение, анализ текста по вопросам, тест | С.185, вопр.7 | |
21(52) | Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» | ИКТ | Знать автора; определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; уметь находить художественные средства языка | Выразительное чтение, анализ стихотворений | С.187-188, выразительно читать; подготовить иллюстрации (по желанию) | |
IV четверть – 16 ч., из них РР – ч. ; Вн. чт. – ч. | ||||||
Произведения русских писателей XX века | ||||||
1(53) | C.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша» | ИКТ | Знать поэта; определение понятий «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация» | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Одно стихотворение наизусть (по выбору); нарисовать иллюстрацию (по желанию) | |
2(54) | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты | ИКТ | Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного | Выразительное чтение, анализ стихотворения | С.191 – наизусть | |
3(55) | Н.М.Рубцов. «Тихая лирика». Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» | ИКТ | Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества | Выразительное чтение, анализ стихотворения | С.192 – выразительно читать | |
V | Из литературы народов России | |||||
4(56) | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга» | ИКТ | Знать сведения о выдающемся татарском поэте; уметь выразительно читать стихотворения | Выразительное чтение, анализ стихотворения | С.196-197 – выразительно читать; с.198 вопр.1-2 | |
5(57) | Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» | ИКТ | Знать сведения об авторе; уметь объяснять художественные приёмы в стихотворении | Выразительное чтение, анализ стихотворения | С.200-201 – выразительно читать; С.201 вопр1-3 | |
VI | Из зарубежной литературы | |||||
6(58) | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; Понимать смысл мифов, образ идеального героя | Чтение, вопросы, тест | Пересказ мифа (по выбору) | ||
7(59) | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе» | Знать определение понятий «легенда», «миф», «реальность»; Понимать, в чём отличие мифа от легенды | Чтение, вопросы, тест | С.212-214, пересказ | ||
8(60) | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | Знать понятие «героический эпос»; уметь находить средства художественной выразительности | Чтение, вопросы, тест | Дочитать поэму до конца, вопр.11 с.248 Подготовиться к вн. чтению – прочитать роман Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | ||
9(61) | Внеклассное чтение Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного; сравнивать героев | Вопросы, анализ текста | Письменно ответить на вопрос: Чем близок и дорог роман «Дон Кихот» людям нашего времени? | ||
10(62) | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», её отличие от былины и песни | Выразительное чтение, анализ баллады | С.254-258, выр. читать; вопросы 2-4с.258 | ||
11(63) | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение | Вопросы | Дочитать до конца, вопр. 3-5 с277; Подготовиться к вн. чтению – прочитать Роман М.Твена «Приключения Гекльберри Финна» | ||
12(64) | Внеклассное чтение М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия | Анализ эпизодов | Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам | ||
13(65) | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» | Анализ текста | Подготовиться к литературной викторине | ||
14(66) | Литературная викторина | Уметь определять автора, героя, название произведения | Тест | |||
15-16 (67-68) | Резервные уроки | |||||