Рекомендации для заучивания наизусть
Для заучивания берутся тексты, не входящие в тот минимум, который включен в программу средней школы. Студент должен уметь проанализировать текст, раскрыть при этом творческую индивидуальность поэта.
Два-три стихотворения Н.А.Некрасова. Два отрывка из двух разных поэм Н.А.Некрасова.
Два-три стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
По одному стихотворению А.К.Толстого, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова, И.С.Никитина, Козьмы Пруткова.
Практические занятия.
Практическое занятие № 1.
МАСТЕРСТВО И. А. ГОНЧАРОВА-РЕАЛИСТА В РОМАНЕ "ОБЛОМОВ".
Цели занятия: уточнить представления об особенностях таланта и мастерства И. А. Гончарова; осмыслить идейно-художественное новаторство и значимость образа Ильи Ильича Обломова.
Вопросы и задания:
1. Русские критики об особенностях таланта И. А. Гончарова.
2. Особенности решения проблемы "характер и обстоятельства" в романе "Обломов" как проявление своеобразия реалистического метода писателя. Что дает для обрисовки Обломова глава "Сон Обломова" (гл. 9, ч. 1)?
3. Система образов-персонажей в романе. Какие стороны личности и характера Обломова раскрываются через историю его отношений со Штольцем, Ольгой, Захаром, Пшеницыной?
4. Мастерство психологического анализа в романе. Покажите его на примере анализа гл. 6, ч. 2 (любовное объяснение Обломова и Ольги Ильинской); гл. 1, ч. 4 (любовное объяснение Обломова и Агафьи Матвеевны Пшеницыной).
1) Гл. 6, ч. 2: любовное чувство героев, сходство и различие в его содержании, средства авторского анализа любовного чувства героев (параллельность изображения движения души; диалог, синтаксис и интонация речи героев; внутренние монологи героев; авторская ремарка, описание природы и включение природных образов при показе душ героев; недоговоренность, подтекст, требующий активной работы читательского воображения).
2) Гл.1, ч. 4: обстановка, авторский рассказ о героях, описание их внешности и поведения, сценка и диалог, авторская ремарка, ее характер.
5. Жизненные итоги героев романа. Проблема положительного героя. Сложность авторской позиции в "Обломове".
ИСТОЧНИКИ
Гончаров И. А. Обломов. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).
КРИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года (любое издание).
Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? (любое издание).
Дружинин А. В. Обломов. Роман И. А. Гончарова // Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983.
Ермолаева Н. Л. Иван Александрович Гончаров (Пособие для учителя). Иваново, 1997.
Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л., 1962 (С. 80-128).
Краснощекова Е. Н. "Обломов" И. А. Гончарова. М., 1970.
Лощиц Ю. М. Гончаров. М., 1977 (Гл. "Обломов").
Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.
Практическое занятие №2.
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНОВ И. С. ТУРГЕНЕВА ("ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО")
Цели занятия: на примере одного из романов И. С. Тургенева уяснить
своеобразие метода и стиля художника, особенности его позиции накануне реформы 1861 года;
закрепить навыки анализа эпического произведения.
Вопросы и задания:
1. Особенности общественно-политической ситуации и позиции Тургенева в середине 1850-х годов.
2. Осмысление писателем судеб представителей русского дворянства и народа, их роли и места в истории России. История Лаврецких, Калитиных, история крестьянских родов, их идейно-художественная роль в романе.
3. Мысли Тургенева о судьбе России, о герое времени, их отражение в образах Лаврецкого, Паншина, Михалевича. Образ Родины в романе. Роль диалогов, споров в произведении.
4. Любовная интрига, ее место и роль в романе, идейный и философский смысл. Понимание Тургеневым долга, любви, счастья, судьбы, его отношение к тайным сторонам человеческого бытия. Сюжет и композиция.
5. Место и роль образа природы в произведении.
6. Музыка как средство характеристики персонажей.
7. В чем же особенности тургеневского романа?
ИСТОЧНИКИ
Тургенев И. С. Дворянское гнездо. Для сравнения: Рудин. Накануне. Дым. Новь (по любому изданию).
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962 (гл. о "Дворянском гнезде").
Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 240-283.
Лебедев Ю. Тургенев. М., 1990. С. 353-367.
Маркович В. М. Между эпосом и трагедией (о художественной структуре романа Тургенева "Дворянское гнездо") // Проблемы поэтики русского реализма. Л., 1984.
Чичерин А. В. Тургенев и его стиль // Чичерин А. В. Ритм образа. М., 1973. С. 27-59.
Практическое занятие № 3.
ОБРАЗ БАЗАРОВА В ОСМЫСЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ И. С. ТУРГЕНЕВУ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ XIX ВЕКА.
Цели занятия: разобраться в сложности образа Базарова;
сопоставить различные точки зрения на образ Базарова, выявить их сильные и слабые стороны;
совершенствовать навыки работы с критической и научной литературой.
Вопросы и задания:
1. Тургенев о Базарове.
2. Базаров в оценке современной критики:
· позиция "Современника" (статья М. Антоновича);
· позиция "Русского слова" (статьи Д. И. Писарева "Базаров", "Реалисты", эволюция его взглядов);
· современное и вечное в романе в трактовке критиков и писателей XIX века (статья Н.Н Страхова);
3. Сущность нигилизма Базарова, его общественно-историческая, эстетическая и нравственно-философская основы. Мнения Архипова, Пустовойта, Манна, Батюто, Лебедева, Марковича и др. по этому вопросу.
4. Трагизм образа Базарова. С кем из критиков и исследователей Вы соглашаетесь в оценке образа?
5. Место образа Базарова в поэтическом мире романа. Как осмысливается эта проблема разными исследователями? Своеобразие сюжетного действия, композиция, средства выражения авторского отношения к герою (прием параллелизма, природа, образы-символы, диалоги, их значение для характеристики героя и др.).
6. Эволюция во взглядах на образ Базарова и его место в романе в литературоведении XX века.
ИСТОЧНИКИ
Тургенев И. С. Отцы и дети.
Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Сочинения. М.; Л., 1967. Т. 14. С. 97-110; Письма. Т. IV. C. 379-382; Т. VI. С. 250-262 (карточки).
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике. Л., 1986 (обязательно статьи М. Антоновича, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова).
Архипов В. К творческой истории романа Тургенева "Отцы и дети" // Русская литература. 1958. № 1 (выписки для ответа на вопросы занятия).
Бялый Г. А. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". М.; Л., 1963 (выписки).
Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х годов XIX века. М., 1960 (общее знакомство).
Манн Ю. М. Базаров и другие // Новый мир. 1968. № 10.
Маркович В. М. Кто такой Базаров? // Литература в школе. 1981. № 4. Или:
Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. М., 1982. С. 186-202.
Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" М., 1982 (конспект, обязательный для всех).
Практическое занятие № 4.
"ЖИЗНЬ СЕРДЦА" В ИЗОБРАЖЕНИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Цель занятия: уяснить особенности этической и эстетической позиции
писателя;
увидеть ее связь с его революционными убеждениями;
дать опыт современного прочтения романов "Что делать?" и «Пролог».
Вопросы и задания:
1. Политические, этические и эстетические убеждения Чернышевского, их воплощение в его беллетристической деятельности (на примере романов "Что делать?" и "Пролог"):
· жанр произведений; место любовной темы в жанровой структуре политического романа;
· традиционные сюжеты (любовный "треугольник", судьба "погибшего, но милого создания", торговля женой ради карьеры и др.) в трактовке Чернышевского;
· любовь людей "пошлых", "новых", "особенных";
· приемы раскрытия любовных чувств (диалоги, дневники, сны, "авторский конферанс" (Ю. М. Лотман) и проч.);
· "проза любви";
· есть ли место трагедии в жизни героев "Что делать?" и "Пролога"?
· смысл и значение символических образов;
· видеть разницу решений темы любви в романах "Что делать?" и "Пролог" в связи с изменениями общественной ситуации, умонастроений и личной судьбы Чернышевского.
2. Картина "идеального общества" в утопии и антиутопии (четвертый сон Веры Павловны, его источники – напр., "Город Солнца" Т. Кампанеллы) и опровержения ("Сон смешного человека" Ф. М. Достоевского, антиутопии ХХ века: Е. Замятин "Мы", Дж. Оруэлл "1984" или др.).
3. Какие сильные и слабые стороны Чернышевского – идеолога, писателя и человека открываются в "страницах любви"?
ИСТОЧНИКИ
Чернышевский Н. Г. Что делать? Пролог (любое издание).
Набоков В. В. Дар (гл. IV – любое издание).
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Писарев Д. И. Мыслящий пролетариат (любое издание).
Лебедев А. А. Герои Чернышевского. М., 1962.
Руденко Ю. К. Чернышевский. "Что делать?" Л., 1979.
Пинаев М. Т. Чернышевский. Художественное творчество. М., 1983.
Вердеревская Н. А. Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" М., 1983.
Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопии // Новый мир. 1988. № 12. С. 217-231.
Плимак Е. Мемуары "забавного человека" (о романе Н. Г. Чернышевского "Пролог") // Вопросы литературы. 1979. № 9.
Головина Т. Н. "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина: Литературные параллели. Иваново, 1997. С. 50-60.
Практическое занятие № 5.
ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ВИДЕНИИ
Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА
Цели занятия: путем сопоставления эстетических позиций и творческих
манер двух поэтов определить и объяснить сходство и различие их поэзии.
Вопросы и задания
1. Смысл понятия "чистое искусство" и состав участников этого направления.
2. Общее и различное в поэтическом видении Тютчева и Фета:
· Своеобразие философской направленности и пути ее художественного воплощения.
· Способы изображения природы и человека.
· Место мира действительного и мира социального в лирике поэтов.
· Своеобразие раскрытия интимных и любовных переживаний.
3. Принципы поэтического новаторства Тютчева и Фета.
4. Какие изменения происходят в художественном мире поэтов?
5. Каково место поэзии Тютчева и Фета в истории русской поэзии середины XIX века?
ИСТОЧНИКИ
Тютчев Ф. И. Осенний вечер, "Певучесть есть в морских волнах…", "Тени сизые смесились…", Наш век, "Не то, что мните вы, природа…", "От жизни той, что бушевала здесь…", "Сижу задумчив я…", Первый лист, Фонтан, "Есть в осени первоначальной…", "Две силы есть – две роковые силы…", "О! как убийственно мы любим!..", Последняя любовь, "Я очи знал – о, эти очи!" Silentium!, "Есть и в моем страдальческом застое…"; Поэзия; "Не верь, не верь поэту, дева…"; "Предопределение".
Фет А. А. "Шепот, робкое дыханье…"; Вакханка; Туманное утро; "Не тем, Господь, могуч, непостижим…"; "Одним толчком согнать ладью живую…"; "Солнца луч промеж лип был жгуч и высок…"; "На кресле отвалясь, гляжу на потолок…"; Диана; "На стоге сена ночью южной…"; "Какая ночь! Как воздух чист!"; "Зреет рожь над жаркой нивой…"; А. Л. Бржеской ("Далекий друг, пойми мои рыданья…"); "Ель рукавом мне тропинку завесила…"; Alter ego; "Ты отстрадала, я еще страдаю…"; Муза; Музе; "Как беден наш язык…"; Псевдопоэту; "Я пришел к тебе с приветом…".
КРИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Фет А. А. О стихотворениях Ф. И. Тютчева // Фет А. А. Стихотворения. Проза. Письма. М., 1988. С. 281-299 (или по другому изданию).
Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета // Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984. С. 192-234.
Дружинин А. В. Стихотворения А. А. Фета // Дружинин А. В. Прекрасное и вечное. М., 1988. С. 142-156.
Ходасевич В. О Тютчеве // Ходасевич В. Колеблемый треножник. М., 1991.
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 1962. С. 179-265.
Берковский Н. Я. О русской литературе: Сб. статей. Л., 1985. (Статья о Ф.И. Тютчеве).
Маймин Е. А. Русская философская поэзия. М., 1976. (Гл. 6 Философская лирика Ф. И. Тютчева).
Кожинов В. В. Фет и "эстетство" // Вопросы литературы. 1975. № 9. С. 122-144 или Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века (Развитие стиля и жанра). М., 1978. (Гл. 5).
Благой Д. Д. Мир как красота (О "Вечерние огнях" Фета). М., 1975.
Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.
Скатов Н. Н. Далекое и близкое. М., 1981. С. 119-149. (ст. "Лирика Афанасия Фета").
Практическое занятие № 6.
ЖАНР ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА
Цели занятия: закрепить представления об особенности жанра поэмы в
русской литературе; увидеть своеобразие жанра поэмы в творчестве Некрасова, его эволюцию.
Вопросы и задания:
1. Проблемы "герой и народ", "герой и родина" как главный источник эпического вдохновения Некрасова. Различные аспекты этих проблем в поэмах Некрасова 1850-х годов, "некрасовский вариант" их разрешения.
2. Поиск нового героя и новых средств его изображения. "Высокий герой", способы его воплощения у Некрасова. Автор-повествователь, пути его изображения. Эволюция героя в поэмах Некрасова (Белинский, Саша, Агарин, автор-повествователь, Крот, народ).
3. Ориентация Некрасова на традицию и ее преодоление в структуре поэмы. Эпические начала в сюжете. Эпический потенциал образов народа и Родины, изобразительное и повествовательное начала в произведениях.
4. Источники лиризма в поэмах Некрасова. Формы проявления лирического начала.
5. Роль романтического начала, его трансформация. Почему оказалось возможно появление после "Тишины" "Коробейников"?
6. "Мороз Красный нос" как эпическое произведение.
7. Декабристский цикл Некрасова, цели, способы, художественный результат использования поэтом романтической традиции.
ИСТОЧНИКИ
Некрасов Н. А. Белинский. Саша. Несчастные. Тишина. Коробейники. Мороз, Красный нос. Дедушка. Русские женщины (по любому изданию).
КРИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Лебедев Ю. В. Н. А. Некрасов и русская поэма 1840-1850-х годов. Ярославль, 1971.
Груздев А. И. Об эволюции жанра поэмы в творчестве Некрасова (1850-е годы) // Некрасовский сборник. Т. VI. Л., 1967.
Гаркави А. М. Поэма Некрасова "Саша" // Некрасовский сборник. Т. II. М., Л., 1956.
Жовтис А. Л. К вопросу о традициях революционного романтизма в творчестве Н. А. Некрасова (поэма "Несчастные") // Жовтис А. Л. Стихи нужны… Алма-Ата, 1968.
Груздев А. И. Декабристский цикл поэм Некрасова. Л., 1976.
Сапогов В. А. Анализ художественного произведения (Поэма Некрасова "Мороз Красный нос"). Псков, 1999.
Практическое занятие №7 (лектура-коллоквиум).
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕДИНЫ ХIХ ВЕКА
Цели занятия: закрепить представление об особенности русской поэзии
середины ХIХ века, о сложном процессе формирования новых эстетических идеалов;
осмыслить творческую индивидуальность каждого из поэтов и его место в литературном процессе эпохи.
Вопросы и задания:
1. Особенности русской поэтической эпохи середины ХIХ века. Отражение в поэзии различных эстетических программ.
2. Характеристика основных направлений русской поэзии 1850-1860-х годов:
а) трансформация романтических традиций в лирике Н. П. Огарева, А. К. Толстого, А. Н. Майкова, А. А. Григорьева, Я. П. Полонского (с конкретными примерами анализа текстов).
б) постромантическая гражданская лирика, ее основные тенденции (М. Л. Михайлов, Д. Д. Минаев, Н. А. Добролюбов, В. С. Курочкин).
в) своеобразие поэтической и эстетической позиции И. С. Никитина.
3. Традиционное и новаторское в жанровой системе русской лирики 1850- 60-х годов.
ИСТОЧНИКИ
Тексты стихотворений названных поэтов подбираются студентами самостоятельно по различным поэтическим сборникам.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Скатов Н. Н. Поэзия 1850-1860-х годов; Поэты некрасовской школы // История русской литературы. Т. 3. Л., 1982. С. 315-332, 382-402.
Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины ХIХ века. М., 1975.
История русской поэзии: В 2 т. Т. 2. Л., 1969 (Соответствующие главы).
Вступительные статьи разных авторов к сборникам названных поэтов.
Примечание: Анализ творчества поэтов сопровождается отчетом в знании стихотворений наизусть.
Практическое занятие № 8.
"ГРОЗА" А. Н. ОСТРОВСКОГО – РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАГЕДИЯ
Цели занятия: проанализировать разные точки зрения на жанровую природу пьесы, уяснить причины их появления; совершенствовать навыки анализа драматического произведения.
Вопросы и задания:
1. А. Н. Островский об особенностях драматического произведения, понятие "сильной драмы" в его осмыслении.
2. Драматический конфликт пьесы, его характер, масштаб. Группировка персонажей. Природный мир, бытовые сцены, их взаимодействие. Своеобразие сюжетного построения пьесы.
3. Катерина как трагическая героиня. Социально-психологические истоки ее трагедии. Нравственная чистота и поэтичность натуры главной героини.
4. Кризисное, катастрофическое состояние мира, его художественное воплощение в пьесе "Гроза". Реалистическая символика.
5. Жанровое своеобразие "Грозы". Трагедийное начало в пьесе. Связь пьесы с народной культурой.
ИСТОЧНИКИ
Островский А. Н. Гроза (любое издание).
Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1946-53. Т. 12. С. 135, 168, 194, 318-319, 321. Т. 14. С. 175-178 (выписки).
КРИТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве.
Писарев Д. И. Мотивы русской драмы.
Лебедев Ю. В. О народности "Грозы", "русской трагедии" А. Н. Островского // Лебедев Ю. В. В середине века. М., 1988.
Скатов Н. Н. Создатель народного театра (А. Н. Островский) // Скатов Н. Н. Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. М., 1981. С. 150-174.
Штейн А. Л. Мастер русской драмы. М., 1973. С. 133-171.
Журавлева А. И. К прочтению пьесы А. Н. Островского "Гроза" // Литература в школе. 1998. № 3.
Практическое занятие № 9.
Пути создания сатирического образа в «Истории одного города» и в «Господах Головлевых»
Цели занятия: углубить представление о сатирическом образе, принципах и средствах его создания; осмыслить особенности сатирического образа у Салтыкова-Щедрина на разных этапах творчества писателя.
Вопросы и задания:
1.»История одного города» как итоговое для сатиры Щедрина 60-х годов произведение. Характер сатиры в этом произведении.
2.Фердыщенко в ряду образов градоначальников «Истории». Идея образа, аспекты раскрытия его общественной и личной сути, средства сатирической типизации (гл. «Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник»).
3.Реальные основания гротескно-сатирического мира в «Истории…»
4.Как вписывается роман «Господа Головлевы» в творческие искания писателя 70-80-х годов? Место и функции образа Иудушки Головлева в романе? Пути создания образа.
5.Общее и различное в принципах сатирической типизации в «Истории одного города» и «Господах Головлевых». В каких направлениях шло развитие щедринской сатиры?
ИСТОЧНИКИ:
С а л т ы к о в-Щ е д р и н М. Е. История одного города. Господа Головлевы (любое издание).
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
А у э р А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины XIX века. Коломна, 1993.
Б у ш м и н А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.
Г о л о в и н а Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново, 1997.
Н и к о л а е в Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977. С.169-259.
П а в л о в а И.Б. Загадка финала «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина // Писатель и жизнь. М., 1981.
Практическое занятие № 10.
Г.И. Успенский как мастер очеркового жанра
Цели занятия: определить место и значение жанра очерка в литературе 70-80-х годов XIX века; увидеть то новое, чем обогатил Успенский очерк; разобраться в сущности полемических концепций ученых;
Вопросы и задания:
1.Место жанра очерка в литературе 70-80-х годов.
2.Г.Успенский о мастерстве писателя и причинах своего обращения к очерку (реферат) 3.Новаторство образной системы, принцип объединения материала в цикле «Крестьянин и крестьянский труд».
4.Органическая слитность публицистического и художественного изображения действительности:
1) Причины введения публицистического начала;
2) Основной тон повествования, соотношение в нем «истерической» лирики и проповеднического пафоса.
3) Принципы совмещения публицистического и художественного пластов.
5.Документ, его функция. Как связано включение документа с аналитическим складом таланта писателя?
6.Образ повествователя, его обусловленность исследовательской, художественно-публицистической направленностью очерков цикла «Крестьянин и крестьянский труд».
7.Сделайте выводы о мастерстве Успенского-очеркиста.
ИСТОЧНИКИ:
У с п е н с к и й Г.И. О мастерстве писателя и задачах очеркиста // Русские писатели о литературе. Т.II. Л., 1959 (к реферату).
У с п е н с к и й Г.И. Цикл «Крестьянин и крестьянский труд» (определить принцип циклизации). Очерки «Иван Ермолаевич», «Поэзия земледельческого труда» (конкретный анализ).
С л е п ц о в В.А. Питомка (любое издание).
У с п е н с к и й Н.В. Обоз. Уездные нравы. Хорошее житье (любое издание)
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б я л ы й Г.А. О некоторых особенностях реализма Глеба Успенского // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973. С. 96-117.
М и х а й л о в с к и й Н.К. Г.И. Успенский как писатель и человек // Н. Михайловский. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX- начала XX века. Л., 1989. С.289-401.
П р у ц к о в Н.И. Своеобразие реализма Глеба Успенского // Проблемы реализма русской литературы XIX века. М.-Л., 1961. С.263-280.
Примечание. В справочной литературе найти и выписать на карточки определение понятий «очерк», «публицистика».
Практическое занятие № 11.
«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова как опыт
создания трагедии народной жизни
Цели: понять новаторство Лескова в раскрытии народной жизни,
в понимании им русского национального характера;
раскрыть полемический характер звучания этой темы,
осмыслить оригинальность ее решения в контексте исканий
русской литературы 1850-60-х годов.
Вопросы и задания:
1.Народная тема в русской литературе середины XIX века. Пути ее художественного решения, наметившееся в этот период. Место Лескова в этих исканиях.
2.Почему автор определяет жанр своего произведения как «очерк»? В чем и как конкретно проявляется очерковое начало этого произведения?
3.Почему Катерина Измайлова названа «леди Макбет Мценского уезда»? В чем смысл шекспировского «контекста»? Как все это соотносится с очерковой природой этого произведения?
4.Художественное своеобразие образа Катерины Измайловой:
1) Лубочный характер портрета и «обрамления»,
2) «Зоологический» элемент в портрете, характере, поведении героини,
3) Любовь в жизни и судьбе Катерины Львовны,
4) Прием контраста и сопоставления (Катерина Львовна – Сергей),
5) Отношение автора к героине.
5.Особенности повествовательной манеры.
6.Сделайте выводы о новаторстве Лескова в решении народной темы.
ИСТОЧНИКИ:
Л е с к о в Н.С. Леди Макбет Мценского уезда (любое издание). Некуда // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 9-ти т. Т.2. М., 1956. С. 178-184 (спор Розанова с Зарницыным о возможности трагедии в народной жизни).
Для сравнения привлекаются пьесы: О с т р о в с к и й А.Н. Гроза; П и с е м с к и й А.Ф. Горькая судьбина (любое издание).
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
А н н и н с к и й Л. Лесковское ожерелье. М., 1982. С.59-92.
Г р о с с м а н Л. Н.С. Лесков: Жизнь – творчество – поэтика. М., 1945. Ч.2. Творчество. С.126-132; 251-294.
С т о л я р о в а И.В. Трагическое в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская литература. 1981. №4. С.77-94.
Практичесоке занятие № 12.
Проблема «многоголосия» романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Цели занятия: понять особенности повествовательной манеры
Достоевского;
выявить характер соотношения позиции автора и
позиции героев;
разобраться в сущности концепции
«полифонизма».
Вопросы и задания:
1.Что такое «многоголосие» в романе Достоевского? Объясните смысл концепции «полифонизма» М. Бахтина. 2.Проанализируйте соотношение голоса автора и голосов персонажей в романе «Преступление и наказание» (ч.I, гл.4).
3.Как соотносятся между собой голоса персонажей («внутренний» монолог Раскольникова и разговор студента с офицером (ч.I, гл.6).
4.Диалоги Раскольникова и Сони Мармеладовой (ч.4, гл.4). Средства передачи «внешнего» и «внутреннего» диалогов героев.
5.Как влияет включение внутренних и внешних монолога и диалога на структуру романа?
6.Сделайте выводы о некоторых особенностях поэтики и стиля романа «Преступление и наказание».
ИСТОЧНИКИ:
Д о с т о е в с к и й Ф.М. Преступление и наказание (любое издание)
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б а х т и н М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. Гл. «От автора», гл. I-II (можно любое более позднее издание).
Ф р и д л е н д е р Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л.,1964. Гл.4.
М ы с л я к о в В.А. Как рассказана история Родиона Раскольникова: (К вопросу о субъективно-авторском начале у Достоевского) // Достоевский. Материалы и исследования. Ч.1. Л., 1974, С.147-163.
Практическое занятие № 13.
Поэтика образа князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот»
Цели занятия: понять принципы создания художественного образа в романе Достоевского; уяснить специфические особенности создания образа князя Мышкина как единственного в своём роде героя Достоевского; разобраться в сути полемических суждений о романе «Идиот».
Вопросы и задания:
1.Место образа князя Мышкина в композиции романа. (Проанализируйте в этом аспекте несколько коллективных тем, участником которых герой является).
2.Портрет Мышкина, его поэтика. (Т.1. гл.1).
3.Предыстория героя. Как она раскрыта? Что дает она для понимания Мышкина, его княжества?
4.Слово Мышкина, его содержание, структура.
5.Отношения Мышкина с Аглаей и Настасьей Филипповной, их прототипичность (ср. с пушкинской легендой о бедном рыцаре).
6.Финал романа, его роль в раскрытии образа Мышкина.
ИСТОЧНИКИ:
Д о с т о е в с к и й Ф.М. Идиот (любое издание)
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Е р м и л о в а Г.Г. Тайна князя Мышкина: О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993. С.48-127.
Е р м и л о в а Г.Г. Восстановление падшего слова, или о филологичности романа «Идиот»// Достоевский и мировая культура. Альманах. №12. М., 1999. С.54-80
К а с а т к и н а Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского, «И утаил от детей…» Причины непроницаемости князя Льва Мышкина // Касаткина Т. Характерология Достоевского. М., 1996. С.202-208, 227-292.
(1-ую ст. ещё см.: Достоевский в конференции XX века. М., 1996. С.67-136)
Р о м а н Д о с т о е в с к о г о «И д и о т»: Раздумья, проблемы. Иваново, 1999.
С к а ф т ы м о в А.П. Тематическая композиция романа «Идиот»// Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
Практическое занятие № 14.
Стиль и язык глав XXXV – XXXVII (Т. III, ч. 2)
«Войны и мира» Л.Н. Толстого
Цели занятия: установить некоторые особенности реализма Толстого, толстовскую манеру раскрывать сложный душевный мир героев; понять характер соотношения философско-публицистических рассуждений писателя и беллетристического повествователя; совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения.
Вопросы и задания:
1. Л. Толстой о задачах своего романа, трудностях его форм.
2. Структура авторского повествования в XXXV главе. Взаимодействие речи рассказчика, реплик и суждений персонажей, роль диалогов.
3. Гл.XXXVI. Как описывается обстановка на поле боя? Как создается впечатление о бессмысленности войны и невозможности управлять ходом военных действий? Изменилось ли что-то в структуре авторского повествования в сравнении с XXXV главой?
4. Какие стилистические средства и приемы нагнетаются при изображении доктора, перевязочного пункта, раненых? Что дает это для раскрытия авторской позиции?
5. Какие особенности стиля авторского повествования заметно усиливаются при характеристике того, как князь Андрей пришел к мысли о всеобщей любви? Проанализируйте:
1) предсмертный монолог Болконского;
2) первое и второе воспоминание о детстве;
3) воспоминание о Наташе;
4) описание состояния любви ко всему сущему.
6. Каковы стилистические и языковые особенности глав XXXV – XXXVII (Т.III, ч.2)? Как связаны они с философской и эстетической позицией художника?
ИСТОЧНИКИ:
Т о л с т о й Л.Н. Война и мир. Т.III, ч.2, гл. XXXV, XXXVI, XXXVII (Любое издание).
Т о л с т о й Л.Н. Наброски предисловия к «Войне и миру». Несколько слов по поводу книги «Война и мир» (Любое издание). Можно в кн.: Л.Н. Толстой «Война и мир» в русской критике. М., 1989. С.26-37.
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
К а н д и е в Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М.. 1967. С.245-258.
К у п р е я н о в а Е.Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература.1985. №1. С.161-172.
С к а ф т ы м о в А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.С.182-217.
Практическое занятие № 15.
Соотношение сюжетных линий Анны и Левина, их характеров в романе Л. Толстого «Анна Каренина».
Цели занятия: уяснить своеобразие композиции романа;
понять характер идейных исканий Анны и Левина; разобраться в полемических суждениях относительно проблемы, вынесенной в название практического занятия.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте различные точки зрения ученых на смысл соотношения сюжетных линий Анны и Левина. Какая из концепций представляется наиболее убедительной и почему?
2. Установите линии сближения и расхождения Анны и Левина по таким проблемам:
1) характер и его социальная среда;
2) отношение к вопросам любви, семьи;
3) духовный мир личности;
4) жизненные позиции и финалы романной судьбы героев.
3. Проанализируйте эпизод встречи Анны и Левина.(ч.VII, гл.IX-XI). Можно ли считать его «знаком», скрепляющим параллельно развивающиеся сюжетные линии Анны и Левина.
4. Проблемы, образы, идеи, входящие в роман по сюжетным линиям Анны и Левина. Как благодаря этому раздвигаются горизонты «широкого романа»?
ИСТОЧНИКИ:
Т о л с т о й Л.Н. Анна Каренина (любое издание)
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б а б а е в Э.Г. Из истории русского романа XIX века: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. Гл.3.
К у п р е я н о в а Е.Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2-х т. Т.2. М.-Л., 1964. С.270-349.
Х р а п ч е н к о М.Б. Лев Толстой как художник. М.,1965. Гл.4.
Э й х е н б а у м Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974. Ч.3. – «Анна Каренина». С.160-173.
Практическое занятие № 16.
Сюжет и композиция чеховских рассказов (на примере «Случая из практики»)
Цели занятия: познакомиться со взглядами Чехова на композицию произведения, учиться соотносить их с художественной практикой писателя; понять новаторство чеховской прозы; совершенствовать навыки целостного анализа небольшого эпического произведения;
Вопросы и задания:
1.Суждения Чехова о композиции рассказа.
2.Содержание и характер конфликта в рассказе «Случай из практики». Его обусловленность идейно-эстетической позицией Чехова и проблематикой произведения. С какими героями и образами соотнесено основное сюжетное действие?
3.Движение сюжета в развитии образов и компонентов произведения (авторское повествование, портрет, пейзаж, звуковые рефрены, диалог, внутренний монолог):
1) Развитие мысли главного героя (в авторском повествовании, монологе, диалоге).
2) Взаимодействие мысли Королева с другими идейными и поэтическими мотивами рассказа. Движение тональности.
3) Взаимосвязь сюжетного действия со всей системой образов и компонентов произведения.
4.Как же осуществляется динамическое композиционное и стилевое единство рассказов? Его основные композиционные принципы.
ИСТОЧНИКИ:
Ч е х о в А.П. Случай из практики (любое издание).
Ч е х о в А.П. О литературе. М., 1955:
а) письмо Д.В .Григоровичу от 12 янв. 1888г. С.57.
б) А.С. Суворину от 27 окт. 1888г. С.93.
в) Ал.П. Чехову от 11 апр. 1889г. С.124.
г) А.Н. Плещееву от 30 сент. 1889г. С.134.
д) Ф.Д. Батюшкову от 15 дек. 1897г. С.192.
е) Л.А. Авиловой от 29 апр. 1892г. С.161.
ж) А.В. Жиркевичу от 2 апр. 1895г. С.182-183.
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Д е р м а н А. О мастерстве Чехова. М., 1959. Гл.III, IV, VII.
П а п е р н ы й З. А.П. Чехов: Очерк творчества. Изд. 2, доп. М., 1960. С.241-254.
С е м а н о в а М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С.8-29.
Ч у д а к о в А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. С.198-289.
Практическое занятие № 17.
Система и специфика раскрытия образов в драматических произведениях А.П. Чехова («Чайка», «Вишневый сад» )
Цели занятия: понять новаторство Чехова в изображении характеров героев и их группировке; проследить эволюцию драматурга от «Чайки» к «Вишневому саду».
Вопросы и задания:
1.А. Чехов о мастерстве драматурга (реферат).
2.Характер тематики чеховской драмы, ее поэтическое воплощение (сравнить в «Чайке» и «Вишневом саде»).
3.Что представляет собой система образов в пьесах Чехова? Какие персонажи образуют тематические и психологические центры в пьесах? Как они соотносятся с поэтическими образами пьесы? (сравните предложенные для анализа пьесы).
4.Бытовой и лирический планы в раскрытии образов персонажей. Сравните способы и средства выражения во II действии «Чайки» и II действии «Вишневого сада» (в действиях персонажей, их взаимоотношениях, диалогах, монологах, в поэтической символике, декорациях, авторских ремарках).
5.Психологический конфликт и внутренний кризис действующих лиц. Развитие кризиса, итог. Средства и способы его выражения (сравните Треплева, Нину Заречную в «Чайке» и Раневскую, Аню в «Вишневом саде»).
6.Как меняются способы и приемы характеристики персонажей по ходу действия в пьесе (показать на одном из персонажей).
7.В каких чеховских приемах и средствах раскрытия образов идет движение от пьесы к пьесе? Как это обуславливается жанром и тематикой произведения?
ИСТОЧНИКИ:
Ч е х о в А.П. Чайка. Вишневый сад (любое издание).
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б е р д н и к о в Г. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. Изд.3, дораб. М., 1984. С.345-369, 430-458.
Е р м и л о в В.В. А.П. Чехов. М., 1959. С. 415-431, 473-493.
П а п е р н ы й З.С. «Чайка» Чехова. М., 1980.
С к а ф т ы м о в А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380.
Литература к реферату:
Ч е х о в А.П. О литературе. М., 1955:
а) письмо А.С. Суворину от 21 окт. 1895г. С.185.
б) Е.П. Гославскому от 11 мая 1899г. С.205-206.
в) О.П. Книппер от 2 янв. 1900г. С.214.
г) от 23 марта 1903г. С.257; от 21 сент., 25
сент., 27 сент., 2 окт., 3 окт., 7 окт.1903г. С.263-264.
д) «Театр и драматургия». С.301.
е) из воспоминаний Ф.Я. Батюшкова. С.302-306.
ж) из воспоминаний Е. Карпова. С.307.
Практическое занятие № 18.
Своеобразие метода и стиля В.М. Гаршина
(целостный анализ рассказа «Красный цветок»)
Цели занятия: понять своеобразие художественного мира Гаршина; Увидеть особенности метода и стиля писателя в связи с общими тенденциями развития литературного процесса 1880-х годов; совершенствовать навыки целостного анализа небольшого эпического произведения.
Вопросы и задания:
Составьте письменный развернутый план анализа текста, учитывая следующие вопросы:
1.Общественно-литературная ситуация, в которой писался рассказ.
2.Как создается образ главного героя (его идея, портрет, речь, деталь, цвет, звук)
3.Герой и мир.
4.Герой и автор.
5.Образ красного цветка, его функции и значение, смысл названия рассказа.
6.Определите текущее и “вековечное” в содержании рассказа. Какие особенности эпохи, настроения людей удалось запечатлеть автору?
7.В чем, на ваш взгляд, жанровое своеобразие произведения?
8.Сделайте выводы об особенностях стиля и метода Гаршина. В какой мере они были определены новой литературной ситуацией?
ИСТОЧНИКИ:
Г а р ш и н В.М. Красный цветок (любое издание).
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
А в е р и н Б.В. Всеволод Гаршин // История русской литературы: В 4-х т. Т.4. Л.,1983. С.123-142.
Б я л ы й Г.А. К вопросу о русском реализме конца XIX века // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973. С.3-30.
М и х а й л о в с к и й Н.К. О Всеволоде Гаршине. Еще раз о Гаршине и о других // Михайловский Н. Статьи о русской литературе XIX-начала XX века. Л., 1989. С. 252-288.
С к в о з н и к о в В. Реализм и романтика в произведениях В.М.Гаршина // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз., 1957. Т.16. Вып.3. С.233-246.
С о к о л о в а М. Романтические тенденции критического реализма 80-90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. Т.3. М., 1974. С.48-76.
Практическое занятие № 19.
Национальное своеобразие русской литературы
Цели занятия: подытожить, углубить, обобщить знания о русской литературе, накопленные в течение трех лет изучения ее истории; увидеть сквозные, проходящие через всю ее историю идеи, мотивы, темы, образы; уяснить степень актуальности, изученности этой темы.
Вопросы и задания:
1.Когда и почему была поставлена литературоведением проблема
национального своеобразия русской литературы? Какие этапы в своем решении прошла она? Что сдерживало и активизировало интерес ученых к теме?
2.Журнально-публицистический характер русской литературы. Ее связь с общественно-освободительным движением в России. Как вы оцениваете это ее свойство?
3.Нравственно-философский максимализм русской литературы. Идеальное и текущее в ней.
4.Чем обусловлен эпический характер русской литературы? Как он проявляется на разных уровнях (позиция автора, герой, жанр, стиль, идеал)?
5.Можно ли говорить о национальном своеобразии русской литературы? И если «да», то в чем оно проявляется?
6.Сделайте выводы о том, что же отличает русскую литературу от литератур европейских, что придает ей оригинальность и самобытность?
ИСТОЧНИКИ:
Для подтверждения своих наблюдений каждый студент самостоятельно подбирает литературный материал из разных периодов развития русской литературы (фольклор, древняя литература, литература XIX века, современная литература). Отвечая на вопросы, следует как можно активнее и плодотворнее привлекать материалы ваших спецсеминарских докладов и курсовых сочинений, знания по истории зарубежной литературы XIX века.
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б е р к о в с к и й Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.
Б у р с о в Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. М., 1981. .
Г а ч е в Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981. С.7-180.
Г е й н Н.К. Художественные открытия русской классической литературы // Мировое значение русской литературы XIX века. М., 1987. С.120-147.
К у п р е я н о в а Е.Н., М а к о г о н е н к о Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976. Гл.6,7.
Дополнительная литература:
Б е р д я е в Н. Истоки и смысл русского коммунизма: Страницы книги // Юность. 1989. №11. С.80-93.
Б е р к о в с к и й Н. Письма военных лет: Из писем Д.Д. Обломиевскому // Вопрос. лит. 1986. №5. С.147-178.
К о ж и н о в В. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»: Заметки о своеобразии русской литературы // Наш современник. 1981. №II. С.153-176.