Учебно-методическое обеспечение. Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / сост
Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2011. 52 с.
Старославянский язык (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2001. 64 с. (далее – Стсл.)
Хабургаев, Г.А. Старославянский язык./ Г.А.Хабургаев. М.: Просвещение, 2012.(любое издание).
Тема 8.Лексика и словообразование.
Понятия: основные приметы старославянизмов, гапаксы.
Вопросы и задания:
1) Распределите слова на 2 группы в зависимости от происхождения (Стсл, №47).
2) Распределите слова на группы в зависимости от частотности употребления (Стсл, №48).
3) Выполните творческое задание вне аудитории (работа в малых группах).
Учебно-методическое обеспечение
Старославянский язык (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2001. 64 с. (далее – Стсл.)
Хабургаев, Г.А. Старославянский язык./ Г.А.Хабургаев. М.: Просвещение, 2012.(любое издание).
Тема 9. Основные особенности синтаксиса.
Понятия: конструкции с двойными падежами, именительный предикативный, дательный самостоятельный
Вопросы и задания:
1) Какие синтаксические особенности встречаются в тексте 9 (Стсл, №53).
2) Найдите оборот «дательный самостоятельный», переведите предложения (Стсл, №52).
3) Проверочная работа №2 (морфологический разбор существительных, прилагательных, местоимений, глаголов)
Учебно-методическое обеспечение
Старославянский язык (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2001. 64 с. (далее – Стсл.)
Хабургаев, Г.А. Старославянский язык./ Г.А.Хабургаев. М.: Просвещение, 2012.(любое издание).
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Не предусмотрено программой.
Структура и содержание самостоятельной работы студентов
№ п/п | Раздел/ тема | Всего час. | ||
Самостоятельная работа | ||||
ВВЕДЕНИЕ | ||||
1) Старославянский язык – первый письменный литературный язык всех славян. Происхождение старославянского языка. Место старославянского языка среди других языков. | - составление таблицы «Важнейшие памятники старославянской письменности» | |||
2) Славянские азбуки. | - заучивание букв азбуки кириллицы | |||
ФОНЕТИКА | ||||
3) Фонетическая система старосла-вянского языка. Транскрибирова-ние и чтение старославянских текстов. | - составление конспектов, - транскрибирование | |||
ИСТОРИЯ ПРАСЛАВЯНСКОЙ ФОНЕТИКИ | ||||
4) Фонетическая система прасла-вянского языка в начальный период его существования. Фонетические процессы протославянского периода. | - составление конспектов | |||
5) Фонетические процессы раннего периода праславянского языка. | - составление конспектов | |||
6) Фонетические процессы позднего периода праславянского языка. | - составление конспектов | |||
МОРФОЛОГИЯ | ||||
7) Лексико-грамматические разряды слов (части речи). Основные грамматические категории имени существительного. Типы склонения существительных. | - составление конспектов, - морфологический разбор существительных | |||
8)Местоимения. | - составление конспектов, - морфологический разбор местоимений | |||
9) Имя прилагательное. | - составление конспектов, - морфологический разбор прилагательных | |||
10)Слова, обозначающие числа | - составление конспектов | |||
11) Основные грамматические категории глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы. | - составление конспектов, - морфологический разбор глаголов | |||
12) Образование форм настоящего времени, спряжение | - составление конспектов | |||
13) Образование форм будущего времени, спряжение. | - составление конспектов | |||
14) Система форм прошедшего времени. Образование форм, спряжение. Аорист, виды аориста. Имперфект. Перфект. Плюсквамперфект. | - составление конспектов | |||
15) Повелительное и сослагательное наклонения. | - составление конспектов | |||
16)Инфинитив и супин. Причастия как именные формы глагола. | - составление конспектов | |||
17) Наречия. | - составление конспектов | |||
18) Служебные слова. | - составление конспектов | |||
ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗО-ВАНИЕ | ||||
19) Лексика и словообразование. | - работа с монографией | |||
СИНТАКСИС | ||||
20) Основные особенности синтаксиса. Повторение | - составление конспектов |
Работа с текстом. (Задание выполняется на отдельных листах)
Тексты (5-6 строк) даются преподавателем.
Необходимо
- переписать текст,
- прочитать,
- перевести,
- сделать транскрипцию,
- сделать морфологический разбор подчеркнутых слов.
Для выполнения занятий используются учебные пособия:
1) Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / авт.-сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2011.
2) История праславянской фонетики (таблицы и упражнения): методические разработки / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2000.
3) Старославянский язык (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2001.
4) Хабургаев, Г.А. Старославянский язык./ Г.А.Хабургаев. М.: Просвещение, 2012.(любое издание).
2) Конспектирование в рабочей тетради.
Студент должен сделать конспекты по всем вопросам курса (см. список вопросов).
Объем конспекта – 2-3 страницы для изложения каждой темы.
При конспектировании обязательно указывать №№ страниц учебника и учебно-методических пособий.
Учебники:
1)Хабургаев, Г.А. Старославянский язык./ Г.А.Хабургаев. М.: Просвещение, 2012.(любое издание)
Учебно-методические пособия:
1) Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / авт.-сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2011.
2) История праславянской фонетики (таблицы и упражнения): методические разработки / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2000.
3) Старославянский язык (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2001.
3) Составление таблицы (в рабочей тетради).
Название таблицы: «Важнейшие памятники старославянской письменности»
Название памят- ника | Что представ-ляет собой памятник | Глаго-лическ.или кирил-лич. | Время созда-ния | Особен-ности языка | Где, кем и когда найден | Почему памятник так называ-ется | Где хра-нится памятник |
Учебники:
1)Горшков, А.И. Старославянский язык / А.И.Горшков. М., 1974. (любое издание)
2)Хабургаев, Г.А. Старославянский язык./ Г.А.Хабургаев. М.: Просвещение, 2012.(любое издание)
4) Работа с литературой(конспект выполняется в рабочей тетради).
Тема: Слова, отражающие христианские верования славян.
Необходимо составить список слов (названия праздников, имена святых и т.п.), дать сведения о происхождении слов (если есть), дать краткую информацию о значении слова. (25-30 слов).
При конспектировании обязательно указывать №№ страниц монографии или энциклопедии.
Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи/ Н.А.Барская. М.: Просвещение, 1993.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. /Гл. ред. С.А.Токарев. М., 1991 (и другие издания).
Статьи: Адам. Ад. Ангелы. Антихрист. Гавриил. Грехопадение. Ева. Иисус Христос. Илия. Иоаким и Анна. Иоанн Богослов. Иоанн Креститель. Крест. Мария. Мария Магдалина. Михаил. Моисей. Николай. Ной. Рай. Потоп. Саваоф. Сатана. Тайная Вечеря. Троица.
7. Фонд оценочных средств:
Вопросы к зачету
1.Старославянский язык как древнейший литературно-письменный язык славян (происхождение, значение).
2.Группировка и происхождение славянских языков. Место старославянского языка в системе славянских языков.
3. Возникновение и развитие славянской письменности. Славянские азбуки.
4. Особенности графики и орфографии старославянского языка.
5. Древнейшие славянские памятники письменности (3 глаголических, 3 кириллических), характеристика их языковых особенностей.
6. Фонетическая система старославянского языка. Система гласных. Изменения сверхкратких (редуцированных) гласных.
7. Фонетическая система старославянского языка. Система согласных.
8. Структура слога. Гласные в начале слова в старославянском языке.
9. Фонетическая система, унаследованная славянской речью от индоевропейского праязыка. Особенности системы гласных и согласных звуков, сочетаний звуков, слоговой структуры.
10.Фонетические процессы протославянского периода: история придыхательных смычных, история полумягких задненебных согласных.
11.Фонетические процессы протославянского периода: история сонантов, история согласного m на конце слога.
12.Фонетические процессы протославянского периода: комбинаторные изменения, история изменения s в х .
13.Основные тенденции развития праславянской фонетической системы в ранний период. Судьба зияния в праславянском языке.
14.История сочетаний согласных с j.
15.1-я, 2-я, 3-я палатализации задненебных согласных.
16.Изменение сочетаний согласных с новыми палатальными и палатализованными звуками.
17.Изменение гласных в положении после мягких согласных.
18.Трансформация системы гласных-монофтонгов в праславянском языке.
19.Трансформация системы дифтонгов в праславянском языке.
20.Трансформация системы дифтонгических сочетаний в праславянском языке.
21.Закон открытого слога и способы его реализации.
22.История праславянских дифтонгов в поздний период праславянского языка.
23.История дифтонгических сочетаний гласных с носовыми n и m.
24.История дифтонгических сочетаний гласных с плавными в середине слова (сочетания типа *tort).
25.История дифтонгических сочетаний сверхкратких гласных с плавными в середине слова (сочетания типа *tъrt).
26.История дифтонгических сочетаний гласных полного образования с плавными в начале слова (сочетания типа *ort).
27.Развитие межслоговой ассимиляции в поздний период праславянского языка.
28.Чередования гласных звуков в старославянском языке.
29.Чередования согласных звуков в старославянском языке.
30.Основные приметы старославянизмов (фонетические, словообразовательные, семантические).
31.Имя существительное в старославянском языке. Основные грамматические категории. Типы склонения существительных.
32.Трудные случаи определения принадлежности существительных к типу склонения. Начавшийся процесс объединения разных типов склонения.
33.Развитие категории одушевленности/ неодушевленности в старославянском языке.
34.Имя прилагательное в старославянском языке. Образование именных и местоименных форм прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Склонение прилагательных.
35.Местоимения в старославянском языке. Личные и неличные местоимения. Местоименное склонение.
36.Система форм старославянского глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.
37.Система форм старославянского глагола. Образование форм настоящего времени, спряжение.
38.Система форм старославянского глагола. Система будущих времен, образование форм будущего времени, спряжение.
39.Система форм старославянского глагола. Система прошедших времен. Аорист, его виды, образование, спряжение.
40.Система форм старославянского глагола. Система прошедших времен. Имперфект, образование, спряжение.
41.Система форм старославянского глагола. Система прошедших времен. Перфект, образование, спряжение.
42.Система форм старославянского глагола. Система прошедших времен. Плюсквамперфект, образование и спряжение.
43.Повелительное и сослагательное наклонения глагола. Значение, образование форм, особенности спряжения.
44.Неспрягаемые формы глагола. Инфинитив и супин.
45.Неспрягаемые формы глагола. Причастия. Виды причастий, образование форм, особенности употребления.
46.Слова, обозначавшие числа. Особенности склонения.
47.Наречия в старославянском языке.
48.Служебные слова в старославянском языке.
49.Важнейшие синтаксические особенности старославянского языка (порядок слов в предложении, особенности управления и согласования, особенности выражения подлежащего и сказуемого, вопрос о границах предложения, конструкции с двойными падежами).
50.Оборот «дательный самостоятельный» в старославянском языке.
На зачете студент вытягивает 2 билета.
Первый билет содержит 2 теоретических вопроса (см. вопросы). Надо ответить на 1 вопрос (любой вопрос на выбор студента).
Второй билет содержит текст на старославянском языке и практическое задание (чтение, перевод, транскрибирование, морфологический разбор слов).
Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, во время зачета демонстрирует системные теоретические знания по дисциплине «Старославянский язык», все рассуждения иллюстрирует примерами, умеет анализировать примеры, которые даются преподавателем. При выполнении практического задания допускается небольшое количество ошибок, которые студент может исправить.
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, во время зачета демонстрирует хорошие теоретические знания по дисциплине «Старославянский язык», все рассуждения иллюстрирует примерами, умеет анализировать примеры, которые даются преподавателем, но при этом допускает отдельные ошибки, неточности формулировок и т.п. При выполнении практического задания допускается небольшое количество ошибок.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил задания для самостоятельной работы, во время зачета демонстрирует фрагментарность теоретических знаний по дисциплине «Старославянский язык», необходимые для ответа примеры отсутствуют, допускаются ошибки, неточности формулировок и т.п. Практическое задание выполнено с большим количеством ошибок.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не выполнил задания для самостоятельной работы, во время зачета демонстрирует отсутствие теоретических знаний по дисциплине «Старославянский язык», не может привести примеры. Студент не знает буквы азбуки кириллицы, не умеет читать тексты на старославянском языке, не умеет транскрибировать и делать морфологический разбор.