Событие — это часть истории, где происходит существенное изменение в жизни персонажа, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью
Визуальный уровень фильма (особенности киноязыка данного фильма)
Виз: Крупность, ракурс, свет, цвет, длительность, виды движения, монтаж.Ауд:Звучащая речь (диалог, дикторский текст, внутренний монолог), музыка (внутрикадровая и закадровая), шумы
Как показано, какой прием использован | Что передает, что выражает | |||||
Аудиовизуальный | Драматический | Интертекстуальный | Мифологический | Концептуальный | ||
Цвета
Цвета | Значения |
Визуальные оппозиции
Аудиовизуальный | Драматический | Интертекстуальный | Мифологический | Концептуальный |
1. Устройство конфликтов
Конфликты протагониста(в центре рисуется протагонист, вокруг него выстраиваются объекты конфликтов.
Конфликты фильма
Аудиовизуальный | Драматический | Интертекстуальный | Мифологический | Концептуальный |
2. Персонажная система
Основные (протагонист и антагонист) | |
Второстепенные (кто принимает активное участие в развитие сюжета) | |
Эпизодические (яркий, персонаж-ярлык, послевкусие фильма) | |
Функциональные(выполняют свою роль и исчезают из фильма) | |
Массовка/Группировка |
Аудиовизуальный | Драматический | Интертекстуальный | Мифологический | Концептуальный |
Характеры
Персонаж | |||||||
Призрак | |||||||
Слабость Психологическая | |||||||
Социальная | |||||||
Цель(существительное) Объект желания | |||||||
Желание(предложение глагольной формы) Осознанное | |||||||
неосознанное желание | |||||||
Потребность | |||||||
Развитие | |||||||
Аудиовизуальный | Драматический | Интертекстуальный | Мифологический | Концептуальный | |||
Интертекстуальный уровень– отсылки к другим текстам, которые вшиты в текст, диалогическое взаимодействие текстов. Аллюзии, намеки, ощущения и прямые цитаты.
Образы, символы, знаки | Метафора, значение |
Аудиовизуальный | Драматический | Интертекстуальный | Мифологический | Концептуальный |
Какие мифологические структуры, истории использованы в фильме.
Миф | Значение |
Интертекстуальные цитаты (прямые, буквальные включения)
Аудиовизуальный | Драматический | Интертекстуальный | Мифологический | Концептуальный |
Концептуальный уровень (про что фильм):
Тема(определяется одним словом) | |
Проблема (как вопрос или как оппозиция тезиса и антитезиса) | |
Идея 1 (тезис) Идея сформулирована как сентенция (мнение, коротко выраженный взгляд на что-либо). | |
Идея 2 (антитезис) | |
Синтез |
Управляющая идея:
Ценность - главная ценность с позитивным или негативным зарядом, которая появляется в мире или жизни персонажа в результате финального действия истории. | Причина - имеет отношение к главной причине появления в жизни персонажа позитивной или негативной ценности. |
Анализ истории
Сеттинг
Период | |
Длительность | |
Локация | |
Уровень конфликта |
ПОБУЖДАЮЩЕЕ ПРОИСШЕСТВИЕ |
Выбор персонажа:
Ценности истории
ПОЗИТИВНАЯ | ПОГРАНИЧНАЯ |
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ | ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ |
Структура фильма:
Анализ главных сцен фильма:
Движущая сила сцена(глагол. форма: сделать это, не получить это): | Силы антогонизма, которые препятствуют получению этого желания(не делать то…): | ||
Начальная ценность сцены +/— | Действиеà | ßРеакция | Конечная ценность сцены +/— |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аудиовизуальный уровень
Кард как рамка: крупность, ракурс, свет, цвет | Звучащая речь: диалог, дикторский текст, внутренний монолог |
Кадр как сегмент: длительность, виды движения | Музыка: внутрикадровая и закадровая |
Способ соединения кадров – монтаж | Шумы |
Вопрос: какие объекты, каким кадром показаны
ПЛАНЫ (степень приближенности камеры к объекту) | Дальний | Общий | Средний(ТВ) | Крупный(ТВ) | Деталь |
ПЛАНЫ, СКЛЕЙКИ (длительность) | Микропланы, кадрики меньше 1 секунды (способ достраивания изображения). Тарантино, Хичкок «Психо» | «Рубленная капуста» (Эйзенштней, русский, американский монтаж) | Планы-эпизоды(Гражданин Кейн) |
РАКУРС | Верхний (маленький, ничтожный) | Средний | Нижний (нависающий) |
Ткань киноязыка, планвыражения
Сюжет, что происходит в фильме
Оппозиция, фигура-фон, развитие, наши-не наши, как закодирован герой.
Аудио
В музыке зашифровано послание фильма.
Мелодия – это душа.
Драматургический
Призрак- боль,вина, в прошлом персонажа, ахиллесова пята, которая его беспокоит, гордиев узел. Персонаж должен с ней встретиться.
Слабость-психологическая – связана с самим персонажем, от которой никто не пострадает; социальная – связана с обществом, может помешать.
Цель(существительное)–конкретная, конечная точка маршрута (может меняться, может появляться не сразу).
Желание(предложение глагольной формы)- желание, связанная с целью.
Потребность(предложение глагольной формы) –что нужно герою, но как правильно он этого не осознает.
Развитие –арка, изменение персонажа.
Хорошо, когда есть рассогласование между потребностью, желанием и целью.
4. Интертекстуальный уровень(автор термина - Юлия Кристева, проф. Сарбоны)
Концептуальный
Идея – Тема – Проблема.
Идея – главная тема всего фильма, зашифрована во всем фильме.
4. Мифологический уровень
Ж. Польти предложил 36 сюжетов, Борхес 4, неоюнгианцы – один (обряд инициации)
1. Мольба | · О штурме и обороне укреплённого города |
2. Спасение | · О долгом возвращении |
3. Месть, преследующая преступление | · О поиске |
4. Месть близкому за близкого | · О самоубийстве бога |
5. Затравленный | · Об инициации |
6. Внезапное несчастье | |
7. Жертва кого-нибудь | |
8. Бунт | |
9. Отважная попытка | |
10. Похищение | |
11. Загадка | |
12. Достижение | |
13. Ненависть между близкими | |
14. Соперничество между близкими | |
15. Адюльтер, сопровождающийся убийством | |
16. Безумие | |
17. Фатальная неосторожность | |
18. Невольное кровосмешение | |
19. Невольное убийство близкого | |
20. Самопожертвование во имя идеала | |
21. Самопожертвование ради близких | |
22. Жертвование всем ради страсти | |
23. Жертва близким во имя долга | |
24. Соперничество неравных | |
25. Адюльтер | |
26. Преступление любви | |
27. Бесчестие любимого существа | |
28. Любовь, встречающая препятствия | |
29. Любовь к врагу | |
30. Честолюбие | |
31. Борьба против бога | |
32. Безосновательная ревность | |
33. Судебная ошибка | |
34. Угрызения совести | |
35. Вновь найденный | |
36. Потеря близких |
Использование элементов психоанализа для анализа фильма
|
|
|
Структурная схема конфликта
Представление внутреннего конфликта через внешние препятствия. Замена ролей (отец – соперник, мать -женщина).
Эдипов комплекс | Предполагающий, что мальчик испытывает психосексуальную любовь к матери и зависть и агрессию по отношению к отцу, лежит в основе невротического конфликта. Невротический конфликт отражается в сценарии, когда герой желает запретного плода, испытывает страх или ненависть, стремится добиться чьей-то любви, испытывает сексуальную страсть или агрессию. |
Комплекс Электры | можно интерпретировать как женскую версию эдипова комплекса, когда девочка испытывает психосексуальную любовь к отцу и ревность и агрессию по отношению к матери. |
Эрос и танатос | отражают стремление человека к любви и смерти. Эрос связан с потребностью в любви, сексе, близости, танатос — со склонностью к агрессии, насилию и разрушению. |
Невротический конфликт | В рамках теории эдипова комплекса связан с «запретом инцеста» — греховным влечением к матери. В кино эта тема обычно находит выражение в бесконечных преградах на пути запретной любви. В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Хорни в своих ранних работах выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности. |
Измена | популярная вариация на тему «запретного плода», когда влечение к замужней женщине или женатому мужчине является отражением запретного сексуального влечения ребенка к матери. |
Эдипово соперничество | между сыном и отцом за любовь и внимание матери в кино воспроизводится как борьба героя и соперника за возлюбленную. |
Боязнь кастрации Беспомощность | Страх сына перед отцом. Беспомощность силивает боязнь кастрации — ведь маленький мальчик беззащитен и беспомощен перед взрослым отцом. |
Прием смены роли Прием обмена телами | Когда персонаж, обязанный заботиться о герое, становится источником опасности, позволяет обратиться к детским страхам, связанным с эдиповым комплексом: маленький ребенок втайне боится, что родитель одного с ним пола может его убить. Очень популярен у сценаристов, так как позволяет воплотить сразу две фантазии. Во-первых, такой сюжет отражает желание ребенка стать взрослым, независимым и сильным, а во-вторых, воплощает мечту родителя вернуться в детство, когда он был свободен от ответственности и обязательств. |
Деспотичный родитель | образ, встречающийся во многих фильмах. Родители стараются контролировать жизнь своих детей, потому что любят их и стремятся защитить, а дети мечтают о независимости и свободе. |
Роберт Макки «История на миллион»
Событие — это часть истории, где происходит существенное изменение в жизни персонажа, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью.