Ермак дарует Сибирь Ивану IV. Гравюра XIX в.
После того как актом 1574 года Иоанна Грозного во владение Строгановых перешли все освоенные ими земли за Уральским хребтом, их роду стала принадлежать целая страна: 10 382 347 десятин земли! В одной только Перми им принадлежала половина земель губернии. Строгановы стали самыми богатыми землевладельцами в Московском царстве. Так было положено начало освоению Приуралья и Сибири, имевшему великое значение для всей последующей истории Российского государства.
Величайшее дело! С чем сравнить его? С завоеванием Америки? Походами Кортеса? Но ведь то были чисто завоевательные и грабительские походы, приведшие к падению древних государств, истреблению целых народов, исчезновению великих культур.
Совсем другое дело - покорение Сибири. С одной стороны, это просто освоение малозаселенных земель, а с другой - война шла, по сути, не с коренным населением, а с войсками бухарских ханов, которые несколько ранее завоевали сии земли и низложили власть князей коренных родов. Коренным уральским и сибирским народам предстоял выбор, кому платить ясак (дань): Бухаре либо Москве. И предпочтение отдали русской власти, как более крепкой, ибо бесконечные междоусобные войны ханов, набеги приводили в бедственное положение все уральские народы.
Конечно, покорение Сибири имело и чисто экономические причины: открытие новых торговых путей, освоение новых земель и т. д. Но не только. Была еще одна причина, о коей редко вспоминают, ибо мы крайне упрощенно представляем себе саму духовную жизнь XVI века.
Мало кто знает, к примеру, что тогда на окраинах Руси, особенно на восточных, куда не доставала "высокая государева рука", еще стояли храмы старой русской веры, которую неверно называли "языческой" (это была православно-ведическая вера). Они были уничтожены уже после Иоанна Грозного, в Смутное время, ибо тогда стали центрами народных восстаний.
Известно, что сами Строгановы много уделяли внимания распространению христианской веры, строили храмы, жертвовали монастырям и т. д. И даже, "оставив благини мира сего", нередко сами уходили в монахи. Они же свято чтили и "веру пращуров", ибо не видели разницы между старинной русской верой в "Путь Прави" и православием.
Хранили сию веру Строгановы и по той причине, что в отличие от византийского варианта христианства, освящавшего абсолютную власть монарха, новгородская христианская традиция, тяготевшая даже к католицизму, хранила и древние идеалы вечевой власти, укорененные в новгородской православно-ведической, то есть еще дохристианской традиции.
Об этом однозначно говорит уже само существование рунических славянских (и не только славянских) рукописей в тайном архиве Строгановых, сохранявших вплоть до XIX века части жреческой библиотеки древнего Новгорода. Подтверждают это и все их дела.
Известно, что в новых землях тогда поднимались города, коим казаки давали имена священные в православно-ведической традиции. К примеру: город Алатырь (священная гора или камень в "Русских Ведах"), Орск и Оренбург (грады праотца Оря, поминаемого "Книгой Белеса"). И следует помнить, что в славянских преданиях, известных ныне как по рунической "Книге Велеса", по "Веде славян", также по ряду более поздних летописей, прародина славянских родов находится именно на Урале, в святом Беловодье и Семиречье.
То есть движение Руси за Урал, в Сибирь, в степи Семиречья, по сути, было ясно осознаваемым движением на святую прародину русских родов. И кстати, среди коренных уральских народов история знает и загадочных урало-русов, которые, судя по легендам, никогда не покидали сих земель. Они только влились в иные русские роды во времена Ермака.