Область применения программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
2011год
Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 103 г. Раменское, Московской области.
Разработчики:
Колесник Н.Е., заместитель директора по учебно-методической работе ГОУ НПО ПЛ № 103 г. Раменское, Московской области
Балина Т. И.., преподаватель русского языка и литературы ГОУ НПО ПЛ № 103 г. Рамен-
ское Московской области.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального
государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ___________________ от «_____»_________2011г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
страницы
Паспорт рабочей программы
Учебной дисциплины 4
Структура и примерное содержание
Учебной дисциплины 5
Условия реализации рабочей программы
Учебной дисциплины 9
Контроль и оценка результатов освоения
Учебной дисциплины 10
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Литература
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем профессиям НПО 260807.01
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенцями, включающими в себя способность:
Знать/понимать:
* образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
* основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19 – 20 вв.;
* основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений;
* основные теоретико – литературные понятия.
Уметь:
* воспроизводить содержание литературного произведения;
* анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь(; анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
* соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
* определять род и жанр произведения;
* сопоставлять литературные произведения;
* выявлять авторскую позицию;
* выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты); соблюдая нормы литературного произношения;
* аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
* писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
* участие в диалоге или в дискуссии;
* самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
* определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
* понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 195 часов.
Структура и примерное содержание учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем | Кол. часов |
Литература 19 века.
Введение | |
Русская литература первой половины 19 в. | |
Русская литература второй половины 19 в. | |
Зарубежная литература (обзор) | |
Резерв учебного времени | |
Итого |
Литература 20 в.
Введение | |
Русская литература на рубеже веков | |
Поэзия начала 20 века | |
Литература 20 гг. (обзор) | |
Литература 30 40 г.г. (обзор) | |
Литература русского Зарубежья | |
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | |
Литература 50-80 г.г. (обзор) | |
Русская литература последних лет (обзор) | |
Зарубежная литература (обзор) | |
Произведения для бесед по современной литературе | |
Резерв учебного времени | |
Итого | |
Всего |
Объем учебной дисциплины литература.
Тематический учебный план и содержание учебной дисциплины литература.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень усвоения |
1. Введение. | Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы. | ||
Раздел 1. Тамма 1.1. Русская литература 1 й пол. 19 в.(Обзор). | |||
Тема 1.2. Биография и творческий путь А. С. Пушкина. | Тема поэта и поэзии. | ||
Патриотические мотивы. | |||
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства. Образ стихии. Образ Евгения и Петра 1. Самостоятельная работа. Анализ стихотворения. | |||
Тема 1.3. М. Ю. Лермонтов. | Биография и творческий путь. | ||
Основные мотивы лирики. «Поэт», «Молитва», «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Выхожу один я на дорогу», «Родина», «Пророк» | |||
Мотивы одиночества. Любовь к Родине, природе. | |||
Развитие понятия о романтизме. | |||
Самостоятельная работа (анализ стихотворения). | |||
Тема 1.4. Н. В. Гоголь | Сведения из биографии. | ||
«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. | |||
Мотивы личного и социального разочарования. | |||
Контрольное тестирование. | |||
Раздел 2. | |||
Тема 2. 1. Русская литература 2 пол. 19 в. | Культурно – историческое развитие России сер. 19 в. | ||
Тема 2. 2. А. Н. Островский. | Сведения из биографии. | ||
Пьеса «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. | |||
Конфликт романтической личности с укладом жизни. | |||
Мотивы искушений, мотив своеволия. | |||
Позиция автора и его идеал | |||
Роль персонажей 2 плана. Символика «Грозы». | |||
Критика пьесы «Гроза». | |||
Театрально – сценическое искусство А. Н. Островского. | |||
Понятие о драме. | |||
Сочинение по пьесе «Гроза». | |||
Тема 2.3. Н. А. Гончаров. | Сведеиия из биографии. | ||
Роман «Обломов». Основные герои. | |||
Прошлое и будущее России. | |||
Роман «Обломов» в оценке критиков. | |||
Тема 2.4. И. С. Тургенев. | Сведения из биографии. | ||
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. | |||
Особенности композиции. | |||
Нигилизм Базарова |
Авторская позиция в романе | ||||||
Развитие понятия о родах и видах литературы. | ||||||
Классное сочинение. | ||||||
Тема 2. 5. И. Г. Чернышевский. | Роман «Что делать?». (Обзор»). | |||||
Тема 2. 6. Ф. И. Тютчев. | Сведения из биографии. | |||||
Философичность – основа лирики поэта. «С поляны коршун поднялся», «Полдень», «Видение», «К. Б» и др. | ||||||
Лирика любви. | ||||||
Тема 2. 7. А.А. Фет. | Сведения из биографии. | |||||
«Облаком волнистым…», «Осень», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…» и др. Поэзия как выражение идеала и красоты. | ||||||
Гармоничность и мелодичность лирики. | ||||||
Тема 2. 8. А. К. Толстой. | ||||||
Сведения из биографии. «Меня во мраке и пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др. | ||||||
Самостоятельная работа. (Анализ стихотворения любого поэта). | ||||||
Тема 2. 9. Н. А. Некрасов. | Сведения из биографии. | |||||
Ст –я «Родина», «Памяти Добролюбова», «Вчерашний день…», «В дороге», «Тройка». | ||||||
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. | ||||||
Жанр, композиция, сюжет, | ||||||
Многообразие крестьянских типов. | ||||||
Проблема счастья. | ||||||
Образ женщины. | ||||||
Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни. | ||||||
Самостоятельная работа. (Характеристика героя по плану). | ||||||
Тема 2.10. А. Н. Майков., А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, К. Хетагуров | Стихотворения: «Осень», «И город вот опять!», «Ласточка». «Вы рождены меня терзать…», «Я ее не люблю»; «Солнце и месяц», «Колокольчик». «Оситинская лира». | |||||
Тема 2.11. Н. С. Лесков. | Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». | |||||
Особенности сюжета. Образ Флягина. | ||||||
Тема 2. 1 М. Е Салтыков - Щедрин | ||||||
Повесть «История одного города». (Обзор) | ||||||
Тема 2.13. Ф. М. Достоевский. | Сведения из биографии. Социальная и нравственно – философская проблематика романа. | |||||
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. | ||||||
Мир униженных и оскорбленных . | ||||||
Сны Раскольникова. | ||||||
Авторская позиция . | ||||||
Страдание и очищение . | ||||||
Зачет по роману. | ||||||
Тема 2. 14. Л. Н. Толстой. | Жизнь и творческий путь. Роман – эпопея «Война и мир». Понятие о романе – эпопее. | |||||
Жанровое своеобразие романа. | ||||||
«Диалектика души» героев. | ||||||
Символическое значение «войны» и «мира». | ||||||
Духовные искания П. Безухова и А. Болконского, Наташи Ростовой. | ||||||
Авторский идеал семьи. | ||||||
«Мысль народная» в романе. | ||||||
Война 1812 г. Народ в романе. | ||||||
Патриотизм в романе. | ||||||
Светское общество в романе. | ||||||
Сочинение – рассуждение. | ||||||
Тема 2. 15. А. П. Чехов. | Сведения из биографии. | |||||
Художественное своеобразие рассказов: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре». | ||||||
Комедия «Вишневый сад». | ||||||
Своеобразие жанра. | ||||||
Жизненная беспомощность героев пьесы. | ||||||
Расширение границ исторического времени в пьесе. | ||||||
Зачет по творчеству. | ||||||
Тема 2. 16. Зарубежная литература. (Обзор). | В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо». | |||||
95 ч. | ||||||
Раздел 3. | Литература 20 века. | |||
Тема 3. Введение | Общая характеристика культурно – исторического процесса рубежа 19 – 20 в. Неповторимость развития русской культуры. Новаторство литературы нач. 20 века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм). | |||
Тема 4. | Русская литература на рубеже веков. | |||
Тема 4.1. И. А. Бунин. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!...», «Мы встретились случайно на углу». | |||
Философичность лирики.Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание» | ||||
Тема 4. 2. А. И. Куприн. | Сведения из биографии.. Рассказы: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет». Смысл названия повестей, спор о сильной, бескорыстной любви. | |||
Трагический смысл произведений. | ||||
Символическое и поэтическое в творчестве Куприна. | ||||
Раздел 4. Символизм. | Поэзия 20 века. | |||
Тема 4. В. Я. Брюсов. | В. Я. Брюсов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». | |||
Основные темы и мотивы поэзии. | ||||
Тема 4. 2. К. Д. Бальмонт, А. Белый. | Сведения из биографий. Стихотворения. | |||
Раздел 5. Акмеизм. Тема 5.1. Н. С. Гумилев. | Истоки акмеизма, Программа акмеизма. Н. С. Гумилев. Сведения из биографии. | |||
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | ||||
Раздел 6. Футуризм. | Манифест футуризма, их пафос и проблематика. И. Северянин, В. Маяковский. | |||
Тема 6.1. | И. Северянин, В. Хлебников, Н. Клюев. Сведения из биографий. Стихотворения. | |||
Контрольный анализ стихотворений. | ||||
Тема 6.2. М. Горький. | Сведения из биографии. Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Старуха Изергиль» | |||
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе. Спор о назначении человека. | ||||
Авторская позиция и способы ее выражения. | ||||
Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. | ||||
Тема 6.3. А. А. Блок. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет…» | |||
Тема Родины, тревога за судьбу России. | ||||
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. | ||||
Сюжет поэмы и ее герои. Образ Христа в поэме.Развитие понятия о поэме. | ||||
Зачет по творчеству Горького и Блока. | ||||
Раздел 7. | Литература 20 гг. | |||
Тема 7.1. | Обзор литературы 20 гг.(А. Серафимоыич «Железный поток», В. Иванов «Бронепоезд 14-69», М. Шолохов «Тихий Дон», И. Бабель «Конармия» и др.) | |||
Поиски нового гнроя. (Фурманов «Чапаев», А. Фадеев «Разгром»). Интеллигенция и революция в литературе 20 гг.(«Хождение по мукам» а. Толстого, В. Вересаев «В тупике».) Становление жанра романа – антиутопии – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова). | ||||
Альтернативная публицистика («Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина. И др.) | ||||
Тема 7.2. В. В. Маяковский | Сведения из биографии. Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко верно…», | |||
«Прозаседавшиеся», «Во весь голос», «Облако в штанах», «Люблю», «Про это». Обличение мещанства в пьесах «Клоп», «Баня». | ||||
Тема 7.3. С. А. Есенин. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль». Равнина дорогая»…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь советская», «Шагане, ты моя, Шаганэ…», | |||
Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. | ||||
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Сочинение по поэзии нач. 20 в. | ||||
Тема 7.4. А. Фадеев. | «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. | |||
Психологическая глубина изображения характеров. Теория литературы: проблема положительного героя в литературе. | ||||
Раздел 8. | Литература 30 – нач. 40 гг. | |||
Становление новой культуры. Единство и многообразие русской литературы. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, М. Шагинян, В. Катаева и др. Развитие жанра антиутопии в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Перов, М. Булгаков). Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий. | ||||
Тема 8.1. М. И. Цветаева. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из пены…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 1812 г.». | |||
Развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | ||||
Тема 8.2. О. Э. Мандельштам | Сведения из биографии. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. | |||
Тема 8.3. А. П. Платонов. | Сведения из биографии. Повесть «Котлован». | |||
Тема 8. 4. И. Э. Бабель. | Сведения из биографии. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль», | |||
Изображение гражданской войны в сборнике рассказов «Конармия». | ||||
Тема 8. 5.М. А. Булгаков. | Сведения из биографии. Роман Мастер и Маргарита» | |||
Тема 8.6.А. Н. Толстой. | А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». | |||
Тема 8.7. М. А. Шолохов. | М. А. Шолохов.. Сведения из биографии. «Донские рассказы», роман «Тихий Дон». (Обзор). | |||
Раздел 9. | Литература русского зарубежья. | |||
Тема 9.1.В. В. Набоков. | Роман «Машенька». | |||
Зачет по литературе 30 – 40 гг. (Рефераты). | ||||
Раздел 10. | Литература Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | |||
Тема 10.1. Обзор литературы периода В. О. в. | Живопись: А. Дейнеки, А. Пластов. Песни: С. Соловьев – Седов, В. Лебедев – Кумач, И. Дунаевский. Поэты: О. Берггольц, К. Симонов, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль. Публицистика: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Проза: Л. Соболев, В. Кожевников, К. Паустовский, Повести и романы: Б. Горбатов, А. Бек, А. Фадеев, Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчук. Повести: Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаев. | |||
Тема 10.2.А. А. Ахматова. | Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Нес теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество» «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине. | |||
Тема 10. 3. Б. Л. Пастернак. | Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне , «Лейтенант Шмидт». | |||
Тема 10.4. А. Т. Твардовский. | Сведения из биографии. Стихотворение: «Вся суть в одном – единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты дура, смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти». . | |||
Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне. | ||||
Раздел 11. | Литература 50 – 80 годов(обзор).П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым…» Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Богомолов «Момент истины», «В. Кондратьев «Сашка», В. Быков «Сотников», Б. Окуджава «Будь здоров, школяр». Поэзия 60гг. : Б. Ахмадуллина, Е. Винокуров, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, И. Бродский, Р. Гамзатов. «Городская проза»: В. Аксенов, Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Дудинцев. «Деревенская проза»: Ф. Абрамов, М. Алексеев, С. Белов, В. Крупин, П.Проскурин, Б. Можаев, В. Шукшин. Драматургия: А. Володин «Пять вечеров», А. Арбузор «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розов «В добрый час»Ю «Гнездо глухаря», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота». Исторические: В. Распутин«Прощание с матерой», Ч. Айтматов «Буранный полустанок», Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана» В. Быков «Знак беды», Ю. Трифонов «Старик», Ю. Бондарев «Берег». | |||
Журналы: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». Фантастика: А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев. Авторская песня: А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий. | ||||
Тема 11.1. А. И. Солженицын. | Сведения из биографии. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича». | |||
Тема 11.2. В. Т. Шаламов. | Сведения из биографии. «Колымские рассказы»(2) | |||
Тема 11.3. В. М. Шукшин. | Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». | |||
Тема 11.4. Н. М. Рубцов. | Сведения из биографии. «Видения на холме» и др. | |||
Тема 11.5.Расул Гамзатов. | Сведения из биографии. «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…» и др. | |||
Тема 11.6. А. В. Вампилов. | Сведения из биографии. Пьесы: «Провинциальные анекдоты» или др. | |||
Повторение – обобщение. | ||||
Раздел 12. | Русская литература последних лет(обзор). | |||
Тема 12.1. | Итоговое сочинение | |||
Тема 12.2. | Анализ сочинений. | |||
Тема 12.3. | Обзор зарубежной литературы. И. В. «Гете», Э. Хемингуэй «Старик и море», «Три товарища» Э. М. Ремарк. | |||
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
- учебные фильмы