Конради - кто и каков он был
Конради можно заслуженно считать "одним из самых успешных миссионеров адвентизма".3 Именно поэтому его имя обрело почти символическую значимость для адвентисткой миссионерской работы по всему миру. Пожалуй, нет ни одной работы по истории церкви, которая по достоинству не оценила бы его заслуги в распространении адвентистской вести в Европе.
Помимо своей разнообразной миссионерской, евангельской и организаторской деятельности, он находил время для самообразования и с течением времени приобрел глубокие познания в области богословия и истории церкви, что нашло отражение в его обширных литературных трудах.4
Его книги и другие литературные труды, ставшие наряду с сочинениями Е. Байт, по мнению евангелического богослова П. Майнхольда, "практически каноническими произведениями",5 читаются и изучаются адвентистами и сегодня с большим интересом, хотя со времени разрыва Конради с адвентизмом, они больше не издавались. Многие из его книг в частности его основательное исследование посвященное истории субботы,6 а также или толкование библейских пророчеств,7 обратили на себя внимание и неадвентистких кругов. За эти и другие заслуги, американский колледж Салем присвоил Конради незадолго до его смерти, почетное звание доктора богословия.
Личность Конради оказала на его собратьев гораздо более сильное влияние, чем вся его литературная деятельность. Его необыкновенные дарования и энергия, его непоколебимый энтузиазм, его обширная лекторская деятельность оказали сильное воздействие на большинство адвентистов. Он был прирожденным борцом, руководителем-прагматиком с практически безудержной жаждой деятельности, неутомимым проповедником и организатором обходившимся всего лишь 3-4 часами сна. Он был постоянно в пути, его миссионерские путешествия пролегли по 4 матеркам, по всем странам Европы. Он пересек Атлантический океан более 70 раз, проповедовал на 63 языках (на 60 из них с помощью переводчика). Его проповеди и лекции, отличавшиеся огромной убедительностью, привели тысячи людей в адвентистскую церковь. Конференция без присутствия Конради, по мнению многих адвентистов того времени, не имела бы ни значения, ни успеха. С. Д. Бондарь, служащий Министерства Внутренних Дел в Петербурге и уполномоченный по делам малых протестантских деноминаций в царской России, посетил в 1910 г. в прибалтийском Митау евангельские собрания и конференцию адвентистов в качестве наблюдателя. Конради произвел на него неизгладимое впечатление: "Его проповеди, полные внутреннего огня и силы произносились с редким подъемом и воодушевлением. С замиранием сердца внимали слушатели его словам. Иные плакали."8
Его вдохновенные проповеди, которые отражали многие из его личных опытов веры, пленяли слушателей и воодушевляли их на миссионерскую деятельность. Он отличался страстной любовью к евангельской работе ("спасению душ"). Своих более молодых собратьев, которые позднее с глубоким почтением называли его "дедушка" или "папа Конради", он призывал: "Братья, вы должны из ничего создавать новообращенные души!"9
2 Цитата из: D. А. Delafield, Ellen G. White in Europe 1885-1887, Washington, D.C. 1975, 292. 5 Adventecho 81/9 (1.5.1982), 13.
4 Там же. См. также К. Hьtten, Seher, Grьbler, Enthusiasten, Stuttgart 1960 (6-е изд. ), 79; H. Reller (отв. ред.), Handbuch Religiцse Gemeinschaften, Gьtersloh 1979, 236.
5 Цkumenische Kirchenkunde, Stuttgart 1962, 541.
6 Die Geschichte des Sabbats und des Ersten Wochentages, Hamburg 1912.
7Prophetische Ausblick auf Zeit und Ewigkeit, Hamburg 1918 (13-е изд.); Das goldene Zeitalter, Hamburg 1923; Weissagung und Weltgeschichte, Hamburg 1919 (10-е изд.). Названия некоторых книг были несколько раз изменены. В связи с большим количеством переизданий их можно по праву отнести к наиболее распространенным произведениям в этой области в немецко-говорящих регионах.
8 Отчет С. Д. Бондаря о церкви адвентистов в России был опубликован Департаментом Иностранных Исповеданий Министерства Внутренних Дел под названием Адвентисты Седьмого Дня, Петербург 1911. Приведенная здесь цитата находится на стр. 87. Вплоть до сегодняшнего дня эта книга представляет собой самое сбалансированное и честное суждение о российском адвентизме, представленное когда-либо неадвентистом.
9 Интервью с X. Хайнцем, 23 декабря 1981 г., Богенхофен.
А.Ваучер, известный адвентистский теолог и историк церкви рассказывал, что в молодые годы, будучи проповедником и евангелистом, он не очень охотно встречался с Конради, потому что его первый вопрос всегда звучал одинаково: "Сколько душ?"10 Х.Тайхман, бывший секретарь и коллега Конради в Гамбурге писал: "Он был резок. Проповедники считали его человеком, достаточно жестко понукающим каждого к работе, он принуждал к внешнему успеху и держал проповедников на минимальном жаловании".11 Другой проповедник вспоминает: "От каждого проповедника он ожидал полной отдачи. Если проповедник спустя год после начала работы на новом месте не создал общины, это не сулило ему ничего хорошего".12 И действительно, Конради требовал от своих сотрудников большого трудолюбия, жертвенности и самоотверженности, но и сам был для них в этом смысле наилучшим примером. В 1926 году, почти в конце своего удачно прожитого жизненного пути, Конради рапортовал на сессии Генеральной конференции адвентистов в Милвауке (Висконсин):
"Я провел в Европе более 40 лет. Я не знаю никого другого, кто также 40 лет пробыл бы на фронте... Моя жена и я решили остаться в Европе до того момента, как наш Господь вернется на землю или до нашей смерти. Мы хотим остаться со своей паствой, которую мы вырастили. Я был 6 раз в сердце Африки. В мой первый приезд я заболел малярией и чуть не умер от этой болезни. Я трудился плечо к плечу с миссионерами.
В 1909 году я получил телеграмму: "Брат Конради, не смог ли бы ты поехать в Индию или Южную Америку?" Мне и моей жене не потребовалось и 5 минут для того, чтобы принять решение. Мне все равно - северный или южный полюс, Центральная Африка или какая-либо другая страна. Я еду. Мне 70 лет, но я еду. Во время моих поездок я почти не пользовался спальными вагонами. В Европе мы ездили вагонами 4-го класса. И это было хорошо, потому что когда нас бросили в темницу, там нам тоже не приносили подушек... Для молодого человека много лучше, если он привык к лишениям. Тогда в тюрьме он будет думать о небесном великолепии, как Павел и Сила...
Меня запирали в тюрьмы. Полиция десятки раз искала меня не потому, что я нарушил закон, но по причине проповеди евангелия. Не знаю, сколько раз стучали они в мою дверь в тех странах, в которых нет религиозной свободы. Но к чему жаловаться? Смелее! С верой! С полной отдачей! Наше дело будет расти! Тысячи и тысячи душ будут еще завоеваны для церкви!"13
10 Письмо А. Ваухера Даниилу Хайнцу, 26.1.1981, личное имущество Даниила Хайнца.
11 Письмо X. Тайхманна Даниилу Хайнцу, 3.2.1981, личное имущество Даниила Хайнца.
12 Письмо А. Маннесманна Даниилу Хайнцу, 6.4.1983, личное имущество Даниила Хайнца.
13 Review and Herald 103/27 (6.6.1926), 2-3 passim.
Разумеется, там, где есть истинный пионер и руководитель, там определенно нет разногласий. И ему противоречили редко. X. Тайхман писал: "Конради был натурой целеустремленной, не терпящей возражений и склонной к господству. Он был очень своенравным и не очень охотно уступал. Слово "извините" с трудом сходило с его уст".14 Иногда на молодых проповедников он производил впечатление гордого, неуживчивого и несговорчивого человека. Критику воспринимал он с трудом. В большинстве случаев ему пытались не противоречить, не компрометировать и не нападать на него. Без сомнения, слабости и ошибки, имеющиеся у него наряду с достоинствами, изображают его в менее выгодном свете. Но это, впрочем не может умалить его историческое значение в адвентистском миссионерстве. В общем, отношение к Конради в церкви адвентистов колеблется между восхищением и антипатией. Для многих адвентистов он является "памятником", который время от времени то свергают, то вновь воздвигают. На самом ли деле это так странно? На сегодняшний день мы знаем очень много о его служении, и тем не менее его личность остается загадкой и для адвентистов, и для неадвентистов. Это связано с тем, что он, как мы это увидим позднее, весь соткан из почти несовместимых противоречий. До сегодняшнего дня не удалось составить четкое представление о его личности. Многие вопросы остаются без ответа. Эта книга также не претендует на законченность и полноту, но предпринимает попытку проникнуть глубже в его жизнь и образ мыслей. До сегодняшнего дня такой попытки ещё не было. Г. Па-дератц уже работал в этом направлении. Его диссертация15 описывает зарождение адвентизма в Германии, но рассматривает лишь мимоходом жизнь и теологический рост основателей адвентизма.
Остается вопрос: кто же был на самом деле этот человек, который с такой невероятной самоотверженностью, энергией, убежденностью, рвением и прозорливостью почти полвека форсировал адвентистскую миссионерскую деятельность в Европе с тем, чтобы, в последствии, к концу своей жизни, на первый взгляд совершенно неожиданно и пагубно для себя самого, повернуться спиной к адвентистской церкви и стать одним из самых рьяных её противников? "Дело Конради" до сегодняшнего дня не разъяснено, хотя бы по той причине, что мы до сих пор слишком мало знаем о его личности. В его книгах содержится слишком мало автобиографических сведений. Кроме того, они дают слишком мало указаний об изменениях в его теологическом развитии, которые в случае с Конради, без сомнения, имели место.
14 Письмо X. Тайхманна Даниилу Хайнцу, 3.2.1981. Личное имущество Даниила Хайнца.
15 Padderatz, Gerhard, Conradi und Hamburg. Die Anfдnge der deutschen Adventgemeinde (1889-1914) unter besonderer Berьcksichtigung der organisatorischen, finanziellen und sozialen Aspekte, Hamburg 1987.
По крайней мере внешне, отношение Конради к адвентизму в течение всей его многолетней миссионерской деятельности, оставалось неизменным. Но как все это было на самом деле? Какие богословские вопросы волновали его? Что подтолкнуло Конради после стольких многих лет самоотверженного труда порвать с адвентистской церковью? Какие взаимоотношения имел он с адвентистским лидером и пророчицей Е. Байт и другими пионерами этой деноминации? Какое впечатление оставил он о себе у своих сотрудников? Каких успехов достиг в адвентистской миссионерской работе в Европе, Африке и Южной Америке?
Предлагаемая здесь вниманию читателя биография постарается ответить на эти и другие вопросы.