Становление Евхаристии на тайной вечере. Время, порядок и подробности Вечери Господней.
вхаристия.
сторический разбор и анализ евхаристического богослужения.
становление Евхаристии на тайной вечере. Время, порядок и подробности Вечери Господней.
порядок совершения ветхозаветной и пасхальной Вечери
Для полноты исторического разбора и правильности анализа евхаристического богослужения надо начать исследование с возможно более древних евхаристических молитв. Божественная Литургия, как и всякое церковное тайнодействие, имеет свое обоснование в Священном Писании. Таинство Тела и Крови установлено Самим Господом на Его прощальной Вечере с учениками. По Его заповеди апостолы и их преемники продолжали совершать то же тайнодействие и передали это последующим поколениям, как воспоминание о Господе, о Его земной жизни, искуплении, Тайной Вечере, страдании и смерти, Воскресении и вознесении на небо.
Поэтому перед литургистом встает в первую очередь вопрос о самой Вечере Господней с учениками, т.е.
О времени ее совершения, ее порядке и некоторых подробностях.
1.Времясовершения Спасителем Его прощальной Вечери представляется неясным при сопоставлении указаний синоптиков. Выходит, что Пасха и день опресночный отождествляются.
Мф. 26, 17: "В первый день опресночный". Мк.14, 12 — то же; Лк.22, 7: "Настал день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца".
Между тем это не так. Пасха иудейская совершалась вечером 14 Нисана, первый день опресноков — 15 Нисана, и опресноки длились до 21-го.
Евангелисты же пользуются позднейшей терминологией — времен Иосифа Флавия и Талмуда. Талмуд знает "пасху египетскую" и "пасху последующих родов", каковая совершалась не один день, а семь. По этой терминологии Пасха присоединялась к дням опресночным, и их, следовательно, было не семь, а восемь. Тогда старейшина семьи уже вечером 13-го Нисана со светильником обходил жилище, устранял все квасное, которое и сожигалось утром 14-го. Спаситель совершал Пасху иудейскую, а не новозаветную. Он ее совершал в законный день и час: ότε ‘εγένετο ή ώρα [когда настал час] (Лк. 22:14) [1].
«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним»
Но тогда непонятны слова Иоанна (13:1): "Прежде праздника Пасхи", "πρό δέ τής έορτής, τοϋ πάσχα είδώς". Πο проф. Богдашевскому (впосл. епископ Василий, последний ректор Киевской Духовной Академии), προ δε της εορτής нужно относить не к είδώς, "зная, что пришел час Его", а к άγαπήσας [возлюбив] и к ήγάπησεν [возлюбил], т.е. что прежде Пасхи и прежде Вечери Спаситель возлюбил, явил любовь к ученикам и указал добрейший путь смирения [2].
Вечеря должна была быть тайной, т.е. только в обществе учеников. Поэтому и не называется точно домохозяин, а только ученики посылаются πρός τόν δείνα [к такому-то] "ко онсице" (Мф. 26, 18). Стечение паломников в святой Город могло быть огромным; Иосиф Флавий говорит о количестве свыше 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день [3]. В комнатах могло помещаться по нескольку фратрий, каждая не менее 10 душ. Но Спаситель хочет провести Вечерю только в кругу Своих близких учеников. Поэтому текст Мк. 14:14 в некоторых рукописных кодексах (אּ С.124) имеет уточнение места совершения Вечери: κατάλυμά μόυ, Моя горница. «… Учитель говорит: где Моя комната, в к-й бы Мне есть пасху с учениками Моими?».
Приготовление к Вечере совершалось 14-го же. Между 3 и 6 часами апостолы купили во дворе храма пасхального агнца и сами его заклали; дома испекли его законным образом, т.е. на вертеле, приготовили опресноки, горькое зелье, "харосэт" и вино.
И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним.
Вечеря
Обычай ветхозаветного закона требовал вкушения вечери стоя (Исх. 12:11), но во время Спасителя уже установилась традиция возлежать. Когда стемнело, Спаситель через Елеон пришел в Иерусалим с 12 апостолами.
Порядок молитв, обрядов, яств и пр. представляется приблизительно таким.
Первая чаша, смешанная с водой. Глава семейства произносит молитву "киддуш" (מדשה [освящение]). Читается благодарение над вином и благодарение праздника. Евангелисты их не уточняют, но ученые предполагают, что они не отличаются особенно от обычных еврейских застольных благословений [1]. В Мишне даны такие благодарения, например, благословение над вином: "Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы..."; над хлебом: "Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли..."; благословение праздника: "Благословен ... избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями..."
Омовение рук (оно совершалось трижды и в разные моменты).
Глава семейства омокает горькие травы в солило [2], так называемый "харосэт" — приправу из миндаля, орехов, фиг и сладких плодов — и подает их прочим членам семейства.
Он же разламывает один из опресноков (средний из трех), половину которого отлагает до конца вечери; эта половина — "афигомон". Блюдо с разломанными опресноками (без афигомона) поднималось со словами: סינואםהל [хлеб страданий] "Это хлеб страданий, который вкушали наши отцы в земле египетской".
Интересны мистические толкования этого в раввинистической литературе. После возвышения хлеба глава семьи кладет обе руки на оба хлеба, что по таинственному толкованию священной тетраграммы имени Божия הוהי означает: י — нож, ו — хлеб, и оба ה — обе возложенные руки [3].
Наполняется вторая чаша. Младший спрашивает, чем эта ночь отличается от других ночей.
Глава семьи рассказывает по Библии историю рабства и исхода из Египта.
Поднимается вторая чаша со словами: "Мы должны благодарить, хвалить, славословить..." Чаша опускалась и вновь поднималась.
Пение первой половины Галлела (псалмы 112:1-113:8).
Причем, по рабби Шамаи, пели лишь 112 псалом, тогда как по рабби Гамалиилу, продолжали пение до Пс. 113:8 [4].
салом 112.
1Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. 2Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.
3От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. 4Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.
5Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, 6приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; 7из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, 8чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; 9неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!
Пили вторую чашу.
мовение рук.
раздничное ядение: глава семьи подавал части опресноков, горькие травы, омоченные в харосэт, и пасхального агнца.Евреи были знакомы с употреблением вилок, но в этот день брали куски руками и омокали в подливку.
Разделялся остаток афигомона.
Третья чаша с послетрапезной молитвой.