Устройство фортепиано. Педаль.

ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАНО

История фортепиано.

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино. На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох.

В 1711 году Бартоломео Кристофори изобрел клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Новый инструмент сначала получил название «Gravecembalo col piano e forte», позже сокращенное до «Piano forte». А еще позже обрел современное название «Фортепиано».

Но история создания музыкального инструмента фортепиано лежит своими корнями еще в глубокой древности. С тех пор, как первобытный человек стал использовать для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы, внезапно получившей свободу движения. Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для звукоизвлечения, таким образом, появился первый струнный музыкальный инструмент.

В процессе развития человек стал использовать дощечки, которые прикреплял к древку лука, таким образом усиливался звук, издаваемый тетивой. Это был первый резонатор – приспособление, без которого ни один из современных струнных музыкальных инструментов не может считаться полноценным. Затем на лук стали натягивать несколько струн, при этом было замечено, что более короткие струны, натянутые внутри изгиба древка, склонны издавать иные, более высокие звуки. Так появилась первая арфа. Значительно позднее было найдено, что струна может издавать музыкальный звук не только от зацепления пальцем или каким-либо предметом (плектром), но и от удара по ней палочкой.

В Индии около 1500-1000 лет до нашей эры, откуда постепенно распространились на восток Азии, на Запад, через Ближний Восток, а затем и в Европу появились струнные музыкальные инструменты, у которых звук создавалась путем трения особого орудия – смычка об струны.

Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков, исходя из этого, связь с прошлым очевидна.

Стоит упомянуть еще об одном музыкальном инструменте древности. Он был изобретен в Александрии около 250 году до нашей эры. В основу этого инструмента был взят духовой язычковый, существовавший еще в Древней Греции, по виду и способу звукоизвлечения напоминавший современную флейту, музыкальный инструмент – авлос. Его изобретателем считается механик и инженер Ктезибий. Ктезибий соединил в единый звуковой комплекс, по принципу античного многотрубчатого греческого инструмента сиринкса(называемого также “флейтой Пана”), несколько таких трубок разных величин, звучавших в разных тонах, создав как бы огромную флейту Пана. Но так как, естественно дуть ртом в такие большие трубы было невозможно, то для подачи к этим флейтам необходимого потока сжатого воздуха Ктезибий применил механическое дутье. Для этого он использовал хорошо известный и применявшийся в Египте с древних времен для оросительных и сельскохозяйственных целей насос с водяной регулировкой степени (уровня) воздушного давления. Сложный инструмент Ктезибия получил название гидравлоса, то есть водяного органа (буквально - водяной трубки). Таким образом, это был первый в истории человечества клавишный многозвуковой музыкальный инструмент.

Кроме этого в Древней Греции существовал музыкальный инструмент, называвшийся монохордом.Он представлял собой длинный, узенький деревянный ящик с одной – единственной натянутой сверху струной.От ящика, созданного из специального сорта древесины, зависели тембр и громкость извлекаемого звука. Струна была плотно прикреплена к ящику при помощи неподвижных подставок. Кроме них, одна подставка была подвижной. Она передвигалась по струне и таким образом то укорачивала, то удлиняла звучащую часть, тем самым изменяя высоту звуков. Постепенно к струне стали прибавлять другие. Можно было играть, защипывая струны либо пальцами, либо специальными пластиночками – медиаторами, либо с помощью удара молоточком по струне. С течением времени монохорд приобрел прямоугольную форму, и у него появилась клавиатура, в начале, это был ряд клавиш. Играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение тангенты – металлические пластинки, которые касались клавиш.

Клавесин и клавикорд.

Прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесины и клавикорды. Фортепиано обладает огромным преимуществом перед этими музыкальными инструментами, это возможность варьировать динамику звучания, способность воспроизводить огромный спектр оттенков от pp и p до нескольких f. У старинных инструментов клавесина и клавикорда есть ряд отличий.

Клавикорд — небольшой музыкальный инструмент, с соответствующим его размерам тихим звучанием. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна. В целях уменьшения размеров инструмента количество струн клавикорда было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала (посредством соответствующего механизма) несколько клавиш. Клавикорду не свой­ственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако, в зависимости от ха­рактера нажима на клавишу, мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того — тонам ме­лодии может быть придана известная вибрация. Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, разделял её как бы на две части — одна из которых звучащая, а другая заглушаемая лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши, тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той части, заглушенной войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и деминуэндо.

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин обла­дает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четы­рех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Клавесин, скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В клавесине бывает один или два мануала (реже три), а звук извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина ввиду полного сходства в звукоизвлечении, но разные по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Как правило, они искусно декорированы, являлись украшением дома и использовались преимущественно для домашнего музицирования.

Со временем инструменты совершенствовались, и было изобретено фортепиано, как уже было сказано в 1711 году.

А первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Устройство фортепиано. Педаль.

Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струны), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон Фортепиано – 7 ½ октав (88 клавиш).

У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем появились педаль, ныне левая, которая сдвигает молоточки так, что они ударяют не по трем, а по двум или одной струне, что меняет тембр звука и его силу. Когда пианист нажимает клавишу, молоточек ударяет по струнам. От них отскакивает войлочная подушечка-глушитель – демпфер. Струны от удара вибрируют, возникает звук. Когда клавиша отпускается, струна перестает вибрировать, так как демпфер вернулся на место, плотно прижался к струне и заглушил звук. Еще одна педаль, появившаяся позже, правая – стала отводить демпферы от струн. Если нажать ее, то звук будет тянуться, пока не угаснет, хотя клавиша давно вернулась на место. Правая педаль позволила ввести в фортепианную музыку новые краски, интересные эффекты.

Для фортепиано пишут очень многие композиторы, которых привлекают богатейшие возможности этого инструмента. Его диапазон включает диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может меняться от легчайшего еле слышного пианиссимо до громоподобного фортиссимо. Фортепианоможет звучать как оркестр.

Список литературы:

И. А. Браудо. Клавесин и клавикорд.

Л. Михеева. Энциклопедический словарь юного музыканта.

Википедия. Электронный ресурс.

Наши рекомендации