У название — Сигель, Совелу 3 страница
Знакомство со скандинавскими божествами 65
подверженность всякого рода мучениям...»1. Это как раз и есть наиболее яркие черты Локи — то ли аса и побратима Одина, то ли чудовищного демона, прикидывающегося другом.
Трикстер — это, по словам Юнга, коллективный образ тени, совокупность всех низших черт характера в людях. И в большинстве историй Локи попадает в беду (один, впутывая в это других богов или сразу вместе с другими асами), но и сам спасает положение. В большинстве случаев остальные асы пассивны и лишь наблюдают за происходящим. Общая схема этих сюжетов — неразумное или импульсивное поведение Локи или другого бога, всеобщее непонимание произошедшего, затем осложнение ситуации и спасение положения благодаря Локи. Именно Локи умеет обращать хитрость, коварство и обман на пользу асам.
Современные язычники считают, что Локи нужно чтить в ритуалах наравне с другими богами, потому что оскорбленный Локи действует так, как описано в «Перебранке Локи», — ругается, ссорится со всеми и, конечно, портит праздник. А ведь именно так может действовать Тень — нечто такое, что мы вытесняем в подсознание как неправильное, аморальное, неверное. То, что вытесняется, становится сильнее и в конечном счете подрывает общий порядок сознания (или миропорядок в глобальном смысле). Так случилось и с Локи — и с тем миром, частью которого он был.
«Он тоже часто играет с людьми злые шутки, чтобы потом, в свою очередь, стать жертвой тех, кому навредил»2. Обычно наказание Локи воспринимается как закономерный ответ асов на все те злодейства, которые учинил Локи. Однако оказывается, что это характерная особенность всех существ-трикстеров по всему миру. Как уже указывалось ранее, неясно, что станет с богами после заточения Локи: кто будет их выручать из разных критических и сомнительных ситуаций? На кого
' Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996. С. 338. 2 Там же. С. 339.
3 Г. Беяиснко «Школа рун*
66 Галина Бедненко. Школа рун
они будут сваливать вину? Так, боги пошли на изменение своего мира, зная, что именно это изменение послужит причиной Гибели Мира. Есть во всем этом своеобразный фаталистичный взгляд скандинавов «века саг»: неизменность трагической судьбы и последнее геройство.
Глава 7 НОРНЫ — БОГИНИ СУДЬБЫ
Картина мира в скандинавских мифах прихотлива и переменчива. Четкой структуры в ней нет, одна схема сменяется другой, и обе существуют одновременно. Так и бывает с первоначальным мистическим и религиозным опытом, до того, как за дело возьмутся официальные и признанные теологи и мифологи. Поэтому нам приходится иметь дело с довольно многосторонней системой миропорядка.
ДИСЫ: РОДОВСПОМОГАТЕЛЬНИЦЫ И БОГИНИ СУДЬБЫ
В скандинавской мифологии есть три типа женских божеств, имеющих отношение к судьбе. Это дисы,помогающие при родах и, соответственно, определяющие, родится человек живым или нет, останется роженица живой или нет; норны,определяющие дальнейшую судьбу родившегося человека, и валькирии,определяющие победу или поражение, жизнь или смерть воина. Иногда валькирии просто выполняют те или иные поручения Одина. В «Саге о Вёльсунгах» Один посылает валькирию, дочь Хримни-ётуна, чтобы та дала яблоко конунгу Рери и у того бы родился ребенок. Заметим, что здесь речь идет опять о рождении ребенка, о судьбе рода — о том, что находится в ведении дис. Все три категории в совокупности также именуются дисами.
Знакомство со скандинавскими божествами 67
О норнах, приходящих к новорожденному, повествует этот отрывок из «Видения Гюльви»:
«Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие от альвов и третьи — от карлов. Так здесь об этом сказано:
Различны рожденьем норны, я знаю — их род не единый: одни от асов, от альвов иные, другие от Двалина.
Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, а других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны»1.
Бытовало еще представление о духе-хранителе, незримо сопровождающем человека. Он именовался фюльгья (или хамингья) — «спутница». Увидеть «спутницу» было знаком близкой смерти. Это не отдельный тип существ, и к женским божествам «низшей мифологии», наподобие дис и норн, он прямого отношения не имеет.
ЭВОЛЮЦИЯ БОГИНЬ СУДЬБЫ
Были и другие норны. Считалось, что их всего трое, и звали их Урд, Верданди и Скульд. Часто их имена переводят как «Прошлое, Настоящее и Будущее», но это далеко не точный перевод. Буквально их имена означа-
1 Видение Гюльви // Стурлусон С. Младшая Эдда. М.: Ладомир, 1994. С. 34—35.
68________ f-_____________ Галина Бедненко. Школа рун
ют «Судьба», «Становление» и «Долг». В первом переводе подчеркивается линейность времени, существующего и происходящего. Но это свойство уже постхристианского мира: линейное время стало важным лишь при христианстве, где есть акты неповторимые. Архаическая и языческая мифология, наоборот, всегда цик-лична. И при более точном переводе ни о какой четкой и последовательной линейности времени речи не идет.
Три богини судьбы скандинавского пантеона часто сравнивались с классическими греческими мойрами, еще одной троицей женских божеств судьбы, а также с римскими парками, будто бы аналогичными всем предыдущим. Рассмотрим происхождение и историю других богинь судьбы, чтобы найти черты сходства и различия и понять, как обстоит дело в действительности.
Первоначально мойры греков считались просто участью, долей каждого человека, роком и судьбой: у каждого человека была своя мойра — невидимая сила, не имеющая антропоморфного облика. И только затем уже появляются три мойры, отвечающие за судьбы всех людей: Лахесис («Дающая», «Отмеряющая жребий»), Кло-то («Прядущая») и Атропос («Неотвратимая»). Первая назначает жребий человека еще до рождения, вторая прядет нить его жизни, а третья неотвратимо приближает смерть. Сами боги не могут пойти против мойр, и лишь в поздней мифологии Зевс становится над ними главным. Позже Платон вводит Ананке — Неотвратимость, мать мойр, вращающую мировое веретено. А в эллинистическом мире появляется Тихе (Тиха) — богиня счастливого случая.
Римские парки тоже имеют свою историю. Считается, что вначале была одна парка, сходная с богиней Карментой — родовспомогательницей. Таким образом, мы опять видим первоначальную связь безымянных богинь или богини судьбы с божеством, помогающим роженице и ребенку остаться в живых. Затем выделились три парки — Нона, Децима (помогающая ребенку родиться в положенный срок) и Морта (смерть). Они были родственны римским фатам. Вдобавок Кармента-родо-
Знакомство со скандинавскими божествами 69
вспомогательница имела двух помощниц или сестер — Прорсу и Постворсу (названных так от двух положений ребенка при родах). Кармента предсказывает судьбу новорожденным в своей песне и предрекает события. А ее сестры видят прошлое и будущее. Таким образом, не парки, а скорее Кармента и ее сестры сходны с норнами (но с норнами-дисами, а не с вещими девами Урд, Верданди и Скульд).
В латышской мифологии также есть троица богинь судьбы. Это Карта (от слов «вещать», «предназначать» или «слой»), Декла (неясно, что означает это слово) и Лайма («Счастье» и «Судьба»). Лайма — родовспомо-гательница и помощница девушек при выборе жениха (естественно, это тоже выбор судьбы). Декла связана в основном с младенцами, но также помогает девушкам выбирать женихов. Лайма как счастливая судьба иногда выступает в паре с Гильтиной — несчастьем и смертью.
У восточных славян тоже есть пара подобных женских божеств. Это Доля и Недоля (или Встреча и Невстреча). Они даже могут сопровождать человека всю жизнь. Была у славян и троица богинь судьбы: судени-цы или орисницы. Они приходят в полночь на третий день жизни ребенка и нарекают ему судьбу. По сербским представлениям, старшая из судениц предвещала смерть, средняя — физические недостатки и лишь самая младшая — что-то хорошее, предопределяя, сколько жить ребенку, когда идти к венцу и каким счастьем обладать. А славянская богиня Мокошь сочетала покровительство изобилию с влиянием на случайности человеческой судьбы, подобно римской Фортуне или греческой Тихе.
Так мы видим, что первоначально богини судьбы тесно связаны с женскими божествами, помогающими роженице разродиться и дать жизнь ребенку. Это дисы и норны-дисы скандинавов, римские парки и Кармента с сестрами. Затем выделяются богини судьбы, приходящие к младенцу после рождения: это добрые и злые норны, Доля и Недоля, суденицы. Они предрекают хорошее и
70 Галина Бедненко. Школа рун
плохое. Зачастую у них нет собственных имен; одни из них злые (Недоля, Гильтина), другие — добрые (Доля, Лайма). За ними появляются три богини судьбы, властные и над людьми, и над богами, и над судьбой мира. У них есть свои имена, они определяют миропорядок в целом. Это мойры Лахесис, Клото, Атропос, это норны Урд, Верданди, Скульд. О них нельзя сказать определенно, приносят ли они добро или зло. Они просто есть. И наконец, в дальнейшем могут появляться богини случайного или выбранного в течение жизни жребия: Мокошь, Тихе, Фортуна, отчасти Лайма и Декла. У скандинавов отдельной богини с такой функцией нет, но условно ее могут замещать валькирии, дарующие или отнимающие победу в битве под предводительством Одина.
Впоследствии, при развитии религиозной системы, три надличностные богини судьбы могут стать под начало верховного бога. Так произошло в Древней Греции, когда Зевс стал называться «водителем судеб». Предположительно, так могло бы произойти в скандинавской мифологии. Одину это было бы еще легче: он — «божество скрещенных дорог и путей» и по своим качествам ближе к богиням судьбы, чем изначально был Зевс. И в том и в другом случае это означает некий шаг если не к «единобожию», то к «главнобожию»1.
ПРЕДТЕЧИ НОРН И ПОЯВЛЕНИЕ СУДЕБ МИРА
Здесь мы приближаемся к одному таинственному для нас месту «Прорицания вёльвы» из Старшей Эдды. Похоже, речь идет о не дошедшем до нас мифе — мифе о предтечах норн, вещих девах-великаншах, изменивших облик мира.
1 Например, современный католический и православный монотеизм уже с трудом можно считать «единобожием» при таком обилии святых и покровителей различных видов деятельности.
Знакомство со скандинавскими божествами
...играли в тавлеи, весело жили, злата имели всегда в достатке, доколе три девы, три великанши, к ним не явились из'Ётунхейма1.
Таким образом, золотой век существовал до тех пор, пока не явились три владычицы судеб. Это очевидно: как только у человека появляется восприятие времени (и судьбы!), мир уже не кажется бесконечно счастливы-м состоянием и пространством. Во всех космологиях рассказывается о разрушении чудесного безвременья, и это — метафора отделения сознания человека от всего окружающего мира, которое все мы претерпеваем во младенчестве. Это то, что должно происходить, иначе бы люди (и мы с вами) не смогли бы развиваться дальше. Есть и еще один отрывок в «Речах Вафтруднира» о тех же девах:
Один сказал:
«Все видел,
все слышал,
всех богов переспорил —
ответь мне: какие
над морем, над миром
провидцы-девы летают?»
Вафтруднир сказал: «Над морем, над миром три девы летают,
1 Прорицание вёльвы / Пер. В. Тихомирова // Корни Иггдраси-ля: Древнеисландская литература / Сост. и отв. ред. О. Смирницкая. М.: Терра, 1997. С. 13.
72 Галина Бедненко. Школа рун
дочери Мёгтрасира:
благо людям
они приносят,
хоть и родом они из ётунов»1.
НОРНЫ КАК ХОЗЯЙКИ ДРЕВА
Женские божества, ухаживающие за священным древом или отождествляющиеся с ним, бытуют во многих религиях. Изображения дерева и женщины встречаются в древнейших изображениях и сохранились до сих пор в этнических орнаментах. Таким образом, сама идея (образ) является архетипической, свойственной человечеству в целом. Хозяйки Мирового Древа, ухаживающие за ним, встречаются в мифах сибирских народов. Греческие граи и геспериды, за отсутствием Мирового Древа в греческой мифологии, ухаживали за садом гесперид. Идунн в скандинавской мифологии — хозяйка чудесной яблони, дающей золотые яблоки (или даже нескольких яблонь).
Так и норны сидят под деревом Иггдрасиль, у источника Урд, и время от времени поливают водой из него ясень. Мировое Древо — это и Книга Судеб, и Книга Познания одновременно. С ним связаны судьбы мира, поэтому под ним восседают богини судьбы. Там же они режут руны, определяющие судьбы мира, сам ход истории.
Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
большой, омываемый
млечной влагой,
росы нисходят
с него на землю,
вечно он зелен
над источником Урд;
1 Речи Вафтруднира / Пер. В. Тихомирова // Корни Иггдрасиля: Древнеисландская литература / Сост. и отв. ред. О. Смирницкая. М.: Тсрра, 1997. С. 37-38.
Знакомство со скандинавскими божествами 73
там же явились три девы-провидицы, там поселились под древом они: первая Урд, Вердаиди тоже (резали жребья), а третья — Скульд: судьбы судили, жизни рядили, всем, кто родится, удел нарекали...1 ■
В источнике Урд плавают два лебедя. Это тоже птицы судьбы: не случайно в легендах о лебедях присутствуют темы любви на всю жизнь и смерти без возлюбленной, а также сюжеты о крылатых девах, теряющих свое оперение, затем возвращающих его себе и покидающих людей. Пара лебедей в этом случае напоминает все эти истории о «парной судьбе» различных существ, а также пару божеств судьбы, наподобие Доли и Недоли.
УРД, ВЕРДАНДИ, СКУЛЬД В СОВРЕМЕННОЙ МАГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В современном скандинавском неоязычестве дается довольно продуманное толкование трех норн, сидящих у источника Урд. Я предложу один из вариантов в рамках этой традиции.
Урд, как известно, это имя и источника (или колодца) и норны, сидящей возле него. На русский язык это слово переводится как «судьба». Слово «Урд» — одно-коренное с «Wyrd», англосаксонским словом для невидимых влияний, происходящих над событиями. Но это только часть основного значения. Колодец или источ-
1 Прорицание вёльвы / Пер. В. Тихомирова // Корни Иггдраси-ля: Древнеисландская литература / Сост. и отв. ред. О. Смирницкая. М: Терра, 1997. С. 15—16.
74 Галина Бедненко. Школа рун
ник Урд — это первоначальный источник всего сушего (не случайно источник находится под одним из корней Мирового Древа) и представляет собой скрытый потенциал, всегда возникающий из непроявленного и туда возвращающийся. В этом месте существует все возможное. А норна Урд изображается как охранница бездонного колодца.
Э. Торссон1, впрочем; считает, что Урд — это «прошлое»: «...все, что произошло в прошлом и существует в объективной вселенной. Оно не подвластно изменениям и лежит в основе любой ситуации». Но такое определение объясняет только существование норны Урд. Непонятно тогда, что означает сам источник Урд. Неужели «источник Прошлого»? Естественно, можно успешно работать и в рамках системы Торссона, коль уж она соответствует современному представлению о времени и причинно-следственных связях. Но для магических практик (в отличие от гадательных) это определение ничего не дает.
Верданди отмечает что-то, что начинается или выражается в настоящий момент. Ее имя на русский язык обычно переводится как «Становление». Верданди представляет некий динамический процесс, который мы осознаем как проявленный мир.
Имя Скульд — выражение возможного долженствования, вроде английского «should» (по большому счету, эти слова — «близнецы-братья»). На русский язык это имя переводится как «Долг». И эта норна представляет то, что, как подразумевается, произойдет, — то, что было вызвано действиями участников события, или то, что, скорее всего, произойдет в любом случае (и не важно, делали что-либо сами участники событий, их родители или начальник ЖЭКа с поварихой из местной столовой), а иногда то, что должно было бы произойти; словом, то, для чего есть причины.
Все три норны соотносятся с понятием Истинного Желания (True Will), Истинного Желания Вселенной
1 Торссон — известный деятель северного неоязычества.
Знакомство со скандинавскими божествами 75
(по А. Кроули). Урд — само это Желание, Намерение. Верданди — соответствие или несоответствие ему поступков людей, Скульд — результат того, насколько успешно они ему соответствовали или, наоборот, противодействовали.
Контакт с источником Урд современные практики находят в медитациях: визуализируют и смотрят в колодец, в непроявленное. Когда мысли заканчиваются или останавливаются, можно увидеть связь с общим целым, с источником Истинного Желания, индивидуальности и реальной силы.
УРД, ВЕРДАНДИ, СКУЛЬД В ГАДАНИИ
Традиционно «гаданием трех норн» называется вытаскивание поочередно по одной руне на каждую норну. Иногда при любом раскладе рекомендуется взывать к ним перед самим гаданием и говорить «спасибо» после. На деле же маловероятно, что призывание норн имеет большой смысл. Норны мало антропоморфны, в отличие от богов и богинь пантеона. Богини судьбы стоят «над» богами. Это силы мирового порядка, они просто есть, как Время. Именно эти три норны (как и три мойры) суть силы времени: одно начинается, другое продолжается, а третье умирает. Или в нашем случае есть некая причина; есть то, что можно увидеть и изменить; и есть то, что в любом случае должно быть исполнено.
Если все-таки спрашивать совета в гадании, то лучше обращаться к «своей норне», той, что присутствовала при рождении, или к норнам судьбы каждого человека вообще. Скажите: «Пусть норны, знающие все прошедшее, существующее и будущее, дадут мне верный ответ» или «ответ, который я смогу понять». Ведь они, с одной стороны, не обязаны говорить вам правду, а с другой — вы не всегда можете понять их ответ.
Безусловно, если бы гадание проводилось в рамках латышской культурной традиции, то можно было бы спрашивать конкретно Лайму или Деклу — о женихах
76 Галина Бедненко. Школа рун
и невестах. В римской традиции можно было бы спрашивать Карменту о судьбе младенца. А о том, жив или умер человек, можно спрашивать другую часть пары божеств судьбы — Недолю (в славянской культуре), Морту (в римской), Гильтину (в латышской). Но скандинавская культура нам такой возможности не дает. Ее три «именные» норны далеки от мира. Каковы они, что именно дают, какие сферы жизни определяют, неизвестно. Это надличностные, великие силы. Поэтому обращаться к ним полезнее в медитациях, желая прозрения, а не в гадании, ожидая ответа. Можно, однако, делать расклад из трех рун, где каждая выкладываемая руна соответствовала бы сфере, значению, функции одной из трех норн: Судьбе (в какой-то конкретной ситуации), Становлению (возможному ее развитию) и Долгу (то, что есть и на что мы повлиять не можем).
Часть вторая ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Глава 8 ИСТОРИЯ РУНИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Руны — это вид письменности, по форме и происхождению отличный от известных алфавитов Европы и Азии. Мы будем говорить здесь о наиболее известных рунах — скандинавских (есть еще, к примеру, тюркские).
Корень слова «руны» встречается в словах германских языков, имеющих общие значения «шепот», «шептать», «тайна», «секрет», «тайный совет». Отсюда большинство исследователей делает вывод, что руны принадлежали общему духовному наследию германских народов и были связаны с некоей тайной устной традицией, которая передавала смысл, а не только звучание и начертание этих знаков. Современное английское слово «писать» — «to write» — родственно древнеанглийскому «writan» — «вырезать, высекать». И мы до сих пор можем наблюдать высеченные на камнях руны (теперь уже в музеях).
Происхождение рун у скандинавов (а это германцы, ушедшие на север, на Скандинавский полуостров) считалось божественным. Согласно скандинавской мифологии, их нашел, пожертвовав собой, сам Один — бог колдовства и поэзии, военного исступления и творческого вдохновения. Девять ночей он провисел на Мировом Древе — ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем, «принеся
7Q Галина Бедненко. Школа рун
себя в жертву себе же»'. И и результате познал священные знаки — руны. Руны для скандинавов были неразрывно связаны с поэзией, в том числе и магической поэзией стихов-заклятий. И бог Один учил людей поэтическому и руническому искусству."
Германо-скандинавские руны отличаются от других алфавитов Европы тем, что их активно использовали в магических целях. О гадании континентальных германцев с использованием знаков, похожих на руны, рассказывал римский историк Тацит в I веке нашей эры. А в Скандинавии археологи обнаруживают рунические знаки, начертанные во II веке нашей эры. О рунической магии прямо говорится в Старшей Эдде — древ-неисландском сборнике песен о скандинавских богах и героях, а также в древнеисладских сагах и прядях (коротких рассказах), относящихся к эпохе викингов (VII — XI вв.).
МАГИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
Любой буквенный алфавит можно применять в магических целях: писать заклинания и просьбы самым обычным образом, но на необычных или необычно используемых вещах (наподобие послания мертвым или воззвания к духам)2. Иногда для этого используют особые ингредиенты, вроде «магических чернил» или особенным образом выделанной бумаги, ткани, коры дерева и др. Есть другой излюбленный многими чародеями метод — различного рода шифровки. Историкам магии известны знаменитые буквенные квадраты, типа ABRAKADABRA или SAPERO. Возможно, первые шифровки использовались именно в магических, а не в шпи-
1 В конце концов, он и был верховным богом, вдобавок покро
вителем магических искусств.
2 В народной традиции кладут письмо в гроб вместе с умершим.
В современных неоязыческих практиках достаточно закопать «жерт
воприношение» с запиской покойному в землю. Так к предкам об
ращаются с какой-либо просьбой.
Индивидуальная практика 79
онских целях (колдуны, как и шпионы, — представители очень древней профессии, но все-таки колдуны древнее). Это делалось для того, чтобы непосвященные не разобрались в написанном и чтобы избежать страшных последствий от овеществления магических слов и сочетания звуков. Однако сам алфавит от одного этого магическим не становится.
В то же время существуют сугубо магические алфавиты и даже языки, вроде енохианского. Енохианский язык был детищем известного английского алхимика и духовидца XVII века Джона Ди и его напарника — медиума Эдварда Келли. Нашли они его во время своих мистических опытов. В наши дни этот язык используется телемитами (последователями А. Кроули), особо просвещенными «черными магами» и оккультистами западноевропейской традиции.
А германские руны — это редкий вариант алфавита, являвшегося и магическим и обычным буквенным практически одновременно. Поэтому, возможно, он и сохранился как система до наших дней. Это связано, с одной стороны, с широким распространением магических знаний, их врастанием в плоть и кровь народа (не зря из всех индоевропейских народов именно у северных германцев бог-колдун — Один — становится верховным божеством пантеона), а с другой — с потребностью скандинавов в развитой алфавитной системе (для торговли, переписки и т. п.). Последнее было связано с их широкой политической, военной, торговой и общественной деятельностью по всей тогдашней Европе. Вместо того чтобы придумывать новый алфавит, северные германцы воспользовались своим старым магическим алфавитом, называемым Футарк.
РУНИЧЕСКИЕ РЯДЫ
Германский рунический алфавит называется Футарк (по первым шести буквам ряда — f — u — th — а — г — к, ударение в этом слове делается на первый
Галина Бедненко. Школа рун
слог — «Футарк»). Однако подобных «футарков» существует несколько. Наиболее известными считаются Старший Футарк, Младший Футарк и Нортумбрийский Футорк.
Старшие руны (Старший Футарк)
Рунический ряд, называемый Старшим Футарком или общегерманским Футарком, — самый древний из нам известных. Изображения этого рунического строя
Hi I <>^КТ $ U'MP1ro*M
встречаются по всей Скандинавии, и их относят к II— VIII векам нашей эры. Его знаки являются скорее символами, нежели буквами, и обозначают в первую очередь некие понятия или принципы. Руны этого ряда традиционно, еще в древних источниках, делятся на три группы из восьми рун (это показано и на рисунке). Каждая такая группа называется атт. Порядок знаков в Старшем Футарке четко фиксирован, хотя иногда две последние руны менялись местами.
Начертание рун Старшего Футарка в целом одинаково. Заметно различаются лишь варианты написания рун Совелу (Сигель) и Ингуз.
Индивидуальная практика 81
Для удобства можно называть один из вариантов (более старый, архаичный) Совелу, а другой, сравнительно поздний, — Сигель. Их значения немного различаются. А вот смысл руны Ингуз остается одним и тем же, поэтому мы используем только одно ее имя.
о %
С большой вероятностью можно предположить, что руны Старшего Футарка первоначально были магической системой. Но наряду с магическими целями1 эти руны под влиянием алфавитов других народов стали в какой-то момент служить целям информативного характера. Не было смысла изобретать совершенно новый алфавит для письменных занятий, и скандинавы использовали уже имеющиеся знаки. Таким образом, руны из смысловых, когда каждый знак обозначал некое понятие2, стали буквенными: знак стал буквой и отдельным звуком. Наиболее понятны для современных исследователей именно «буквенные» записи. Исконные названия смысловых рун неизвестны. И современные наименования рун — это результат изысканий лингвистов и упрощений, принятых в среде эзотерических рунологов.
В этой книге мы будем говорить именно о рунах Старшего Футарка. Стоит упомянуть, однако, и его ближайшего потомка — Младший Футарк.
1 Любыми способами, призванными неким мистическим и опо
средованным образом изменять существующую реальность.
2 Не обязательно тайное. Тайными могли быть сами знаки или
способы их использования. Тем более стоит.помнить, что знание
письменности в те времена само по себе было чем-то таинственным.
Руны Старшего Футарка в любом случае первоначально обозначали
некоторые понятия. А уж как именно они использовались — дело
самих пользователей. (Скандинавы вообще любили поколдовать —
самыми разными способами.)
82 Галина Бедненко. Школа рун
Младшие руны (Младший Футарк)
Младший Футарк появляется в Скандинавии приблизительно в VIII—XI веках как обычный буквенный алфавит на основе рун Старшего Футарка. Его называют еще «викингскими рунами» (на рисунке — лишь один из
rhi>*
KY + r I -rHt
ГТРА
вариантов Младшего Футарка). Новая система понадобилась для ведения переписки, заключения торговых и политических сделок. Исчезают некоторые буквы Старшего Футарка, изменяется написание других, отдельные старые знаки, приспосабливаясь непосредственно к языку, приобретают новое звучание. Этот ряд легко адаптировался к местному наречию или способу начертания знаков. Поэтому существует несколько разновидностей этого алфавита, не имеющих, впрочем, никакого отношения к магии.
Со времен возникновения и активного использования «младших рун» люди старались не употреблять без необходимости руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Потому встречаются смешанные надписи из Старшего и Младшего Футарка, где осмысленная фраза из рун-букв Младшего Футарка заканчивается руной-понятием Старшего Футарка.
Индивидуальная практика
РУНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Магическое использование рун с приходом христианства подверглось осуждению и забвению. Но в XIX— XX веках, когда началось возрождение немецкого народничества и «германской духовности», вспомнилась древняя, слывшая магической письменность — руны. Так возникла новая, «эзотерическая» рунология. В наше время любители оккультных изысканий и приверженцы неоязычества уже хорошо знакомы с рунами. Книги о рунах пишут популяризаторы-журналисты и идеологи возрождения «северной веры»1. Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты и талисманы, иногда пытаются использовать руны для изменения реальности, влияния на ход вещей.
Совершенно очевидно, что для постижения логики и смысла древних надписей необходимо понимать, насколько это вообще возможно2, мировосприятие тех людей и того времени. Но для того, чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо трансформировать смысл самих знаков или находить новые его оттенки. Так возникает новый смысл древних рун, реальный для нас и современного мира. Но руны по-прежнему выражают определенные принципы мироздания, и с их помощью мы можем по-своему описать и исследовать многие аспекты и стороны окружающей нас реальности.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РУНЫ