Вставьте, где необходимо, вторую согласную.
Кол...ектив, кол...едж, кол...екционер, кол...ония, кол...изия, кол...осс, коло…с, кол...оквиум, кол...оид, прес..., компрес..., компас..., стрес...
Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями.
Апломб область, пределы распространения чего- нибудь; среда; замкнутая поверхность, все точки которой удалены от центра;
Идентификация прославление, возвеличение кого-либо; торжественная заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений
Объективный существующий вне нас как объект; связанный с внешними условиями, не зависящий от чьей-либо воли
Патент направление развития, стремление; предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая кому-либо
Сфера документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете; свидетельство на право занятия торговлей
Тенденция излишняя самоуверенность в поведении, в речи
Апофеоз установление совпадения
Задание 1. Определите причину нарушения коммуникативных качеств научной речи в данных предложениях.
К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.__________________________________________
У рецензента уйма претензий к автору научного сочинения________________
Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.___________
Астрономия и ее методы играют большое значение в жизни современного общества.__________________________________________________________
Представленная армада схем затрудняет восприятие содержания научного сочинения._________________________________________________________
Научная работа выполнена на скорую руку.____________________________
Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал._________________________________________________
Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.____________________________________
Тема 4.
Научный текст. Виды научных текстов.
Способы извлечения информации
Задание 1. Проверьте уровень своей теоретической подготовки.
Научные тексты бывают_________________________________________
2. Структура научного текста:______________________________________
Работа над текстом начинается с _________________________________
Это не просто часть работы, но и документ, ________________________________________________________________
Во введении ____________________________________________________
________________________________________________________________
Содержание основной части зависит от ____________________________
7. Заключение – это _______________________________________________
К научным текстам дается библиография - ________________________________________________________________
9. К методам логической организации научного текста относятся:
ü _____________________________________________
ü _____________________________________________
ü _____________________________________________
ü _____________________________________________
10. По способу построения различают научные тексты:
ü _____________________________________________
ü _____________________________________________
ü _____________________________________________
11. Термин – это __________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Термины бывают: _____________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 2. Определите, с какими пометами даны в словаре русского языка нижеприведенные слова. Сформулируйте вывод.
Слово | Помета | Вывод |
1. Акселерация | ||
2. Алгоритм | ||
3. Алиби | ||
4. Альтернатива | ||
5. Аналог | ||
6. Априори | ||
7. Дедукция | ||
8. Каротин | ||
9. Карст | ||
10. Категория | ||
11. Легитимный | ||
12. Мораторий | ||
13. Объектив | ||
14. Аберрация |
Задание 3. Отметьте предложения, характерные для научного стиля речи. Какой признак является основным?
1. Ольха, кажется, относится к семейству березовых.
2. Картошку посадили в соответствии с новой технологией.
3. Голубика растет в умеренном и холодном поясах Северного полушария, в тундре, лесной зоне и верхнем поясе гор.
4. Олово – химический элемент IV группы, относится к металлам и плавится при температуре 281,9 °С.
5. Волнистых попугайчиков часто держат в неволе.
6. Архейская эра, по-видимому, отличалась вулканической деятельностью.
Задание 4. Определите, к каким элементам структуры научного текста (введение, основная часть, выводы) относятся данные фразы.
Фраза | Элемент структуры научного текста |
1. Итак, мы увидели, что у тех, кто оказывает на нас воздействие через СМИ или рекламу, есть немало способов обойти те законы и запреты, которыми общество пытается как-то нормализовать эту деятельность. | |
2. В данной главе рассматриваются правовые вопросы использования средств воздействия на сознание граждан, в первую очередь, законы о средствах массовой информации и о рекламе. | |
3. Данное исследование посвящено анализу воздействия СМИ и рекламы на сознание человека. Актуальность темы очевидна… | |
4. Таким образом, очевидно, что само по себе использование монет из драгоценных металлов не являлось гарантией стабильности денежного обращения. Стоимость золота и серебра так же относительна, как и стоимость других товаров. | |
5. Именно этот факт позволил нам выдвинуть гипотезу, что... |
Задание 5. Определите, какие методы логической организации научного текста (индукция, дедукция, аналогия, проблемное изложение) описаны в данных ситуациях.
1. Автор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах._____________
2. В ходе лекции докладчик формулирует ту или иную проблему, предполагает пути ее решения, обсуждая это со слушателями, вовлекая их в мыслительный процесс._______________________________________
3. Лектор начинает свой доклад с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.______________________________
4. В статье автор выдвигает тезис (или гипотезу), потом обосновывает, доказывает или опровергает его, делает выводы и предлагает пути дальнейшего исследования._________________________________________
5. Ученый в своей статье излагает цель исследования, анализирует собранные им факты, обобщает результаты анализа и формулирует выводы. ________________________________________________________
6. Лектор строит свой доклад, проводя параллель с тем, что хорошо знакомо слушателю._____________________________________________
Задание 6. Прочитайте внимательно данные тексты. Определите тип каждого научного текста. Заполните пустующие графы.
Текст 1. Возьмем, к примеру, четверостишие классика:
Поймали птичку голосисту,
А ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят:- Пой, птичка, пой!
О чем это? Да не о птичке, конечно, а о свободе поэтического творчества, о том, что ущемляют эту свободу. Это всякому понятно, но обратим внимание, что высказанная только что идея шуточного (на первый взгляд) стихотворения нигде в тексте не содержится: «черным по белому» не дана. Откуда же мы ее взяли? Говорят: «она содержится в подтексте». Допустим, но где содержится подтекст? А ведь он формируется только в нашем мозгу, в нашем сознании. Только наши знания жизни, в частности, знания о существовании конфликта между поэтическим творчеством и официальной властью, позволяет нам провести аналогию между «птичкой» и «поэтом», между «сжатой рукой» и «цензурой», между «писком» и вынужденным «выполнением социального заказа», между естественным «свистом» и свободной песней поэта. Получается, таким образом, что понимание текста – весьма сложный процесс, в котором принимает самое активное участие читатель.
(«Основы психолингвистики»)
______________________________________________________________________
Текст 2.
Приходилось ли вам задумываться, почему Даль стал ученым-лексикографом? Действительно, Владимир Иванович мог добросовестно служить мичманом или быть первоклассным врачом. Но все-таки победил интерес к языку, и Даль стал знаменитым лингвистом.
С детства Даль хорошо знал не только русский, но и другие иностранные языки, потому что отец его был по происхождению датчанином, а родственники по матери выходцами из Франции. Мать знаменитого ученого свободно владела пятью иностранными языками. Отчего же Даль изучал русский язык и посвятил свою жизнь составлению словаря русского языка?
Наверное, потому, что Владимир Иванович в совершенстве знал латынь, немецкий и французский, был с детства воспитан на «многоязычии» и прекрасно понимал, чем русский язык превосходит другие языки. Увлеченный богатством, красотой, благозвучием и совершенством русского языка, Даль начинает собирать слова. Первые записи слов Владимир Иванович сделал еще в марте 1819 года. Несмотря ни на что, он продолжал эту нелегкую работу на протяжении полувека.
Когда началась русско-турецкая война, Даль отправился на фронт военным врачом. На привалах или вечером у костра он доставал тетрадь в переплете, с которой никогда не расставался, записывал в нее новое слово, пословицу или поговорку. Среди солдат были и сибиряки, и костромичи, и волжане, и новгородцы, и вскоре Даль научился отличать по говору выходцев из разных губерний.
Каждый год в середине лета открывалась знаменитая нижегородская ярмарка. На нее съезжались люди со всей России. Там Даль пополнял запасы слов и крылатых выражений для словаря и сборника пословиц. Уже к лету 1853 года лексикограф закончил работу над сборником «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа», а вскоре, в 1863—1866 годах, вышел в свет далевский четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка».
(По М.Бессараб, В.Прудоминскому)
______________________________________________________________________
Текст 3.
Термин(лат. terminus – предел, граница, пограничный знак). Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственная также экспрессия. Термин может входить в состав только одной терминологии (префикс, позитрон, дифференциальное исчисление), но может также входить в разные терминологии (операция – в медицине, финансовой области, военном деле; ассимиляция – в биологии, этнографии, лингвистике). Одни из терминов утратили свой сугубо специальный характер и стали широко употребляться в разных стилях речи. Таковы искусствоведческие и литературоведческие термины жанр, портрет, стиль, дуэт, образ, сюжет; научные и производственно-технические термины аккумулятор, рентген, конвейер, термометр; философские термины диалектика, мышление, категория, понятие и др. Другие термины сохраняют свой узкоспециальный характер (бином, аффриката, вектор, неметаллы и т.д.)
(из «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой)
__________________________________________________________________
Цель текста – описания:___________________________________________
_________________________________________________________________
Цель текста – рассуждения:________________________________________
__________________________________________________________________
Цель текста – повествования:______________________________________
__________________________________________________________________
Задание 7. Прочитайте научный текст.
Одна из важнейших функций синонимов в публицистике – это оценочная функция. Она отражает глубинную сущность этого вида литературы, его стремление к воздействию на пишущего, слушающего, читающего.
Оценочная функция выражается многообразно. Используя различные лексические средства, автор может высказать, донести до читателя свое позитивное или негативное отношение к тому, о чем пишет, и тем самым повлиять на мнение читающего. В реализации оценочной функции участвуют как языковые, так и контекстуальные синонимы… Синонимы широко используются и для построения риторических (стилистических) фигур. Одна из таких фигур – градация, где каждый последующий синоним усиливает предыдущий. Рассмотрим пример: И хотя любовь никогда не для чего-то, всегда сама по себе радость, блаженство, благодать, - каждая счастливая пара вносит в мир свое тепло. (Померанц 1997).
Усиление значения признака каждого выделенного слова происходит по нарастающей: радость – «веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения», блаженство – «полное и невозмутимое счастье; наслаждение», благодать – «в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила». Здесь автор возводит любовь в ранг божественного. Начиная с любви-радости, он переходит к любви-благодати, любви, ниспосланной свыше…
Таким образом, выбор синонимов в публицистике часто определяется их оценочным характером, так как оценочность и эмоциональность – характерные особенности языка публицистики.
Задание 8. Из данного текста выпишите научные термины, распределив их по группам. В каком словаре, по-вашему, Вы можете найти дефиниции этих терминов?
Общенаучные термины:_____________________________________________
__________________________________________________________________
Межнаучные термины:_____________________________________________
__________________________________________________________________
Специальные термины:______________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 9. Определите тему и цель данной статьи.
1. Тема данной статьи - _____________________________________________
________________________________________________________________
2. Цель ее - _______________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 10. Определите, какие приемы использует автор научной статьи для доказательства своей концепции?
___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Проверим грамотность! Вставьте вместо точек нужную букву.
П…стельный портрет, п…стельное белье, военная к…мпания, нефтяная к…мпания, поет диск…нтом, получить диск…нт, учитывать конъ…нктуру, высказывать конъ…ктуру.
Поработаем со словами!