Презентатор 2 – Валеев Азамат
Тема занятия – История опыта.
Содержание занятия.
Вначале преподавателем были обоснованы причины отказа от рассмотрения одной работы из сборника за авторством Франклина Рудольфа Анкерсмита. Основная причина отказа – сложность восприятия текста.
Презентатор 1 – Фаткуллина Карина.
Тема доклада – Понятие и опыт тотальной войны (на примере Советского Союза).
Автор: Дитрих Байрау (род. в 1942 году) - доктор, профессор восточноевропейской истории Тюбингенского университета. Изучал историю и славистику в Гамбурге и Бонне, работал в университетах Бремена, Франкфуркта-на-Майне. Специалист по новейшей истории России, СССР и Восточной и Центральной Европы. В последнее время много занимается сравнительным изучением истории. Автор ряда книг, в том числе «Военные и общество в предреволюционной России» (Кельн, 1984), «Интеллигенция и инакомыслие. Русские образованные слои в Советском Союзе. 1917-1985 гг.» (Геттинген, 1993), редактор книги «В джунглях власти. Интеллектуальные профессии при Гитлере и Сталине» (Геттинген, 1999). Статья «Национал-социалистический режим и сталинская система: Рискованное сравнение».
Содержание доклада
Виды войн:
18 век – «кабинетные».
19 век – «межгосударственные».
20 век – «тотальные».
Характерные черты тотальной войны:
1. Тотальный контроль со стороны государств и армейского командования.
2. Масштабные методы ведения войны (например использование ковровых бомбардировок или газовых атак).
3. Размытая граница между войной и миром.
Далее Карина приводит понятие опыта. Опыт –это воспоминания участников или очевидцев. Единого опыта не существует, так как у разных социальных. групп разный опыт. Например, опыт евреев отличается от опыта советских граждан.
Также Карина показывала соотношение официального записанного «под диктовку опыта» и индивидуального субъективного восприятия, выражавшегося в литературе (Твардовский, Гроссман).
Виды опыта:
1. Коллективный
2. Индивидуальный
Военный опыт формирует национальную память и патриотизм. Как следствие, Великая Отечественная Война утвердилась как центральная часть многогранной культурной памяти русского народа.
Дискуссия
Вопрос Анны Губиной: Можешь дать краткую характеристику анализа аспектов опыта?
Ответ презентатора:
Аспекты тотальных войн:
1. Финальный (предполагает знание о целях войны).
2. Легитимирующий (связан с ее обоснованием).
3. Модальный (характеризует способ ведения военных действий).
4. Количественный (статистика ресурсов).
5. Геополитический (касается затронутых войной территорий).
6. Консекутивный (связан с последствиями войны).
Вопрос Даниила Маслака: Как автор обосновывает актуальность своей работы?
Ответ презентатора: Данная тема достаточно популярна среди исследователей второй половины 20 века. Дитрих Байрау является современным русистом. Как следствие, он начинает исследования.
Вопрос Вечкановой Анны: Есть ли рецензии других специалистов?
Ответ презентатора: Критики конкретно этой работы найдено не было. Однако есть ученые, критикующие отдельные идеи автора.
Далее преподаватель выступил с советами по докладам. И задал вопрос об общем опыте русских и немцев. Привел пример университетской жизни и разного опыта студентов одной группы.
Вопрос преподавателя к аудитории: Можете ли вы обосновать целесообразность занятий историей опыта.
Ответ Анны Вечкановой: История опыта слишком субъективна.
Комментарий преподавателя: При использовании исторических научных методов можно избавиться от субъективности. Ведь не обязательно быть носителем опыта, чтобы изучать его. Привел пример холокоста: «Мы же можем исследовать опыт евреев, не участвуя в тех событиях». Завершил аргумент фразой: «Мы не имеем всех данных обо всем». Далее рассказал немного о том, что Байрау недавно выступал в ЧелГУ. Сборник с его статьей вышел в 2007 году. Сейчас он на пенсии. Занимается другими вопросами. Игорь Владимирович характеризует его как «очень милого и подвижного пожилого мужчину, всегда готового помочь советом».
Презентатор 2 – Валеев Азамат
Автор:Нагорная Оксана Сергеевна - кандидат исторических наук (2002), научный сотрудник Центра культурно-исторических исследований Южно-Уральского государственного университета.
Сферой научных интересов являются: культурная история, сравнительная история России и Германии в 19-20 вв., история Первой мировой войны.
В данный момент ею ведется исследование культурной истории СССР и ГДР в 1950е – 1960е гг.
Основные работы: Другой военный опыт: русские военнопленные в Германии в период Первой мировой войны (1914-1922). М.: Новый хронограф, 2010; Русские военнопленные Первой мировой: стратегии выживания и приспособлении в условиях «тотального института» лагеря; Русские военнопленные в Первой мировой и гражданской войнах: другой военный опыт // Опыт мировых войн в истории России. / Сб. статей под ред. И. В. Нарского и др. Челябинск, 2007. С. 534-552. и другие.
Содержание доклада
Азамат сразу описал основные направления исследования:
1. Процессы усвоения опыта в военные и межвоенные периоды.
2. Анализ опыта Первой мировой войны.
3. Изучение контактов с чужой культурной средой.
4. Проблема репатриация и реабилитации военнопленных.
Далее докладчик отмечает, ссылаясь на автора, что опыт образует срез между индивидуумом и обществом.
Вот как была обоснована актуальность этого исследования:
1. Военнопленные имели весомое дипломатическое значение в Первой мировой.
2. Первая мировая являлась и первой индустриальной войной.
3. В ее работе исследованы миграционная и социальная политики.
4. В большинстве исследований военнопленные выступают в качестве статистики, в то время как в исследованиях Нагорной реконструируется лагерное сообщество.
Несколько слов было сказано о структуре работы. Она является частью монографии, состоящей из 5 глав.
Источники, используемые в ходе исследования: нормативные акты, визуальные источники (фотографии), письма, военная и лагерная пресса.
Вопрос преподавателя: Нашел ли ты рецензии на данную работу?
Ответ презентатора: Есть рецензия на диссертацию, в состав которой и входит данный отрывок.
Вопрос Даниила Маслака: А как ты сам оцениваешь этот текст?
Ответ презентатора: В нем исследуется много аспектов жизни военнопленных, не изученных ранее. Также проводится реконструкция социальной системы и взаимоотношений внутри лагерей.
Комментарий преподавателя: К данной работе повышенный интерес в Германии, а не России. Первая подобная работа по Первой Мировой, а сама война не так популярна как вторая. Эта диссертация новаторская по материалу, так как Нагорная рассматривает плен не только как институт, но и как опыт социальный, половой, культурный, межэтнический. Еще и исследует отношения между подданными России и союзников.
Далее Игорь Владимирович отмечает, что исследователю «не хватило смелости довести работу до конца».
Комментарий презентатора: Исследователю приходилось сталкиваться с определенными трудностями.
Вопрос Анны Губиной: Какой год выпуска работы?
Ответ презентатора: 2010.
Вопрос Даниила Маслака: Как автор формулирует задачи?
Ответ презентатора: Проанализировать индивидуальный и групповой опыт военнопленных, исследовать неизученные факторы их жизни, изучить проблемы репатриации и реабилитации, реконструировать быт и т.д.
В конце занятия преподаватель подвел итог и уточнил некоторые технические моменты: распределил темы докладов по датам и отметил, что по субботам занятий не будет.