Очерк первый РОССИЯ И ЕВРОПА: ГЕТЕАНИЗМ И ИСТОРИОГРАФИЯ 4 страница

Иерархии творят в эфирно-астральной субстанции космической мысли, наделяя ее индивидуальным самобытием. До возникновения индивидуального сознания развитие было целиком обусловлено Их деятельностью. Это эволюция. На определенной стадии происходит отрыв творения от Творца, оно начинает само соучаствовать в своем развитии. Тогда начинается история. "Космический процесс, - пишет Вл. Соловьев, - оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготовляющий рождение человека духовного"23

Этот исторический процесс вначале носит мифологический характер, что образует переход от небесной истории к земной, а затем начинается собственно земная история, как путь индивидуального восхождения человека к Богу, проходящий через ступень соборного человечества, или Софии. На той ступени человек реализует в себе свое высшее Я, осуществляя принцип, выраженный апостолом Павлом: "Не я, но Христос во мне", где имеется в виду не низшее, отдельное "я", которым человек тогда жертвует (но которое привело его на эту ступень), а высшее Я, соединившееся через крещение в Иордане со всем человечеством, как существом, имеющим свое начало в ветхом Адаме, дабы дать каждому возможность обрести высшее самобытие.

Индивидуальное самобытие человека возникает раньше, чем он обретает мыслящее сознание, почему мы и не говорим, что история началась лишь во времена Сократа и Платона. И в предыдущие эпохи, когда человек жил в имагинативных образах мифологического мышления, больше говорившего его индивидуальному чувству, чем уму, он уже проходил историческое развитие. Так было в эпоху древнего Египта, в древнейшую - Персидскую эпоху, отстоящую от нас на пять-шесть тысячелетий, когда великий Заратустра дал индивидуальным душам людей учение о грядущем Христе, как о Духе Солнца - Аура Маздао, и о его противнике, духе тьмы - Ангра Манью. И даже во времена, предшествовавшие эпохе Заратустры, в той древней Индии, где продолжилось развитие передовой части человечества после гибели Атлантиды, мы уже находим некоторые следы истории, начавшейся под водительством великих Учителей - Святых Риши.

Характерной чертой послеатлантического развития является то, что водительство судьбами человечества берут на себя существа человеческой природы, но такие, которые намного опередили общее развитие людей. В Атлантическую эпоху или еще раньше такое водительство осуществляли сами Боги, непосредственно открываясь людям или возвещая им о себе через тех человеческих существ (особенно в конце атлантических времен), которые являлись лишь их инструментами. Таким качеством в определенной мере обладали еще и Риши. Отличие же их от Учителей Атлантиды состояло в том, что возвещаемое ими приближалось к тому, что мы теперь называем учением. А это значит, что окружавшие их люди могли это переживать в какой-то мере индивидуально.

Во времена Атлантиды Божественные Учителя (о них говорят мифологии всех народов) воздействовали непосредственно на эфирные и астральные тела людей, приводя их ко всё большей индивидуализации, то есть обособляя их от той всеобщей астральности и эфирности, что как единая аура окутывала собой большие группы людей, соединяя их в то неразрывное единство, которое подобно единству животного вида. Такая деятельность приводила к большим изменениям и физической телесности, которая тогда у людей была очень пластичной. В послеатлантическое время физический облик до некоторой степени закрепляется. Во всяком случае, он уже не претерпевает былых эволюционных перемен. Меняются лишь его более тонкие структуры, в первую очередь нервная система, структура мозга. Но чем меньше изменяется внешний облик человека, тем интенсивнее идет его внутреннее развитие. Та деятельность Божественных Существ, которая извне напечатлевала человеческим оболочкам индивидуальность, говоря современным языком, "моделировала" в них личность, в послеатлантическое время как бы "прижилась", "привилась" к этим оболочкам и приняла характер самобытия. Поэтому должны были измениться и формы дальнейшей индивидуализации. Непосредственная деятельность самого человека в физическом мире должна была в дальнейшем индивидуализировать его оболочки. Действие сверху и извне сменилось на действие снизу и изнутри. Земная жизнь стала для человека главным источником его индивидуализации, поскольку он должен был во всё большей мере овладевать ею сам. Через подобную стадию индивидуализации прошли все существа Иерархий, только в иных фазах и состояниях мирового развития. Для человека такой фазой явилась Земля. Ее основным отличием от предыдущих фаз, или эонов, является наибольшая степень материализации. С этим связано и наибольшее отпадение развития от Бога. Человеку предначертано в грядущем также стать иерархическим существом, подняться до ступеней субстанционально творящего сознания. При этом главным принципом бытия человеческой Иерархии станет любовь, которая пронизывает и другие Иерархии. Но если в них она составляет необходимый принцип бытия и отпадение от любви равнозначно его утрате, то человеку предназначено избирать любовь свободно, иметь возможность свободного выбора между добром и злом. Свободная духовная любовь составляет главный принцип высшего человеческого Я, потому-то низошел Христос, Представитель свободной любви в Космосе, в земное развитие. Лишь стоящая над Иерархиями Божественная Троица обладает абсолютной свободой выбора и наивысшим принципом любви. И одна Ее Ипостась, Христос, соединила Себя с человеческим развитием, чтобы напечатлеть ему Свои свойства.*

* Не следует при этом думать, что человек в будущем станет выше Иерархий. Их величие заключается в ином, и оно столь грандиозно, что почти не поддается человеческому разумению. Свобода Божественного Творчества в каждом своем акте рождает новое.

Было бы глубоким заблуждением отнестись ко всему этому как к предмету простой веры. Познание духовного мира открывается на путях строгой научности. При этом только необходимо шире понять метод познания и характер мышления. Духовный мир открывается и на иных путях: как озарение в христианской мистике или в каком-либо ином оккультном праксисе, но теперь это принадлежит прошлому, поскольку уже недостаточно эффективно служит человеческому развитию. Все факторы человеческого бытия возникли не случайно. Они суть либо следствие его отпадения от Божественных миров, либо играют роль сопутствующих факторов на пути человека к Богу. Ныне пришло время, когда все они должны быть сориентированы на главную цель земной эволюции - овладение человеком высшими ступенями сознания. Это преобразит не только человека, но и все нижестоящие царства природы, которые временно принесены в жертву, чтобы образовать поле для человеческого развития. Бог пришел в мир, чтобы спасти его во всей совокупности, а не в отдельных частях. Долг человека - понять это, для чего он должен знать, в чем состоит смысл его бытия, смысл его истории. Но это откроется ему лишь в том случае, если Духопознание будет соединено с историческим познанием, благодаря чему существенно расширятся возможности последнего.

Историческое познание можно упрекнуть в антропоцентризме. Но слабость его состоит не в этом, а в узости взгляда на самого человека. Человек является духовно-физическим существом, и только таковым и может быть понят. Историческое развитие составляет лишь этап в его эволюции. Но этот этап возник из-за человека и ради человека. Бог не нуждается в истории, в истории не участвуют царства природы. Она протекает в материальном мире, то есть на периферии бытия, и представляет собой, говоря образно, некий полигон, где человек обретает первые навыки в индивидуальном творчестве. В духовной Вселенной творчество сущностно - оно порождает новые миры, новых существ. Только на Земле оно может быть бессущностным и даже противоречить общему развитию мира именно в силу отдаленности материального бытия от духа. Когда кончится история, человек научится творить не разрушая. Возможности его самобытия будут простираться так далеко, что он обретет способность сущностно работать над всеми своими тремя телами: астральным, эфирным, физическим. Тогда он станет центром определенной эволюции, включающей его самого и нижестоящие царства природы, а до той поры его развитие протекает в истории, где кроме него действуют существа как надприродного, так и подприродного мира.

Единство исторического процесса не есть изначальная данность. В его основе лежит борьба полярно противоположных сил, проявляющихся на уровне как феноменального, так и ноуменального мира. В эту борьбу человек исторический включен как внешним, так и внутренним образом. Она предстает ему как дуализм добра и зла. Одной из причин исторического пессимизма является упрощенное понимание диалектики развития или неспособность увидеть ее в противостоянии добра и зла. Тогда оказывается, что из этого "тезиса" и "антитезиса" не происходит "синтеза", а добро как будто бы все более проигрывает злу. Но действительный двигатель прогресса заключается в способности человека претворять зло в добро. Все, что вошло в мир, уже не может быть из него устранено, а только лишь метаморфизировано. Понимание этого закона могло бы самым радикальным образом оздоровить социальную жизнь людей.

Дабы стать способным претворять зло в добро, человек прежде должен сам стать целостной личностью, реализуя в себе свободного духа как индивидуализацию всеединства, которое являет собой человечество как "... высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и Вселенной, вечно соединенное и во временном процессе соединяющееся с Богом и соединяющее с Ним все, что есть (выделено нами. - Авт.)".24 На пути к этой цели человек включен в историческое развитие, диалектичное в общепринятом смысле этого слова. Это необходимо, пока человек не пришел к свободе. При этом ему следует понять, что синтезом диалектического противоречия добра и зла является моральная самосознающая личность. К этому ведет победа добра над злом в индивидуальной душе. И пока этого не произойдет, человек будет принужден оставаться страдальцем истории. Восходя к свободе, он превращается в истинного творца истории, и тогда на место борьбы должна прийти метаморфоза, претворение, что есть истинная "социальная алхимия".* "К человеку, - говорит Вл. Соловьев, - тяготела и стремилась вся природа, к Богочеловеку направлялась вся история человечества".25

* Что пока не под силу отдельному человеку, может вполне осуществляться обществом в целом. В этом состоит его подлинная христианизация.

Таким образом, принцип самодвижения заложен в самом историческом процессе, но воспроизводится он через приходящие к целостности индивидуальности и в то же время является средством обретения ими этой целостности. Следовательно, познание и мораль - это главные составляющие исторического процесса. Сами же они, обладая трансцендентальной, или сверхъестественной природой, находят свою объективацию в историческом опыте индивидуальных людей. Так история смыкается с метаисторией, не теряя при этом своего, скажем, системного характера, т.е. оставаясь самодостаточным процессом в пределах определенного круга имманентных закономерностей, восходящих от феноменального мира истории к миру ноуменальному. В таком смысле, на наш взгляд, следует понимать антропоцентризм истории. Ибо лишь через человека, но не изначально данного, а постепенно приходящего к полноте своего самобытия, самовыражения, саморазвития, то есть приходящего к свободе, возникает единство, соединяются противоположности материального (опыта) и духовного (познания, морали), феноменального и ноуменального, имманентного и трансцендентного.

Оставаясь в рамках чисто философского подхода, концепция монизма, будь то теоретико-познавательного или эволюционного, будет всегда подвергаться обоснованному, сомнению, поэтому Духовная наука берет на себя смелость расширительно трактовать проблему человека, ставя на место частных взглядов, таких как антропологизм, антропоцентризм и т.п., единое, основанное на опыте (как чувственном, так и сверхчувственном) и познании (которое не имеет границ в кантовском смысле) учение о человеке - Антропо-Софию.

В своем взгляде на историю Антропософия, благодаря опытному познанию сверхчувственного мира, дает учение о духовных существах (Иерархиях), которые подготовили человека к истории и продолжают действовать в ней. Правомерность этого учения может быть обоснована самими историческими фактами, если заняться их расшифровкой. В феномене раскрывается прафеномен - этот познавательный принцип Гетеанизма в полной мере применим и к истории.

Если не касаться слишком отдаленных фаз эволюции, то мы должны говорить о действии существ из Иерархии Архангелов как о прафеномене, которым определено вхождение народов в исторический процесс. На некоторой исходной стадии, за много столетий до того, как из различных племен возникает единый народ, Архангел действует как Демиург. Он творит единые астральное и эфирное тела, в которых племена приводятся к некоему онтологическому единству, которое тогда еще не осознается на понятийном уровне. Так, например, летописец Нестор в XII веке говорит о русском народе, перечисляя множество племен, его образующих. Если принять во внимание условия того времени, когда отсутствовало централизованное государство, а средства коммуникации были самыми примитивными, то возникает вопрос, что дает Нестору на это право? Да и вообще, откуда он, одиночка, при отсутствии литературных преданий, узнал, что за полтысячелетия до него племя полян поселилось на Днепре, славян - у озера Ильмень и т.д.? - Узнал он это от ведущего русский народ Архангела, Который сверхчувственным путем, в образах, рождал в отдельных душах познание-переживание того, как складывался русский народ.

Создание единой эфирно-астральной ауры народа - стадия предысторическая. В этой ауре как помощники Архангелов действуют существа из Иерархии Ангелов и человеческие индивидуальности, намного опередившие общий ход развития человечества. Первые из них выступают как водители отдельных групп становящегося народа - племен, родов, семей; их последующая цель - стать водителями отдельных человеческих индивидуальностей. Вторые выступают как земные водители - как руководители Мистерий, жрецы, бывшие в древности одновременно и царями. В задачу Ангелов и посвященных входит: разбить племенные и родовые связи путем введения определенных, меняющихся с ходом времени, культурных и социальных форм жизни. Это необходимо для того, чтобы укрепить эфирные и астральные тела отдельных людей и сделать их носителями индивидуального сознания. На этом пути деятельность постепенно переходит от Демиурга-Архангела к человеческим существам. Постепенно Архангел начинает руководствоваться теми целеполаганиями, которые возникают в сознаниях земных людей, и из них сплетать общий план исторической жизни народа.

Обе стороны этого процесса, поскольку проистекают из единой исходной сути, не могли бы прийти в противоречие, если бы в него не вмешивались иные духи, не заинтересованные в том, к чему стремятся Архангелы. Эти духи имеют свои частные цели и интересы в эволюции Вселенной, а человек для них - лишь средство к их достижению. Так рядом с Архангелом-Водителем народа возникают некие теневые существа, отставшие в своем развитии и видящие в людях лишь средство наверстать упущенное. Это своего рода двойники Архангелов, довольно мощные существа, отставшие от Иерархий Духов Формы и Духов Личности (Архаев). У них есть свои сонмы ангелов, осаждающих индивидуальную жизнь людей. Все эти отставшие существа бывают двух родов: люциферического и ариманического. Их действия в историческом развитии хотя и опасны, но до некоторой степени необходимы, поскольку человеку надлежит обрести свободу, а она невозможна без свободы выбора между добром и злом. Это, разумеется, сопряжено с большим риском, что и проявляется в истории. Человеку предопределено прийти к свободе, но когда и каким путем - это во всё большей мере зависит от него самого. В конечном счете кто-то может к ней и не прийти. В этом случае душе пришлось бы выпасть из общечеловеческой эволюции и стать на путь, пока закрытый от нас, поскольку его трудности превосходят всякое человеческое воображение. На этот путь человек мог бы вступить лишь в том случае, если, исходя из самосознания, решился бы полностью отдать себя на служение духам препятствий, зла. И в истории идет борьба за этот человеческий выбор. Ее исход будет решен за пределами истории, но предпосылки к нему создаются в историческом развитии. Поэтому жизнь человека - это "опасный процесс" (Р.Штайнер), а ее познание - не праздное занятие ума.

Впервые, о чем уже говорилось выше, о существовании дуализма духовных сил возвестил Заратустра. Но в ту эпоху он еще не был достаточно актуален для отдельного человека. Последний, как индивид, тогда существовал еще в довольно номинальном смысле, поскольку в большей мере переживал себя тождественным универсальному духовному миру, чем самому себе как земной личности. И Заратустра направил людей к земному опыту, научил их земледелию, обработке металлов с тем, чтобы возрастающая активность органов чувственного восприятия индивидуализирующе воздействовала на астральное тело. Особенно большую роль при этом играло осязание, в котором участвует весь кожный покров человека. В тяжелом физическом труде при возделывании земли, ковке неподатливого металла древний перс эпохи Заратустры учился памятовать о себе, обособлять себя от мира, приходить пока еще не к осознанию, а к переживанию противоположности между собой и миром. В полуясновидческом культе ему открывался дуализм сверхчувственных миров.

В древнеегипетскую эпоху понадобились уже более сложные формы воздействия на астральное тело. Древний египтянин был способен на выработку индивидуального чувствования, внутренней жизни чувств. Знание о космической противоположности сил давалось ему в мифе об Озирисе, Изиде и Тифоне. Дальнейшую индивидуализацию своего астрального тела он получал в строительстве пирамид. Годами шлифуя вертикальную и горизонтальную поверхности каменной глыбы, простой египтянин приходил к индивидуальному переживанию пространства, к переживанию себя как прямостоящего существа, что еще совсем не входило в сознание древнего перса. Далее, египтянин занимался измерением земли, приводя это в связь с математическими соотношениями звезд, возводил обелиски, как чувственные образы прямостояния, строил храмы по образу и подобию человека как микрокосма. В целом все развитие древнеегипетской культуры привело к рождению первого члена человеческой индивидуальной душевной жизни, который называется душой ощущающей. Эта душа ощущающая, как отделенная от групповой астральности часть человеческого астрального тела, пронизанная индивидуальной жизнью чувственных восприятии, вожделений, желаний, является прафеноменом всей древнеегипетской культуры, действует в ней как внутренняя закономерность, однако еще при значительном непосредственном магическом воздействии сверхчувственных сил.

В условиях древнегреческой культуры душа ощущающая метаморфизируется в новое состояние и становится главным фактором повседневной жизни. В ней грек получает значительную автономию самобытия, творит из нее духовную жизнь, создает искусства. Но более актуальной задачей для грека является выработка следующего члена душевной жизни - души рассудочной, которая является прафеноменом всей греко-римской культуры и истории. Выработка этого члена души потребовала глубокого воспитания уже других органов чувств: зрения, слуха и др. В осязании грек переживает тонкую, филигранную обработку материи, которая в его руках превращается то в сложную форму капители, то в прекрасную скульптуру. Однако многое в этом творчестве, что касается его истоков, родственно предыдущей, египетской культуре: здесь и там художник творит из внутренних инспираций, данных ему в сверхчувственном опыте. Но если египетский скульптурный портрет или рельеф носит целиком сакральный характер, то греческие статуи богов, будучи объектами культа, являют собой при этом индивидуальному сознанию идеалы прекрасного. Эстетическое переживание - это первое явление Бога индивидуализированному духу. Возникая в душе ощущающей, оно влечет ее за собой в высокие сферы, к истоку своего происхождения. Но будучи одновременно и понятием, оно служит предтечей своего явления для ума, изживаясь в сгущении индивидуального духа, родственном по своей природе интеллектуальному усилию. Эстетическое воспитание через семь прекрасных искусств занимало главенствующую роль в греческой жизни.

И религиозная жизнь греков была более развитой, чем у египтян. Простой египтянин был вынужден оставаться по эту сторону храмового портала - границы внешнего и внутреннего мира. Сквозь его врата входил только ученик Мистерий, ибо внутренние помещения храма (например, в Карнаке) были сакральны в высшем смысле слова. Они являли собой в чувственной форме триединого человека как микрокосм: первый двор соответствовал человеку воли, конечностей и в то же время давал индивидуализированное переживание пространства, второй (с колоннадой) - человеку чувств и ритма, протекающего во времени; далее путь вел в самое сокровенное - к голове, к тому центру в ней, где человеку являет себя сам Дух Солнца. В греческую эпоху мистериальная жизнь вобрала в себя новые принципы. Она протекала на путях дионисийского и аполлонического посвящений, где ученик вступал в макрокосмос либо через микрокосмос (свое внутреннее), либо через внешний мир природы. Как чувственный образ сверхчувственного малые Мистерии открывались широким массам народа.

Начало христианской эпохи было ознаменовано явлением на Земле того Бога, Который в ритме года умирал и воскресал в греческих Мистериях. В Мистерии Голгофы Христос явил на широком историческом плане то, что совершалось прежде в потаенном сумраке храма. Завеса в храме разорвалась, но это означало не только то, что каждому отныне открыт доступ в храм посвящения, но одновременно и другое: что отныне усложняется задача индивидуальной жизни. Человек современной, пятой послеатлантической культурной эпохи поставлен в более сложное соотношение духовных сил. Ныне центральной силе Импульса Христа с двух сторон противостоят силы Аримана и Люцифера. Человеческая душа должна научиться Христовой Силой держать в равновесии эти полярно противоположные силы. Для этого ей надлежит развиваться во всех своих трех аспектах - как душе ощущающей, рассудочной и сознательной, в которых тогда крепнет сила индивидуального "я". Этот путь полон ошибок и трагических заблуждений. Ноуменальный мир современной истории сложен как никогда, и фаустовская (по своему характеру) душа является прафеноменом нашей культурной эпохи.

Так в цепи метаморфоз возникают различные этапы развития человечества. Отдельные народы играют в нем роль некоего рода исторических индивидуальностей. В определенный момент они вступают в исторический процесс, достигают в нем, исполняя свою роль, зрелости, а затем склоняются к упадку. Подобно тому, как в эволюции филогенез повторяется в онтогенезе, так отдельные народы сначала повторяют этапы общечеловеческой истории, а затем переходят к решению новых задач.

В этой связи история русского народа особенно интересна потому, что этот народ последним вступил в исторический процесс. Уже в новейшие времена он проходит, хотя и не в буквальном повторении, этапы прошлых состояний общечеловеческой истории. В этом процессе он завоюет ту степень индивидуализации, при которой отдельный человек овладеет первым элементом своего духа - Самодухом. Пока что этот элемент из духовных высей как бы осеняет индивидуальное человеческое творчество. Но некогда он станет достоянием индивидуального человека. Тогда для России начнется период ее высшего расцвета, она будет призвана к решению задач общечеловеческого значения. До этого момента, который отстоит от настоящего более чем на тысячу лет, русский народ проходит подготовление к исполнению своей грядущей задачи.

Таким образом, развитие индивидуального человеческого духа составляет ту стержневую цель, вокруг которой развивается весь исторический процесс. Вполне правомерно писать отдельные истории: религии, искусства, культуры, философии и т.п., но все они суть лишь составляющие единого культурно-исторического процесса, факторами которого является всё, что определяет духовную эволюцию человечества, в той или иной исторической фазе. При этом задача историка - рассматривать эти факторы симптоматологически. Факты истории несут в себе иносказательный смысл, и чтобы его раскрыть, нужна новая методология истории.


Наши рекомендации