Краткое жизнеописание парам санта баба саван сингха джи махарадж 7 страница
Придерживаясь духа своего великого Гуру, Баба Джи без колебаний заявил:
Любое слово, которое может быть произнесено и записано, не может быть внутренним духовным Звуком, Который является непроизнесенным и неписанным Законом и Порядком всего творения.
Как может слово “Радхасвами” быть Дхунатмак, когда оно приведено к внешнему выражению; как же можно говорить, что оно “звучит” на высшем духовном плане, где не существует форма и где Сам Шабд еще не пришел в проявление?
Баба Джи объяснял, что его Мастер всегда считал, что его учение это учение Кабира и Нанака, и никогда не заявлял, что он бывал на планах, никому не известных до него в человеческой истории. Ведь величайшие мистики прошлого оставили определенное подтверждение своего доступа во все восемь внутренних планов, и мы читаем у Нанака:
Сат Лок ке оопар дхаве
* и ** ки таб гат паве
Тис ка оопар Сантан дхам
Нанак дас кио бисрам.
Лишь тот, кто поднялся над Сат Лок,
Один знает сущность * и ** [названия 6 и 7 планов].
Обитель Святых выше них,
И бедный Нанак тоже пребывает Там.
Последние слова выражают его приверженность традиционному Пути вне тени сомнения. Он недвусмысленно разъяснил, что у него нет ничего общего с “Радхасвами”, ставшим культом. Его Путь - это Путь Сат Наам и Анами, и если он принимал термин “Радхасвами”, это могло быть лишь еще одним Варанатмак именем для Неименуемого.
Таким образом, все имена, даваемые в качестве Симрана, точно так же являются Варанатмаком. Их единственные функции таковы: а) помочь добиться Дхьян, или сосредоточенной концентрации; б) служить паролями для перехода с плана на план.
Задача души и Сатгуру - достичь пятого плана, Сат Лок; и для этого требуются пять паролей, по одному для каждого плана. Стоит душе войти в планы чистого духа, и больше никакие пароли не нужны. Когда душа созерцает Сат Пуруша - Божество Сат Лок, или Сач Кханда, и первую определенную манифестацию Наама и Форму Не Имеющего Формы и Не Имеющего Имени, она осознает, что Он и Сатгуру не различны, а являются Одним и Тем же, и что она сама лишь из той же самой Их Сущности.
Ее поиск Абсолюта наконец окончен, и она начинает сливаться с Ним. По мере того как душа уходит глубже и глубже, из Формы поглощаясь Не Имеющим Формы, она проходит через * (Неописуемый) и ** (Непостижимый), пока наконец не потеряется в Океане Блаженства и Сознания, который является Окончательной Реальностью за пределами всякого имени и формы: невыразимой, безупречной, неописуемой и неизмеримой. Она есть то, что Она есть; ничего более невозможно сказать о Ней. Единственный способ Ее описания - с помощью отрицаний: ни Свет, ни тьма; ни Звук, ни тишина. Нельзя сказать, что Шабд звучит там, ибо Шабд еще не пришел в проявление; и говорить, что там можно слышать вибрирующими мелодии “Радхасвами” было бы противоречием в терминах.
Этому учили все прежние Адепты в Сурат Шабд Йоге. Любой проницательный исследователь их писаний может видеть, что все они считали вход на пятый план Целью, которую должны ставить перед собой как ученик, так и Гуру. Для достижения этого важен Симран пяти священных Имен; и как только она входит в Сат Лок, то это уже остается задачей Сат Пуруша - слить ее с Собой и позволить идти дальше и еще дальше в Не Имеющее Формы и Имени. Именно этот процесс из двух фаз подчеркивал Свами Джи, когда он говорил:
Мой путь - это тот самый путь
Сат Наама и Анами Наама.
И в заключении Бачана 26 в Сар Бачан (Поэзия), описывая вход души в Сат Лок и ее Путь в Запредельное, он действительно делает весь метод очень ясным и не оставляет ни тени сомнения:
Пушап мадх сае утхи аваза
Кау тум хое кахо каджа
Сатгур милае бхед суб дина
Тис ки крипа дарас хум лина
Даршан кар ут кар магнани
Сат Пуруш туб болае бани
Алак лок ка блед суная
Бал упна дае сурат патхая
Алак Пуруш ка руп анупа
Агам Пуруш нирка кул бхупа
Дек ачрадж каха на джае
Кая кая собхаваран пае.
Из Лотоса возник Голос:
“ Скажи, кто ты и что привело тебя сюда?”
“ Мой Сатгуру дал мне Ключ от этого Царства
И Его милостью я благословлен Твоим Даршаном”.
Созерцая Господа, душа потерялась в экстазе;
Потом Сат Пуруш говорил,
Раскрывая тайны Алак Лок,
И Своей собственной силой поднял ее дальше.
Форма Алак Пуруша не поддается описанию.
Агам Пуруш - Господь всех творений:
Его чудесный Вид невозможно описать,
И великолепие Его невозможно передать словами.
Баба Джи строго придерживался первоначального учения своего Мастера и уверял своих учеников, что если они живут по его инструкциям, то совершенно определенно “достигнут Сач Кханда, и пройдя через * и **, сольются с Анами-Радхасвами, Областью Чуда”. Святые прошлого достигали наивысшего Состояния посредством Пяти Имен, так зачем же теперь менять их? Зачем пародировать послание Свами Джи просто ради создания еще одного культа? Сурат Шабд Йога - древняя наука, и ее не изменить за ночь.
Перед своим последним днем Баба Джи созвал всех своих учеников, присутствовавших тогда в Беасе, и заявил:
Воля Дин Даяла Свами Джи Махараджа такова, чтобы я открыл двери духовной сокровищницы еще шире, чем раньше. Мой Мастер желает, чтобы я дал вам более детально, чем прежде, описание внутренних царств, пяти первых и трех последних, чтобы вы не сомневались и не говорили, что тот, кого любил Свами Джи, ушел в молчании.
Затем он долго говорил о чудесах внутренних миров и закончил словами, которые мы уже цитировали в заключении к биографии:
Всю свою жизнь я стремился только служить моему Мастеру, и теперь та работа, которую Он должен был совершить через эту бедную физическую конструкцию, закончена.
Внешнее учение великого человека невозможно низвести до простого утверждения. Задача становится труднее вдвойне в случае Святого уровня Баба Джаймал Сингха. Такие души говорят от мудрости, которую нам не понять, и действуют не как ограниченные человеческие существа, а как агенты Господа:
Джаиси маен аавае Кхасам ки бани
Таисра кари гиан вэй Лало.
Что мой Господь говорит внутри меня, о Лало,
Только это я произношу.
Нанак, Тиланг, М. 722
Послание Святых живет в каждом маленьком слове, которое они произносят, и в каждом малейшем жесте. Абстрактные положения их философии - это лишь скелет из костей и хрящей, в котором совершенно отсутствует плоть и кровь их непосредственного воздействия на их учеников. Кто может сейчас вспомнить те слова мудрости, мира, утешения, ободрения, вдохновения, любящего упрека, которые произносил Баба Джи, когда он двигался среди своих учеников? И кто смог бы сейчас записать те маленькие действия бескорыстия, доброты и сверхчеловеческой любви, которые неосознанно вселяли в окружающих непоколебимую уверенность в истинности того, чему учил Мудрец? Если когда-либо бывала проблема, которая не могла быть решена, он уходил в медитацию; и когда он возвращался с внутренних планов, он имел ответ. Но все это, кроме нескольких кратких записанных отчетов, утеряно навсегда: смысл высказанный, а также смысл невысказанный и выраженный посредством глаз, слова совета на любую мыслимую тему нескончаемому потоку учеников и ищущих - все это ушло безвозвратно. Мы можем только дать эту шелуху, скелет, и оставить остальное читателю.
Для лучшей памяти о Баба Джи и для нашего удобства мы резюмируем здесь некоторые основные черты его послания, самого древнего, но однако в его руках, как в руках каждого Святого, самого нового и жизненного.
СУРАТ ШАБД ЙОГА
Это высшая форма Йоги, которая ведет душу к самому Источнику, Источнику всей жизни и творения, Не Имеющему Формы и Не Имеющему Имени Анами. Она - самая экономичная и быстрая, и ею могут заниматься все: молодые и старые, дети и женщины, семейные и не-семейные. Фактически, она больше всего подходит для наших времен, когда другие формы йоги, слишком медленные и изнурительные, почти невозможно практиковать. Свами Джи не сделал ошибки, когда в свой последний день он сказал:
В эту Югу (цикл времени) ничто не может быть полезно,
Кроме преданности истинному Мастеру и практики Наама.
Дживан Чаритар, с.112
Сатгуру или истинный Мастер
Он является воплощением Сат Пуруша в человеческую форму, став Единым с Ним. “Слово стало плотью и пребывало среди нас”. Без активной помощи такого живого Мастера ничто не возможно. Прошлые Мастера могли переправить своих современников на другую сторону, но нам от них не может быть много пользы. С Шабд Гуру всегда нужно контактировать через посредство Его живой манифестации. Единственным непогрешимым тестом компетентности в этой области является способность Сатгуру дать опыт из первых рук, который позднее может быть развит. Как только истинный Мастер найден, следует сосредоточиться на внутренней дисциплине. Его руководство всегда с нами и продолжается даже после того, как он оставляет физический план.
Гурмукх или подлинный ученик
Найдя подлинного Мастера, после разрешения всех сомнений нужно жить согласно идеалу совершенного ученика. Что значит быть таким совершенным учеником? Это означает иметь полную веру в Сатгуру, никогда не сомневаясь в его мудрости и власти. Это значит быть поглощенным любовью к нему во время работы или отдыха, так как только такая любовь может очистить сердце от несовершенной любви к миру. Кроме того, имея такую веру и любовь, нужно следовать как можно лучше его предписаниям:
“Если вы любите меня, соблюдайте мои заповеди”.
Если ученик развивает такие качества и полностью подчиняется Воле Сатгуру, он будет свободен от мирских желаний, станет подходящим вместилищем для Шабд Дхун и милости Мастера, и щедрость польется на него, как потоп, который снесет все внутренние врата и препятствия.
Внешнее и внутреннее
Путь к спасению не находится вовне, он внутри. Внешние ритуалы бесполезны, и хотя следует уважать память прошлых Мастеров, совершенно бесполезно предаваться поклонению их самадхам (святилищам с прахом), статуям или изображениям. Нужно смотреть на их жизнь как на образец и так же, как они, концентрироваться на мире внутри. Сам Баба Джи проводил недели в Баджане и Симране с короткими перерывами для еды. Он всегда вдохновлял своих учеников отдавать как можно больше времени садханам, которым он учил их.
Постоянное воспоминание о Господе - лучшая защита от привязанности и Майи, и следует продолжать Симран из пяти Слов во все часы дня. Не менее важен и Баджан, требующий более концентрированного внимания. В любой ситуации, как бы ни был ученик занят внешними обязанностями, он должен находить каждый день некоторое время, пусть небольшое, для Баджана. Только сохранением связи с Шабдом можно получить что-нибудь. И когда постоянной практикой ученик усилит связь с Шабдом, внутренняя Музыка будет течь непрерывно во все часы дня, став призывным рогом, всегда приглашающим внутрь, и искусно поднимая его, как шелковая веревка, над колючками земных желаний.
Короче, Баба Джи учил духовности как несектантской внутренней дисциплине, которая доступна всем. Он всегда подчеркивал, что дело не во внешних формах и сектах: это полностью вопрос внутреннего очищения и практики. Тот, кто смог найти истинного Мастера, вырос в способного ученика и неизменно следует садхане, которой его научили, без сомнения раньше или позже достигнет Сат Лок.
Задача Сатгуру - взять душу к Сат Пурушу, созерцая Которого, она осознает, что она из той же Сущности, и видит Сатгуру и Высшего Господа как неделимое Целое. Там она сливается с Сат Наам, с помощью Которого идет дальше в *, **, *** (или Радхасвами) и даже в запредельную Область Чуда; как будет выявлено из одного из писем Баба Джи (представленного в “Духовных драгоценностях”), каждый представляет собой дальнейшую стадию ухода души от имени и формы и поглощенности в Не Имеющем Имени и Не Имеющем Формы - окончательной стадии за пределами всех форм Света и Звука и поэтому совершенно неописуемой в терминах человеческого опыта.
Успеха на этом Пути можно достичь независимо от социальной или религиозной принадлежности. Верный предписаниям Свами Джи, Баба Джи старался истолковать духовность как несектантский метод. Он покончил со многими старыми внешними практиками, главной из которых является Бхайнт, или дань Гуру, оставив полность в воле ученика жертвовать на поддержание Сатсанга. Не одобрял он также и принятие какого-то особого вида приветствия, который мог бы перерасти в признак верования.
Будучи в Мурри, однажды Биби Рукко (под влиянием недавнего визита в Агру) проинструктировала сатсанги приветствовать Баба Джи, когда он приходил, словом “Радхасвами”. Баба Джи был далеко не в восторге, он предостерегал ее:
- Смотри, в будущем не повторяй эту ошибку. Мы, души, приходим не создавать новые секты и верования. Мы здесь, чтобы растворять все различия. Зачем отвлекать этих простых людей внешними лозунгами? Моя задача - взять их внутрь, и пусть они приветствуют меня по традициям своей общины.
Как мы уже видели, он имел группу мусульманских учеников и никогда не давал им почувствовать, что они должны каким-то образом отречься от своей веры. Это является лишь областью исследования, как математика или астрономия, и которую могут принять и овладеть ею люди всего мира; и то, чему он учил их, были те же самые истины, которые провозглашали своим ученикам величайшие суфии - Джалал-уд-Дин Руми, Хафиз, Шамас Табриз или Инаят Хан.
Эта задача выполнялась далее духовным сыном Баба Джи - Хазуром Баба Саван Сингхом Джи. Во время служения Хазура сбылось пророчество Баба Джи, и Сатсанг грандиозно увеличился. Послание великого Мастера распространилось за моря, и люди всех верований искали у него убежища. В соответствии с таким развитием событий и меняющимся духом века Хазур начал истолковывать Вневременное послание как Внутреннюю Науку. Внешний ритуал все больше и больше отбрасывался, и практики типа Чаран-амрит (омовение ног Гуру), Мукх-амрит (освящение Мастером пищи после того, что он сам немного принял ее, или Паршад) или Арти (церемониальное махание огнями перед божеством) полностью исчезли. Как и Баба Джи, Хазур всегда с охотой встречался с лидерами всех вер, и один из его американских учеников, д-р Дж.Джонсон в своей книге “С великим Мастером в Индии” описывает, как Хазур посещал места поклонения каждой секты, где бы он ни бывал.
Научная тенденция продолжает усиливаться, и люди больше не желают воспринимать Духовность, как в прежние времена, как дело религиозной веры. “Мы должны быть убеждены,- говорят они,- мы должны иметь доказательства. Мы не можем быть удовлетворены просто слепым исполнением того, что делали наши праотцы”. Поэтому, идя в ногу с развитием, Рухани Сатсанг в Дели окончательно отменил, в соответствии с желанием Хазура Саван Сингха Джи, последние следы ритуала. Даже фотография живущего Мастера не выставлялась для обозрения.
Избавившись от всех своих внешних наростов, Духовность становится наукой, столь же научной, как и любая другая, подтверждаемая в своих результатах. Пусть любой ищущий примет ее и создаст в лаборатории души необходимые условия, и так же наверняка, как ночь следует за днем, он поднимется в Царство Божие.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПАРАМ САНТА БАБА САВАН СИНГХА ДЖИ МАХАРАДЖ